на главную страницу

3 Августа 2011 года

Время и судьбы

Среда

Версия для печати

Томск, Екатеринбург, Иркутск...

Валерий ПРИВАЛИХИН.Фото из архива автора.




     5 июля 1891 года утром наследник престола Николай Александрович, будущий последний царь Николай II (после восьмимесячного путешествия на яхте «Азов» по странам Индийского бассейна возвращавшийся по Сибирскому тракту из Владивостока в Петербург) въехал в губернский Томск. Здесь его, как и на всём пути следования, ждал торжественный восторженный приём.
     Город, начиная от воздвигнутой на въезде в него триумфальной арки, был щедро украшен зеленью из сибирской пихты, транспарантами, флагами, вензелями его императорского высочества и его августейших родителей их императорских величеств Александра III и Марии Фёдоровны. Частные городские дома и общественные здания, все ворота, ограды сияли свежевыкрашенными фасадами и праздничным убранством, утопали в зелени, многие здания были иллюминированы. Город пребывал в эйфории праздника, связанного с прибытием столь высокого путешественника.
     Поприветствовать, воочию узреть его императорское высочество высыпали томичи всех возрастов, чинов, званий, сословий. Несмолкающее «Ура!» переливалось по всему пути следования по Томску, от окраинного Белозерья до главной, Базарной, площади города, до часовни Иверской Божией Матери на этой же площади.
     Наследник-цесаревич сделал короткую остановку у часовни, затем в сопровождении свиты и главных лиц города под продолжавшееся ликование заполонивших улицы и площади людей проследовал в отведённую ему резиденцию к построенному и отделанному к его приезду дому, предназначенному для губернатора. (По царственному путешественнику, которому предстояло провести в этом доме ночь с 5 на 6 июля 1891 года, дом губернатора загодя получил название «дворец».)
     Неизвестно, вглядывался ли наследник престола в лица жаждавших увидеть его местных жителей, выходя на крылечко «дворца». Зато известно другое: в этой толпе было два человека, которые ровно 27 лет спустя на последнем отрезке жизни Николая Второго и даже после его смерти играли исключительно важную, решающую роль. Одному было тринадцать лет, другому и того меньше – всего шесть.
     Тринадцатилетний мальчик-томич был сыном рабочего-стекольщика, шестилетний – сыном кадрового офицера, капитана Томского военного гарнизона. Дистанция возрастная и особенно социальная между старшим сыном императора, который сам рано или поздно должен занять русский трон, и сыновьями рабочего-стекольщика и пехотного провинциального офицера была столь непреодолимой, что ни в 1891 году, ни никогда позднее, кажется, они не должны были соприкоснуться судьбами, увидеться, особенно вблизи. Никак и никогда. Тем не менее 27 лет спустя такое произошло.
     Но по порядку. Спустя три года после посещения Томска цесаревич Николай Александрович по смерти в октябре 1894-го отца – Александра III стал императором. Правление его длилось 23 года, до конца февраля 1917 года, он добровольно отрёкся от престола, жил под арестом с семьёй в Царском Селе, в августе 1917 года вместе с женой и пятью детьми был выслан в Тобольск, а затем, весной 1918 года, переведён под усиленной охраной в Екатеринбург.
     Тринадцатилетний сын рабочего-стекольщика Яков Юровский, окончив 2 класса, стал учеником часовщика, а потом открыл собственную часовую мастерскую в Томске на набережной реки Ушайки, стал революционером, в августе 1905 года вступил в Томскую организацию РСДРП. В 1912 году перебрался в Екатеринбург, где до 1917 года тоже вёл собственное дело и занимался партийной работой.
     После Октябрьского переворота и с установлением советской власти в Екатеринбурге выдвинулся на руководящую работу в местном ЧК и ревтрибунале. Подписавший отречение от престола Николай II находился в то время в Тобольске. Большевиков там практически не было, царю и его семье местный люд в большинстве сочувствовал, что очень беспокоило Кремль. Это и предопределило решение о высылке Романовых в чрезвычайно революционный уездный Екатеринбург Пермской губернии...
     В Екатеринбурге Яков Юровский второй раз, после того как давным-давно впервые увидел в Томске ещё наследником трона Николая Романова, встретится с ним и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года станет его убийцей – смертельным выстрелом в упор из револьвера в последнего русского царя в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева даст сигнал расстрельной команде истребить всю царскую семью – императрицу, пятерых детей, их прислугу.
     Теперь о шестилетнем в 1891 году томиче Викторе Пепеляеве. Генеральский ко времени революции сын, окончив юридический факультет Томского императорского университета, в 26 лет в 1912 году сделал карьеру, стал депутатом IV Государственной думы и одним из лидеров самой влиятельной в России партии кадетов. В 1918 году Виктор Пепеляев оказался в Омске. После переворота 18 ноября 1918 года в Омске Верховным правителем России стал адмирал Александр Колчак.
     Наша справка. В семье генерал-лейтенанта армии императорской России Николая Пепеляева и его жены, дочери купца Клавдии Некрасовой, было шесть сыновей и две дочери. Один из сыновей – Виктор (1885 г. рождения); Анатолий родился в 1891 году, в 1917 году, незадолго до Февральской революции, ему было присвоено воинское звание капитан, в армии Колчака – генерал-лейтенант, расстрелян в 1938 году; ещё один сын, Аркадий, стал подполковником медицинской службы.
     Колчак пришёл к власти спустя четыре месяца после расстрела царской семьи в доме особого назначения в Екатеринбурге. Советская власть пала в Екатеринбурге через неделю после расстрела Николая II и его семьи, сразу же началось следствие по делу об этом убийстве и поиски останков. Виктор Пепеляев занял пост министра внутренних дел в правительстве адмирала Колчака спустя несколько месяцев, в 1919 году. Недовольный ходом ведения следствия, Виктор Пепеляев велел передать все материалы по расстрелу в доме Ипатьева опытному следователю Николаю Соколову.
     Тот письменно докладывал Пепеляеву о ходе следствия. Многое было сделано, однако завершить следствие не удалось: наступление войск Красной Армии, оставление Екатеринбурга, а затем и Омска, разгром колчаковской армии заставили прервать следствие. Следователь Николай Соколов эмигрировал, продолжал за рубежом вести расследование по делу об убийстве царской семьи, а в 1924 году при загадочных обстоятельствах умер...
     Виктор Николаевич Пепеляев, в последние два месяца жизни предсовмин в правительстве Колчака, в начале января 1920 года был арестован в Иркутске, 7 февраля расстрелян вместе с адмиралом Колчаком. Перед арестом он успел передать бумаги, касающиеся расстрела царской семьи, младшему брату, подполковнику медицинской службы Аркадию Пепеляеву. Неискушённый в делах сыска и конспирации, врач А.Н. Пепеляев не сумел как следует спрятать ценнейшие бумаги, и они попали в руки новой власти.
     В Омске в архиве сохранилась бумага из дела N 12385. Вот как отвечал на допросе арестованный уже 23 июня 1941 года А. Н. Пепеляев на вопросы лейтенанта Луговина:
     – Подвергались ли репрессиям при советской власти?
     – В 1920 году был арестован органами ВЧК и находился под арестом примерно два месяца.
     – За что?
     – За хранение личных документов брата...
     – Что за документы?
     – Личные письма брата, его дневники и материалы следствия о расстреле семьи Романовых.
     – Каким образом документы оказались у вас?
     – Принесла жена брата и попросила сохранить.
     – С какой целью хранили документы брата, когда он уже был расстрелян?
     – Хотелось сохранить память о брате. Жена его не решилась хранить, выполнял её просьбу.
     – Каким образом документы оказались в ВЧК?
     – Документы хранились в отдушном фундаменте дома. Их обнаружил работник, который работал по ремонту, и передал их в ВЧК...
     Ещё тогда, в 1920-м, в Иркутске, чекисты могли расстрелять Аркадия Пепеляева уже за одно хранение секретных бумаг. Но не расстреляли, подержав некоторое время в тюрьме, выпустили, дали возможность уехать в Омск, работать по профессии вплоть до начала войны 1941 года.
     Арестовали 23 июня 1941 года, на другой день после начала Великой Отечественной войны. Врач Аркадий Пепеляев умер в лагере в Мариинске в 1946 году. Безусловно, он знал всё, что знал и его брат Виктор Николаевич Пепеляев об убийстве царской семьи.
     Жена (вдова) В.Н. Пепеляева Евстолия Васильевна Пепеляева-Оболенская жила в Москве, умерла в 1991 году, Аркадий Николаевич поддерживал с ней связь до самого своего ареста, не раз встречался, бывая в Москве в 20–30-е годы.
     При встрече в Омске в 2003 году с дочерью Аркадия Николаевича Пепеляева Ниной (родилась в сентябре 1913 года) я спрашивал, известно ли ей что-то от отца о расстреле царской семьи. Нет! Ни отец, ни мать Анна Георгиевна никогда не посвящали её в то, что знали. Нина Аркадьевна вспоминала, как в 1937 году отец, уверенный, что его ждёт неминуемый арест, уничтожал многие письма, фотографии, альбомы.
     Непосредственные участники цареубийства тоже много могли рассказать. Но молчали. С начала 1930-х годов им сверху велено было не упоминать об участии в цареубийстве.
     Заполняя за два года до смерти, в 1936-м, регистрационный бланк члена ВКП(б), Юровский, наверное, очень хотел отметить своё участие в ночном расстреле в июле 1918-го в подвале Ипатьевского дома. Но в таких документах это не фиксируется.
     С другой стороны, самому Якову Юровскому не хотелось говорить, что дочь его, комсомольский вожак Римма Юровская, в 1930-х годах была репрессирована, после войны отбывала ссылку вплоть до 1954 года в совхозе «Пахта-Арал» – «Хлопок Арала». Там же, кажется, находилась вдова белого генерала Анатолия Пепеляева Н.И. Гавронская-Пепеляева, высланная в 1945 году из Харбина в Узбекистан... Может, они и встречались. Только было ли им о чём поговорить?
     

     

     Аркадий Пепеляев, 1916 год.
     Виктор Пепеляев, снимок сделан до революции.
     Дом инженера Ипатьева в Екатеринбурге.
     Анатолий Пепеляев, 1918 год.
     Николай II с женой и детьми, 1913 год.
     Яков Свердлов, сыгравший решающую роль в судьбе семьи Николая II , начало 1919 года.
     Николай II и его сын Алексей пилят дрова в Тобольске, конец 1917 года.
     Яков Юровский.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex