на главную страницу

3 Августа 2011 года

Армия и церковь

Среда

Версия для печати

Симфония души

Павел ГЕРАСИМОВ. Фото автора.



Идея призывать верующих в отдельную воинскую часть родилась в обществе в начале 1990-х годов. Военное ведомство тогда передавало Русской Православной церкви монастыри и храмы, находившиеся на территории воинских частей и на его землях. Так в армии появилось несколько «православных» гарнизонов, в том числе и на известном для многих туристов острове Валаам, где службу несёт рота противовоздушной обороны. Но самый большой такой гарнизон находится в ста километрах к северу от Москвы. После того как церкви вернули Свято-Смоленскую Зосимову пустынь Владимирской епархии, находящуюся на территории 1263-го арсенала инженерных боеприпасов, туда в качестве эксперимента направили нескольких будущих священнослужителей, призванных во время учёбы в Московской духовной семинарии...
С тех пор воинская часть и одна из известнейших православных обителей не только мирно соседствуют, но и благотворно взаимодействуют, по сути, давно уже став единым целым. Сосуществование двух миров иногда проявляется в некоторых причудах реальности. Например, в монастырь верующие прихожане могут попасть... только через КПП. Ну а как же иначе?


     Наверное, вначале стоит более подробно рассказать о зарождении этого необычного «конгломерата». В 1993 году на территорию арсенала инженерных боеприпасов, дислоцированного в районе посёлка Арсаки недалеко от Павловского Посада, что на границе Московской и Владимирской областей, приехал тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первый и последний вице-президент Российской Федерации Александр Руцкой. В то время все службы части, штаб, клуб находились на территории монастыря.
     Было решено, что монастырь, не действующий с 1924 года, вернут Русской Православной церкви. Патриарх, уделявший большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью, высказал мысль о целесообразности призывать на службу в эту часть семинаристов. Ведь их не освобождают от воинской обязанности. Они не имеют отсрочки. К этой мысли прислушались. В 1994 году были призваны в воинский строй первые 15 человек. Из них сформировали отдельный взвод. Бывшие семинаристы несли службу точно так же, как и остальные солдаты.
     - Каким образом в настоящее время попадают верующие призывники в вашу часть? - спрашиваю у начальника арсенала полковника Андрея Лопатина.
     - У семинаристов есть духовные отцы, которые говорят: ты идёшь служить в армию в такую-то часть. И вопросов у молодого человека больше не возникает. А бывает и так, что ещё до призыва к нам приезжает православная молодёжь призывного возраста и просится служить именно в нашей части. На территории монастыря с кандидатами ведётся допризывная подготовка, которой руководит игумен Варнава. Далее готовится директива, согласованная с военным отделом Русской Православной церкви и Генеральным штабом. После чего издаётся директива начальника Генерального штаба, в соответствии с которой по спискам Синодального отдела на службу в нашу часть направляются предварительно отобранные нами юноши.
     - Наша часть - православная, - продолжает рассказ командир. - Это официально признанный статус, и мы стараемся придерживаться его. Но это не говорит о том, что у нас служат только православные воины. По территориальному принципу комплектования к нам прибывают служить и обычные военнослужащие, в том числе и представители других конфессий.
     Как отмечают офицеры части, в отношении к службе двух солдат - одного призванного по разнарядке военкоматом, и другого - православного воина, нет особой разницы. Православные отличаются большей дисциплинированностью. От бывших семинаристов никто ни разу не слышал сетований на трудности, тяготы службы. Отношение чёткое: служба - святая обязанность. Словами из Библии о том, что защита Отечества является священным долгом, и теми же словами, записанными в Конституции, они руководствуются буквально. И служат на совесть - несут службу в суточных нарядах, в карауле, изучают свои обязанности, общевоинские уставы знают назубок, как «Отче наш».
     Каких-либо отклонений в распорядке дня для православных солдат не предусмотрено. Естественно, не отводят им какого-либо времени для совершения религиозных ритуалов. А вот в воскресенье, после завтрака, непременно звучит команда: «Желающие сходить в монастырь на утреннюю службу - выйти из строя!» Составляются списки, назначается старший. Строй отправляется в монастырь.
     - Единственное отличие в распорядке у верующих и неверующих - это было до моего прихода в эту часть, и я не стал что-то менять - православные солдаты читают молитвы перед приёмом пищи и после него, - говорит командир. - И ещё. В день приведения к Военной присяге в 6 утра в нашем воинском храме, оборудованном руками солдат, отец Варнава служит литургию. Кто хочет, тот идёт.
     - А как же посты - Рождественский, Великий, Петровский?.. - интересуюсь у полковника Лопатина.
     - От поста по церковным установлениям освобождаются беременные женщины и воины. Никаких постов в армии не может быть. Пища в армии готовится несколько иначе, чем дома или в ресторане. То есть, например, масло, тушёнка сразу кладутся в котёл, поэтому, употребляя кашу в солдатской столовой, личный состав тем самым оказывается вне поста. Бульон военные повара обязательно готовят на мясе. На каждый завтрак готовится кофе с молоком. В общем, в солдатском рационе выделить что-то постное практически невозможно. Если верующий солдат будет воздерживаться от приёма пищи, то останется голодным, и это может ему помешать выполнить боевую задачу. Такого мы допустить не можем. И церковь с нами заодно.
     О православной части давно знают по всей стране, в том числе многие родители будущих призывников. Желание увидеть своего отпрыска, вернувшегося домой не только окрепшим, но и закалившим себя духовно, подвигло многих на поиски пути к этому месту службы. О том, что такие надежды оправданны, говорит хотя бы такой факт: в части никто не борется с неуставными взаимоотношениями. Их нет, как нет и причин для их возникновения. Большинство «обычных» призывников приходят на службу некрещёными, а в процессе службы многие принимают решение креститься.
     - Между солдатами-мусульманами и солдатами-православными за всё время моей службы не было ни одного конфликта на религиозной почве, - говорит командир. - Как-то после принятия присяги, когда только пришёл в арсенал, побеседовал с родителями, представителями мусульманской общины. Предупредил их, что часть имеет православный статус, что перед приёмом пищи многие солдаты будут читать молитву. И поинтересовался, не заденет ли это религиозные чувства их сыновей - мусульман? В один голос они сказали, что нет. В сжатом, ограниченном жизненном пространстве, продиктованном условиями военной службы, верующие и неверующие, мусульмане и православные показывают пример лояльности и взаимопонимания.
     Ещё в 1994 году из призванных на действительную военную службу в Вооружённые Силы и конкретно в эту часть семинаристов сформировали хор, который впоследствии стал называться Православным солдатским хором инженерных войск. За 16 лет его существования в общей сложности записано 9 компакт-дисков с песнями. В репертуаре - песни военно-патриотического содержания и духовные песнопения, в том числе и на других языках. Завершающий коллекцию диск был посвящён 310-й годовщине формирования инженерных войск, отмечаемой в этом году. В Российской академии имени Гнесиных недавно состоялась презентация нового альбома «За Веру и Отечество».
     Православный солдатский хор, которым руководит бессменный художественный руководитель игумен отец Варнава, - лауреат четырёх международных конкурсов православной музыки, которые проводились в Польше, Белоруссии и России. В 2010 году он получил Гран-при на Международном конкурсе в Москве. В период рождественских праздников ребята традиционно отправляются на гастроли по воинским частям различных округов, городам и посёлкам России. Совсем недавно с большим успехом они выступили с сольным концертом в Греции на фестивале православного пения.
     - Примечательно, что хор состоит только из солдат-срочников - нет ни одного контрактника, ни одного пришлого со стороны. В связи с сокращением срока службы его состав постоянно меняется, каждые полгода обновляется ровно наполовину. Однако, судя по всему, творческий потенциал хора только наращивается.
     - Вы обучаете солдата духовному пению, он достигает мастерства, а через год заканчивает службу и уходит. Не обидно? - интересуюсь у игумена Варнавы.
     - Нет, каждый из них оставляет хороший след. А с некоторыми и не разлучаемся: мы открыли Свято-Зосимову высшую духовно-певческую школу и увольняемые солдаты остаются в ней, обучаются дальше, помогая нам сохранять традиции духовного пения и патриотического воспитания.
     - Кто выбирает репертуар?
     - На протяжении многих лет неоценимую помощь в развитии уникального воинского творческого коллектива и в подборе репертуара оказывают ведущие специалисты в области хорового пения. Особую благодарность за деятельное участие и помощь следует принести секретарю Союза композиторов России, заслуженному деятелю искусств России Анатолию Киселёву, начальнику военно-оркестровой службы Министерства обороны, заслуженному деятелю искусств России генерал-майору Валерию Халилову, ну и, конечно же, начальнику инженерных войск генерал-майору Юрию Ставицкому.
     Кроме художественного руководителя и организатора хора, мне удалось побеседовать и с исполнителями, например с сапёром рядовым Иваном Ефстафьевым, который охотно рассказал о своей службе и увлечении.
     - Считаю, что нам, бывшим семинаристам, очень повезло. Я учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии. Слышал, что есть такая часть, есть такой хор. И вот я здесь. У нас служат семинаристы и из Троице-Сергиевой лавры. Это очень здорово, когда духовные люди собираются вместе. Создается очень благодатный климат. Личным составом руководят отличные командиры и старшие начальники, поэтому нам, как будущим пастырям, очень полезна служба здесь. На их командирском примере мы набираемся опыта. Постоянно укрепляемся воинским духом, что поможет в будущем строже относиться в первую очередь к себе. Таким образом, становимся воинами Христовыми, служа своему Отечеству.
     В православной части мы находим духовное утешение, потому что здесь есть храм и есть молитва. Нам легче исполнять свой гражданский долг с верой в душе и с молитвой. Потому что солдатская служба тяжела и часто хочется молиться и просить Бога, чтобы он дал сил исполнить свой воинский долг на совесть. Каждое воскресенье ходим в храм и имеем постоянное духовное окормление у батюшки. Игумен Варнава нас духовно ведёт как пастырь, это необходимо настоящему русскому воину. Когда служба в порядке, когда крепок боевой дух, хочется петь и духовные произведения, и патриотические песни.
     Двум другим воинам, участникам хора, православная часть, оказывается, помогает «не растерять» полученные в вузе знания и квалификацию. Командир отделения мотострелковой роты сержант Денис Морозов в хоре является регентом, то есть дирижёром. Родом он из Магнитогорска. Окончил колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Затем поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на кафедру хорового дирижирования, окончил первый курс и был призван в армию.
     - Практика не прерывается, - доволен службой солдат.
     Командир отделения инженерно-сапёрной роты Аслан Баязитов по крови мусульманин. К вере, как сам признаётся, относится без особого фанатизма. В хоре он певчий. После службы собирается продолжить обучение в Гнесинке на втором курсе. Было и у него интересно узнать, как проходят солдатские будни.
     - У нас обычная служба - заступаем в караулы, в наряды. Здесь очень благоприятная обстановка. Мы как большая армейская семья. Двадцать четыре часа в сутки рядом находятся такие же ребята, как и я сам. Первым делом для нас служба. А хор - это уже второстепенное. Мне нравятся и наши солдатские песни, и церковный репертуар. Главное, чтобы в них звучала музыка.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex