на главную страницу

3 Августа 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Юозас БУДРАЙТИС:
«В каждой роли ищу личные нюансы»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



В отличие от многих известных литовских артистов Юозас Будрайтис и после распада Советского Союза оставался человеком публичным: до недавнего времени он в течение 15 лет работал атташе по культуре посольства Литвы в России. За большой вклад в развитие российско-литовского культурного сотрудничества дважды – в 2000 и 2010 годах Указом Президента РФ награждался орденом Почёта. При этом успешно совмещал обязанности дипломата со съёмками в кино – за этот период он сыграл в тридцати с лишним фильмах! Вернувшись в Вильнюс, он вскоре оказался на театральной сцене. И не где-нибудь, а в Петербурге: в театре «Балтийский дом» он регулярно играет в чеховской «Чайке» роль Сорина. Накануне очередного спектакля с Юозасом Будрайтисом встретился корреспондент «Красной звезды».


     – Военный зритель запомнил вас по киноролям немецких контрразведчиков (фон Дитрих в «Щите и мече», Отто Штайгниц в сериале «Апостол»), работника штаба в «Служили два товарища». С возрастом росли звания – стали играть генералов. Какая роль самая важная для вас?
     – Это фильм «Никто не хотел умирать», где сыграл одного из братьев – Йонаса Локиса. Роль, которую тоже можно отнести к военным, – там пришлось взять в руки оружие. По большому счёту именно с неё и началась моя кинобиография.
     – Наверное, как и многие ваши коллеги, хотели стать актёром. Как шли к своей судьбе?
     – Знаете, говорят, судьба, как и надежда, – мать дураков... Я ни в одном сне не видел, что стану актёром. После 9-го класса пошёл работать – уехал в Клайпеду и устроился плотником: сколачивал фанерные ящики для конфет. Но так бывает: жизнь поворачивается неожиданными сторонами. Однажды друзья решили подшутить и просто втолкнули меня в зал, где подбирали актеров на картину «Когда сливаются реки». Там спросили: «Хотите играть в кино?». Ответил коротко: «Не-а». «Но вам будут платить!» «А-а, ну тогда другое дело!». Подошёл – второй режиссер Регина Василюте взяла меня в один из эпизодов. Снялся и ладно. Пошёл в армию, где, кстати, окончил десятилетку – была тогда такая практика получения среднего образования без отрыва от службы. После увольнения в запас поступил на юридический факультет Вильнюсского университета, то есть об актёрской карьере и не думал.
     И вот уже на 3-м курсе случайно встречаю на улице ту самую Регину Василюте, которая и уговорила меня прийти на кинопробы в картину «Никто не хотел умирать» режиссера Витаутаса Жалакявичюса. Пришёл, поставили перед камерой. Надо было что-то делать, но я не знал что. Просто смотрел в камеру. Что делать с рукой? Стал «сосать рукав». Потом другой. Сняли. Оказалось, что это самое лучшее, что можно было придумать для такого эпизода. Утвердили на роль Йонаса Локиса – младшего из братьев. Ещё тогда понял, что перед объективом смогу исповедоваться – как-то хорошо умею смотреть в объектив. Родион Нахапетов прозвал меня «мастером немого крупного плана». Но юрфак оставлять не стал: третий курс окончил экстерном, потом перевелся на заочное отделение и в 1969 году получил диплом юриста.
     – Юозас, в фильмах вы «примерили» на себя довольно много профессий: офицер, разведчик, космонавт, рабочий, журналист и даже дегустатор духов. Какая пришлась больше по душе?
     – Наверное, на этот вопрос не смогу ответить, потому что изначально в каждой роли ищу какие-то личные нюансы. Чаще всего большая часть меня самого там есть: я существую в той или иной профессии на экране так, как понимаю это. Хотя, коль вы вспомнили о духах, то в них вообще ничего не понимаю. Абсолютный ноль! Как-то увидел дома флакончик и подушился – вполне приятный запах. Приходит жена и спрашивает: «Что это ты пахнешь какой-то женщиной?» Сразу и не понял, о чём она, а потом вспомнил: «Вот тут бутылочка какая-то стояла». Оказалось, что сам же их ей и подарил... Словом, никакой разницы в парфюмах толком не чувствую. Вот запах окорока, копчёной колбасы – другое дело. Видимо, мужицкая закваска во мне присутствует.
     И тут такая роль в фильме «Опасный возраст»: Наркисс, дегустатор духов. Стал лихорадочно думать: как надо нюхать, сколько времени и т. д. А потом махнул рукой: «Дегустатор – такой же человек, как и все. Разве что более обострённые нервные рецепторы обеспечивают такое тонкое обоняние. Ничего выдумывать не буду!»
     – Помимо диплома юриста у вас есть ещё один – после окончания двухлетних Высших курсов сценаристов и режиссёров при Госкино СССР в Москве. Почему не стали пробовать себя как режиссёр?
     – Это была идея Жалакявичюса, который набирал курс и предложил поступить к нему. Убедил в том, что мне надо переходить в иное качество – становиться режиссёром. Отучился, снял дипломную короткометражку, которая получила высокую оценку. Это, видимо, и подвело: посчитал, что спокойно смогу снять серьёзную картину. Так появился фильм «Город птиц» по рассказу Юрия Олеши «Любовь». Увы, его ждал провал. Неудача дала мне больше, чем удача, – заставила задуматься, чего не учёл, что не так сделал. Сейчас не хочу возвращаться к профессии режиссёра.
     – Вы успели многое сделать в жизни, а сейчас есть какая-то зовущая мечта?
     – На самом деле я бы хотел иметь маленький книжный магазинчик, продавать книги. В мой магазинчик приходили бы друзья – поэты, писатели. Попить чаю или кофе, почитать стихи или послушать музыку. Если бы у них не находилось денег, я бы их от души угощал. Но это только мечта, потому что помещение дорого стоит... Так что пусть это и останется мечтой.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex