на главную страницу

3 Августа 2011 года

ТРАДИЦИИ В СТРОЮ

Среда

Версия для печати

Гвардейская стать флота

Репортаж с флагманского корабля ЧФ –
гвардейского ракетного крейсера «Москва»

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда». Севастополь – Москва. Фото автора.



Быть на Черноморском флоте и не побывать на гвардейском ракетном крейсере «Москва» - значит не увидеть всей силы и мощи этого флота. Грациозная осанка красавца-крейсера восхищает, а суровый вид расположенных на его борту оружейных комплексов не оставляет сомнений в серьёзности предназначения этого корабля. Даже хозяева севастопольских прогулочных катеров включают в свои экскурсионные «экспресс-туры» прогулку у якорной стоянки российского крейсера. И это, кстати, одна из проблем для наших моряков: туристы всякий раз норовят подойти к борту поближе, что, естественно, восторга у военных не вызывает.
Но нам, участникам пресс-тура, организованного для журналистов российских СМИ Управлением пресс-службы и информации Минобороны РФ, возможность посмотреть на «Москву» и даже подняться на борт была предоставлена вполне легальная. Экскурсию по боевому кораблю, сопровождаемую подробным рассказом о его истории и сегодняшнем дне, провёл лично командир крейсера гвардии капитан 1 ранга Сергей Тронев.

     
Биография мужества


     Построенный в конце 70-х годов прошлого столетия, этот крейсер, к великому счастью, не постигла горькая участь иных военных кораблей, павших в годы постперестроечной неразберихи жертвами безденежья и слабоволия властей. Корабль в прямом смысле остался на «плаву», сохранив и свой боевой потенциал, и свои традиции. Сегодня за кормой «Москвы» - многочисленные боевые службы, дальние походы, выполнение ответственных задач в различных регионах планеты. Достаточно перечислить только некоторые эпизоды биографии корабля: участие в обеспечении встреч глав СССР и США на острове Мальта в 1988 году, заходы в международные порты, выполнение боевых стрельб, участие в масштабных международных манёврах. В 2005 году именно этому кораблю была доверена почётная миссия доставить из французского порта Ментон в Новороссийск прах последнего морского министра Российской империи адмирала Ивана Григоровича.
     Серьёзной проверкой для «Москвы» стало участие в обеспечении проведения российскими войсками операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Крейсер действовал в составе корабельного соединения разнородных сил. Севастопольцы вопреки развёрнутой в тот период оголтелой националистической пропаганде встречали вернувшийся из похода к берегам Абхазии российский корабль цветами и овациями. Ведь российский флот в очередной раз показал своё величие и боевую мощь.
     Гвардейские ленточки на бескозырках моряки «Москвы» носят с 1998 года. Флаг и гвардейское звание крейсер получил от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ»: сделано это было с целью сохранения на флоте гвардейских традиций. Сегодня основное предназначение ракетного крейсера - придание боевой устойчивости группировкам Военно-морского флота, находящимся в океанской зоне, а также уничтожение авианосных и других ударных групп противника. «Москва» - флагман Черноморского флота, единственный в его составе гвардейский корабль, серьёзная боевая единица.
     По своим тактическим характеристикам корабль способен наносить ракетные удары как по морским, так и по воздушным и береговым объектам. Вооружение крейсера впечатляет: здесь и ударный комплекс «Базальт» (16 крылатых ракет дальностью стрельбы до 550 километров), и зенитно-ракетные комплексы, и автоматические артиллерийские установки, и торпедные аппараты, и реактивные бомбомётные установки, и радиолокационный и гидроакустический комплексы, и комплекс постановки пассивных помех. Авиационное вооружение представлено вертолётным комплексом Ка-27. Корабль и сегодня, спустя без малого 40 лет после его постановки в боевой строй, выглядит современно - и внешне, и по внутреннему «насыщению». Для своих 11,5 тысячи тонн водоизмещения и внушительных размеров - 187,5 м длина,
     20,5 м ширина - он уверенно развивает скорость в 32 узла. Добавьте сюда неограниченную мореходность, солидный запас автономности, подготовленный экипаж, запас прочности и уже упомянутое мощное вооружение. Такому «путнику» всегда уступят дорогу на морских маршрутах: с его «аргументами» не поспоришь.
     
Курс – на боевую подготовку

     Чтобы рассказать о современном военном корабле мало одной короткой обзорной экскурсии. По большому счёту надо пробыть здесь не один день, а ещё лучше - сходить в составе экипажа в дальний поход, чтобы хоть немного, но прочувствовать дух военно-морского дела, напитаться флотскими традициями, понять смысл и высокое предназначение нелёгкой службы военных моряков.
     В последнее время «Москва» редко «квартирует» у своего причала в Севастополе. Корабль постоянно задействован в мероприятиях боевой учёбы, в походах, в выполнении целого ряда ответственных задач. Шутка ли - за один только прошлый год крейсер прошёл водными путями 22 тысячи миль! За кормой корабля остались 13 морей, 3 океана - Тихий, Атлантический и Индийский. Знаковым стало для «Москвы» участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». В ходе этих манёвров крейсер, действуя совместно с крейсером «Пётр Великий» в составе группировки кораблей Тихоокеанского флота, участвовал в отработке применения сил ВМФ. При этом были выполнены упражнения ракетных стрельб главным ракетным комплексом: произведён двухракетный залп по плавучей мишени, которую имитировала списанная плавмастерская. Обе ракеты успешно и с высокой точностью поразили заданную цель. Кроме того, в рамках учения были произведены артиллерийские и ракетные стрельбы по воздушным целям. А во время перехода к месту проведения ОСУ и обратно крейсер осуществил визиты в порты иностранных государств - Оман, Индию, Филиппины. В Маниле посол Российской Федерации на Филиппинах провёл на борту крейсера «Москва» приём для послов государств, находящихся в этой стране. В ходе дальнего перехода были также выполнены артиллерийские стрельбы совместно с «Петром Великим» и кораблями ВМС Индии, отработаны вопросы связи с ВМС США, Греции, Турции, Японии.
     В этом году «Москва» не снижает ритма и темпа боевой учёбы. Выполнены задачи по курсу боевой подготовки, отработаны вопросы ведения боя одиночным кораблём и в составе группировки. В составе группировки Черноморского флота проведены мероприятия в ходе двустороннего учения в районе Новороссийска: здесь БДК высаживал десант, а «Москва» производила условную стрельбу по корабельной ударной группе, которую имитировали ракетные катера бригады флота. Кроме этого, были произведены практические стрельбы по обеспечению огневой поддержки высадки десанта на полигоне Опук. Была также отработана стрельба по ракетным мишеням «Термит», выполнена зачётная стрельба по морской цели (буксируемому щиту).
     - Можно сказать, что последние несколько лет крейсер постоянно находится на ходу, - говорит командир корабля гвардии капитан
     1 ранга Сергей Тронев. - Прежние времена, когда корабль в силу экономических причин (отсутствия топлива, запасных частей и других материальных запасов) надолго замирал у причала, давно в прошлом. Основное место нашего предназначения - Чёрное и Средиземное моря. Тем не менее в прошлом году нам удалось «охватить» и Азиатско-Тихоокеанский регион, выполнить задачи на маршрутах в этом направлении. В общем, планы боевой подготовки расписаны у нас на месяцы вперёд, и все они реально выполняются.
     
Осенённый верой

     Условия на «Москве» не то чтобы спартанские, но и санаторными их не назовёшь. Личный состав размещён в многоместных кубриках, офицеры - в одно- и двухместных каютах. Шконки в два яруса, минимальный набор удобств - только самое необходимое. Впрочем, моряки на бытовые трудности, как правило, не сетуют. Ведь это особая каста людей, связанных суровой службой и морем. Вахты, боевые тренировки, обслуживание вооружения и техники. Личный состав на корабле загружен постоянно, и это тоже одна из особенностей службы на флоте. Сегодня, спустя века после того, как человечество покорило морские просторы, а техника шагнула далеко вперёд, служба на море по-прежнему остаётся делом непростым и зачастую опасным. И особенно - служба военного моряка.
     Осмотр крейсера «Москва» получился беглым. Обойти все его уголки за короткий срок нереально, да и не везде по понятным причинам разрешён доступ посторонним. И всё же в одном помещении журналисты задержались. С недавних пор на борту крейсера действует корабельный храм, освящённый в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В небольшой каюте, переоборудованной под временное церковное помещение, совершаются богослужения, проводятся обряды. Сюда приходят моряки за Божьим словом, за советом.
     - Пока штатного священника в соединении нет, службы совершаю я или приглашённый служитель из Севастопольского благочиния, - рассказал помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко. - Считаю, что место для богослужений на корабле необходимо. Сегодня на флоте более 90 процентов новобранцев указывают, что они верующие, причём подавляющее большинство являются православными. И наша задача - создать условия, чтобы и во время флотской службы, в том числе в дальних походах, у этих ребят была возможность посещать храмы.
     По словам отца Александра (кстати, бывшего морского офицера, капитана 2 ранга в отставке), ему приходилось в статусе священника несколько раз участвовать в дальних походах. Протоиерей Александр уверен, что в таких условиях служитель церкви особенно нужен людям. «Нахождение длительный период в море, в условиях замкнутого пространства у многих вызывает определённые психологические трудности, - говорит священнослужитель. - Наша задача - создать в воинских коллективах обстановку семьи. Кроме того, священник зачастую выступает в качестве передаточного звена между матросами и командиром. Не раскрывая тайну исповеди, он принимает меры для того, чтобы сгладить острые углы, разрядить обстановку, решить какой-то вопрос частного характера».
     Сегодня на ЧФ помещения для богослужения оборудованы ещё на двух кораблях. Молитвенная комната открыта на спасательном судне «Эпрон», а на спасательном судне «Коммуна» действует храм Святителя Николая. За большинством частей флота закреплены священники Симферопольской и Крымской епархии - всего 15 человек. Не реже одного раза в месяц они посещают окормляемые ими воинские коллективы. Особое внимание при этом уделяется молодому пополнению. Налажено взаимодействие и с мусульманским духовенством: от Севастопольской соборной мечети назначен ахун (военный священник), который на добровольных началах по согласованию с командованием посещает воинские части, общается с военнослужащими, призывает их к достойному служению Отечеству.
     
В составе округа

     Черноморский флот оперативно подчинён Южному военному округу. ЧФ входит в состав оперативно-стратегического командования, которое планирует применение сил флота. Система управления изменилась, признаются на ЧФ, и общий язык найден. Налажено уверенное взаимодействие, а все мероприятия боевой учёбы точно так же планируются и реализуются в штатном режиме.
     К слову, говоря об изменениях, привнесённых в ритм жизни и службы своего корабля новым обликом Вооружённых Сил, гвардии капитан 1 ранга Сергей Тронев выделяет прежде всего изменившуюся систему социальной защиты военнослужащих. В том числе и в части выплат денежного вознаграждения, установленного приказом министра обороны. Сегодня на «Москве» такие выплаты в сумме от 70 до 120 тысяч рублей получает большая часть офицеров. Получает по праву: награда завоёвана и высокими показателями в боевой учёбе, и успешными походами в дальние моря, и высокой дисциплинированностью.
     Причём дополнительное премирование - это не просто стимул для такой же достойной службы и далее, считают на корабле. Это ещё и повод для гордости за свою страну, за Вооружённые Силы, за дело, которому многие офицеры отдали годы жизни. Ведь сегодня размер месячного денежного содержания командира российского ракетного крейсера с учётом выплачиваемой премии сопоставим и даже несколько превосходит жалованье командира американского корабля типа Enterprise. То есть времена, когда наши офицеры глядели на своих заокеанских коллег с определённой завистью, нынче в прошлом.
     Конечно, нерешённых проблем на флоте хватает, и многие из них продиктованы особенностями жизни и службы за рубежами России, где простой бытовой вопрос, начиная от регистрации по месту жительства и заканчивая устройством детей в местный детский садик или получением выплат за поднаём жилья, сопряжён с определёнными трудностями. Но ни от кого за время поездки по кораблям и частям ЧФ мы не слышали каких-либо жалоб, стонов, унылых сетований на проблемы. С присущим морякам традиционным оптимизмом флотские офицеры смотрят на все трудности словно бы свысока: не дистанцируясь от них, но и не возводя их в статус основной заботы. Здесь, в удалённом от России краю, люди живут службой и делают всё, чтобы достойно представлять свою страну и свои Вооружённые Силы. Этим жил и будет жить Черноморский флот.
     

     

     На снимках: командир гвардейского ракетного крейсера «Москва» гвардии капитан 1 ранга С. ТРОНЕВ; запись в Книге почётных посетителей корабля от Верховного Главнокомандующего.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex