на главную страницу

3 Августа 2011 года

Жилищная политика

Среда

Версия для печати

В условиях новой системы

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



На основании положений Директивы министра обороны РФ от 18 мая 2010 года функции жилищного обеспечения военнослужащих не в рамках накопительно-ипотечной системы переданы в Департамент жилищного обеспечения военнослужащих Минобороны России. В рамках этого решения процесс распределения квартир в военных округах, объединениях и соединениях был возложен на сформированные региональные структуры. Так, с декабря 2010 года в Екатеринбурге начал работу коллектив Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России» («Центррегионжильё»).
О профильных особенностях деятельности учреждения, а также ряде реализуемых на местах положений нового порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в интервью корреспонденту «Красной звезды» рассказала начальник «Центррегионжильё» Наталия МАРТЫНОВА.


     - Наталия Николаевна, каков перечень основных задач, стоящих перед «Центррегионжильё»?
     - На управление «Центррегионжильё» возложены обязанности по обеспечению военнослужащих Центрального военного округа жилыми помещениями из объёма жилищного фонда Министерства обороны России. В перечне функциональных задач отрабатываются вопросы сверки полноты предоставляемого военнослужащими комплекта документов, необходимого для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, реализации положений программы Государственных жилищных сертификатов (ГЖС), принятия решения по обеспечению военнослужащих служебным жильём. Ведём работу с гражданами по вопросам жилищного обеспечения, готовим ответы на их обращения, осуществляем другую поддержку, необходимую для реализации права на жильё, а также отрабатываем ещё полтора десятка сопутствующих направлений в рамках основного вида деятельности.
     Более того, в начале апреля 2011 года в пакет документации, регламентирующей деятельность региональных управлений, были внесены дополнения, расширяющие наши полномочия. В частности, речь уже идёт о том, что региональные управления наделяются правами признания военнослужащих округа нуждающимися в жилых помещениях, снятия их с учёта, а также принятия решений о предоставлении военнослужащим распределённых жилых помещений. Таким образом, ведя речь о добавившихся направлениях, можно констатировать, что взамен роли посреднического звена мы обрели право на определённую самостоятельность в действиях. И по большому счёту расширили текущий перечень функциональных задач учреждения.
     - Бытует мнение, что «Центррегионжильё» - это правопреемник упразднённых жилищных комиссий воинских частей и КЭЧ районов. Так ли это на самом деле?
     - В процессуальном понимании правопреемства «Центррегионжильё» не является продолжателем дела упразднённых жилкомиссий воинских частей и КЭЧ. Шестьдесят первая статья Гражданского кодекса РФ однозначно констатирует тот факт, что ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, «Центррегионжильё» не в праве быть, если можно так выразиться, новым обликом прежних войсковых жилкомиссий и районных КЭЧ. Учреждение «Центррегионжильё» - звено, созданное «с нуля» в системе нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих.
     - В ноябре прошлого года ведомственный приказ № 1280 определил новый порядок обеспечения военнослужащих жильём. В чём отличие его положений от ранее существовавших предписаний однопрофильного регламента?
     - Ранее не оговаривались сроки обеспечения жильём увольняемых военнослужащих. Потому бесквартирные офицеры могли месяцы, а то и годы пребывать в состоянии ожидания того, когда же государство выделит их семьям положенные квадратные метры. При этом по служебной линии увольняемые выводились за рамки должностного штата - в распоряжение командира части, по сути, становясь невольными заложниками ситуации, когда человек уже отстранён от непосредственного исполнения служебно-должностных обязанностей, но увольнению «подчистую» ещё не подлежит ввиду его нереализованного права на жильё.
     Также согласно требованиям приказа № 1280 была создана общая очередь нуждающихся в постоянном жилье военнослужащих. Столь новая централизованная система жилищного обеспечения способствует изжитию коррупционных моментов и фактов злоупотребления в сфере распределения жилья. В свою очередь процесс формирования единого реестра очередников наконец не только сделал его ход прозрачным, но и восстановил социальную справедливость в вопросе распределения квартир среди стоящих на учёте бесквартирных военнослужащих. И это очень важно! Ранее, в соответствии с действовавшими нормами, военнослужащий после перевода в другую часть на новом месте должен был вновь становиться на учёт. Потому не редки были ситуации, когда по месту прошлой службы офицер должен был получать жильё одним из первых, а на новом оказывался крайним в общей очереди. При этом военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы 20–30 лет, оказывался в очереди на получение жилья дальше, чем молодые военнослужащие, прибывшие в данную часть чуть раньше него.
     К тому же не стоит забывать, что прежняя практика ведения списка нуждающихся в жилье не была непогрешимой - при том учёте допускался вариант «вклинивания» в первые строки списка очередников данной части офицеров рангом повыше. Всё это приводило не только к неразберихе с тем, кому действительно положено жильё, но и к очевидной несправедливости при его распределении.
     Теперь всё обстоит по-иному. Внесение военнослужащих в единый реестр не требует от них «перерегистрации» или дополнительного сбора документов. Военнослужащие автоматически распределяются в электронной очереди согласно дате признания их нуждающимися в жилье.
     - Но военнослужащему на представленном сайте реестра Минобороны ознакомиться с личной позицией ожидания нет возможности: в перечне не предусмотрен порядковый номер очередника. В чём здесь резон?
     - Действительно, данная опция в представленной электронной очереди не заложена. Что, по мнению обращающихся к нам кандидатов на получение жилья, привыкших в воинских частях отслеживать доступный для всех на доске документации механизм движения очередников, не совсем удобно. Но при объёме в десятки тысяч зарегистрированных участников программы данный момент, наверное, не столь важен. Думаю, главное для конкретного соискателя жилья - видеть своё присутствие в числе участников программы и дождаться появления на персональной страничке сообщения о состоявшемся распределении жилого помещения.
     Хотя не стоит отрицать тот факт, что действующему электронному реестру присущи отдельные «шероховатости». Скажем, апеллируя к прежнему информационному источнику с доски документации части, офицер имел возможность в случае несогласия с текущим развитием учётных событий защищать свои права на очерёдность получения жилья в судебном порядке, представив в подтверждение высказываемой претензии копию общего списка части. Сейчас, при электронном варианте учёта очерёдности, такая возможность исключена.
     В нашей пока непродолжительной практике работы уже есть и иного рода примеры. Так, с вопросом о сохранении права быть на учёте нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма неожиданным для себя образом соприкоснулись военнослужащие базировавшейся в Новосибирске воинской части Военно-воздушных сил России. В процессе формирования Центрального военного округа военным авиаторам данной части было предписано сменить место базирования. Передислокация состоялась в сентябре–октябре 2010 года. На основании пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом министра обороны России 15 февраля 2000 года, военнослужащие авиачасти были исключены из базы учёта КЭЧ района «в связи с убытием к новому месту военной службы». Однако (просто так совпало) к моменту их прибытия в Екатеринбург этот приказ утратил силу, и новосибирцы не успели в установленном ранее порядке быть признанными нуждающимися в получении жилья по новому месту службы. В результате стечения обстоятельств личный состав воинской части оказался вне единого реестра.
     «Центррегионжильё» предприняло соответствующие действия в восстановлении нарушенной справедливости. Сейчас наше предложение о включении военных лётчиков в единый реестр с момента признания их нуждающимися в получении жилья по прежнему месту военной службы находится на рассмотрении.
     Это лишь два проблемных примера, выявившихся в процессе «эксплуатации» программы электронного реестра. На деле их, к сожалению, несколько больше.
     - В то же время электронный реестр насыщен целым рядом положительных моментов...
     - Совершенно верно. Здесь можно отметить сокращение сроков рассмотрения обращений военнослужащих. В отдельных случаях речь может идти даже не о неделях - о месяцах выигранного времени. Так, ранее регламентирующим циркуляром отводился месячный срок на формирование соискателями на жилые помещения всего пакета необходимых документов. Но даже в месячный период подавляющее большинство военнослужащих не укладывалось. Например, по причине весьма продолжительного сбора данных для оформления справки Федеральной регистрационной службы об отсутствии в собственности военнослужащего какого-либо жилья на территории Российской Федерации.
     Есть предпосылки к тому, что данная справка может быть исключена из пакета обязательных к представлению документов военнослужащим. Что по большому счёту было бы выгодно соискателям жилья даже вдвойне. Во-первых, им не надо самим оформлять данный документ. Во-вторых, семьи военнослужащих могли бы сохранить на этом в домашнем бюджете не одну тысячу рублей. Судите сами: тариф на оформление одной такой справки на члена семьи составляет полторы тысячи рублей. Наши семьи - это три-четыре человека. Считайте: понесённые затраты - от четырёх с половиной до шести тысяч рублей. Но и это ещё не предел. Например, после ротации войск из состава 201-й военной базы в российские регионы ЦВО вернулись военнослужащие, чьи семьи насчитывают 5—8 человек. Вот для кого расчёт за стоимость собранных справок сродни опустошению кармана.
     - Наталия Николаевна, есть ли особенности в плане предоставления военнослужащим служебного жилья?
     - В отличие от развивающейся системы единого реестра очередников Минобороны России на получение помещений по договору социального найма формирование учётной базы военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье, ведётся погарнизонно. Здесь тоже есть как положительные моменты, так и всё те же «шероховатости». В частности, взятый на учёт в список единого реестра военнослужащий в случае перемещения по служебной необходимости из одной воинской части в другую, из гарнизона в гарнизон, даже из округа в округ сохраняет за собой присвоенный ему порядковый номер очередника. То есть не теряет закреплённое за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма. В отношении служебного жилья ситуация по размещению вновь прибывшего развивается с точностью до наоборот: при смене гарнизона службы военнослужащий всякий раз вынужден, заявляя о себе на новом месте, становиться в «хвост» существующей вереницы лиц, нуждающихся в служебном жилье.
     На первый взгляд это неудобно. Но в данной ситуации есть и положительный момент. Речь идёт о том, что, убывая в соседний гарнизон, военнослужащий вправе сохранить на прежнем месте за собой ту жилую площадь (если она не является служебной квартирой), которая находилась в его распоряжении до момента отъезда. Скажем, имея квартиру в Чебаркульском гарнизоне, офицер, убывая на новое место службы, не только сохраняет за собой прежнее жилое помещение, но и вправе рассчитывать на служебные квадратные метры в Екатеринбургском, Самарском, Рощинском или ином другом гарнизоне. Правда, до того лишь момента, пока не решит обзавестись на новом месте своим постоянным жильём. Тогда от имеющейся квартиры в прежнем гарнизоне он обязан будет официально отказаться.
     Эта схема выгодна в том плане, что семья офицера в отсутствие главы не останется, что называется, под открытым небом, а ему самому при необходимости есть куда вернуться. Факт получения служебного жилья на новом месте никак не сказывается на праве военнослужащего распоряжаться квартирой в прежнем гарнизоне.
     Однако стоит отметить, что данное право, скажем так, на второе служебного рода жилое помещение действует лишь в том случае, если новое место службы военнослужащего располагается в ином военном гарнизоне.
     - На фоне аналогичных вашему управлений, расположенных в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, какие особенности присущи «Центррегионжильё»?
     - Наше, пожалуй, самое существенное отличие состоит в том, что Центральный военный округ - самое большое объединение Вооружённых Сил России, в границах ответственности которого находится около трёх десятков субъектов Российской Федерации. ЦВО - это не один десяток военных гарнизонов. Воспринимая данный момент, нетрудно представить, с каким объёмом войск приходится работать сотрудникам «Центррегионжильё». Вот почему ещё на старте формирования регионального управления был предусмотрен вариант развития «дочерних» отделений учреждения. И этот перспективный взгляд оказался правильным. В противном случае справиться с таким объёмом работы одним лишь сотрудникам «Центррегионжильё» было бы весьма сложно.
     В настоящий момент в Самаре, Новосибирске и Красноярске идёт формирование тех самых заранее предусмотренных территориальных отделов учреждения. Подбирается штат. Прорабатывается вопрос о полномочиях территориальных отделов. Пока они видятся как промежуточное звено, ведущее сбор информации и документов на подотчётных им территориях.
     - Следует ли воспринимать ваши слова как прелюдию к перспективному развитию деятельности учреждения?
     - Несомненно. Иначе и быть не может. Перспективы, или, по-другому, запас прочности, у отрабатываемой системы должны быть всегда. Тем более в вопросе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
     Судите сами: категория военнослужащих, имеющая право на жилые помещения по договору соцнайма, уже определилась. Здесь всё понятно, и финал в работе с ними не так уж и далёк. А лица, заключившие первые контракты после 1 января 1998 года, а также офицеры - выпускники военных вузов того же года и последующих лет могут рассчитывать лишь на служебное жильё. Причём в течение всего периода военной службы. И лишь при увольнении в запас они обретут право получить жильё по действующей программе соцнайма. Работа с данными лицами начнётся лишь в 2013 году. До того момента нам необходимо решить серьёзнейшую задачу по жилищному обеспечению увольняющихся военнослужащих старшего поколения, которые изначально имеют право на жильё по соцнайму.
     Практически одновременно предстоит решать вопрос обеспечения военнослужащих ЦВО служебным жильём. Данная потребность останется теперь на постоянной основе.
     В ближайшей перспективе предстоит «поставить на ноги» формируемые коллективы уже упомянутых региональных отделов «Центррегионжилья».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex