на главную страницу

5 Августа 2011 года

Модернизация

Пятница

Версия для печати

Зеленодольский проект

Капитан 3 ранга Алексей РУЛЁВ,
пресс-секретарь - начальник группы информационного обеспечения Каспийской флотилии.
Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».



Техническая модернизация нашего ВМФ - веление времени. Взять, к примеру, нынешний корабельный состав Каспийской флотилии. В основном это корабли и суда, переведённые сюда 10—15 лет назад из других объединений ВМФ.

     Так, гвардейский Белградский дивизион, основу которого составляют артиллерийские катера проекта «Шмель» с почти 40-летним стажем, прибыл с ЧФ в 1996 году, а имеющиеся ракетные катера постройки середины 70-х годов XX века раньше проходили службу в Лиепайской ВМБ на Балтийском флоте. Большой ракетный катер «Ступинец» в советское время под наименованием «Р-101» не один год бороздил воды Баренцева моря. Новее выглядят базовые и рейдовые тральщики, срок службы которых составляет в среднем около 20 лет. Словом, около 80 процентов корабельного состава флотилии - корабли и катера ещё советской постройки, которые по своим техническим характеристикам хоть и отвечают высоким требованиям боевой готовности, но в ближайшей перспективе потребуют замены.
     Поэтому ни для кого на флотилии не стало неожиданным, что в мае нынешнего года главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, выступая в Астрахани на выездном заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, сообщил, что к 2020 году КФ получит не менее 16 единиц только по корабельному составу.
     Впрочем, обновление корабельного состава флотилии началось ещё раньше, в 2003 году, когда на Каспий прибыл в качестве флагмана флотилии новый ракетный корабль «Татарстан», построенный на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Республика Татарстан).
     Но не только Зеленодольский завод трудится над заказами для флотилии. Судостроительная фирма «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) построила специально для использования на Каспии новейший малый артиллерийский корабль (МАК) «Астрахань», который сразу назвали кораблём XXI века. Это родоначальник серии малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Буян». МАК вошёл в состав флотилии в 2006 году и за эти годы прошёл полную апробацию. Главное достоинство «Буяна» в том, что он спроектирован и построен по технологии «стелс», то есть невидим для радаров РЛС. В его корме имеется устройство для быстрого спуска и подъёма катера жёсткого надувного типа, предназначенного для спасательных и досмотровых операций, для высадки на побережье разведывательно-диверсионных групп. Малая осадка позволяет кораблю действовать в прибрежной морской зоне и на реках. В восторге и корабельные механики. ГЭУ «Астрахани» - дизельная. Благодаря водомётным движителям МАК великолепно управляем, может управляться на скорости в 1 узел (!), максимальная скорость полного хода 26 узлов! Такие корабли крайне востребованы для охраны и защиты консорциумов, добывающих углеводороды на шельфе Каспия. С учётом замечаний и рекомендаций экипажа «Астрахани» за последние 5 лет в данный проект корабелами из Питера внесены изменения с таким расчётом, чтобы последующие корабли этой серии не повторяли выявленных недочётов. Усовершенствованные корабли данного проекта намечено поставить флотилии в ближайшее время.
     В «Красной звезде» за 9 декабря 2009 года было опубликовано интервью с первопроходцем в освоении проекта «Буян», командиром МАК «Астрахань» капитан-лейтенантом Владимиром Чероковым. Вот как он отозвался о своём корабле опытного образца: «Считаю, что данный корабль уникален в своем роде. Вооружение на нём хорошее: 100-мм носовая пушка, система залпового огня, автономный модуль самообороны, современные средства ПВО... Сравнивать здесь, на Каспийском море, МАК «Астрахань» с другими кораблями просто неуместно, потому что таких кораблей на Каспии пока нет. Он один здесь! Нет ничего подобного и у ВМС других прикаспийских государств. Что бы я хотел предложить в качестве усовершенствования данного проекта? Усилить огневую мощь, то есть чтобы на нашем корабле имелись свои ракетные комплексы. Вот тогда можно было бы считать, что «Астрахань» - самый сильный корабль на Каспии. Но поскольку ракет у нас нет, то по огневой мощи мы пока на втором месте после флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан». А проектировщикам хотелось бы высказать следующее пожелание: чтобы техника была более надёжной и простой в эксплуатации».
     И наказ экипажа малого артиллерийского корабля «Астрахань» был услышан корабелами. Правда, оперативно отреагировали на него не проектировщики «Буянов» из Питера, которые были заняты усовершенствованием этого проекта, а КБ Зеленодольского судостроительного завода. Один из его талантливых конструкторов, Яков Ефимович Кушнир, взялся за реализацию смелого проекта по созданию ракетного варианта «Буяна». И номер проекта остался почти тем же, отличающимся от своего прототипа 21630-го проекта всего на одну единичку - 21631.
     Да, технический ответ корабелов из Зеленодольска, кровно заинтересованных в новых заказах на строительство кораблей для Каспийской флотилии, не заставил себя долго ждать. Наряду со строительством для флотилии ракетного корабля «Дагестан» зеленодольцы развили перспективную тему «Буянов». Новый проект малого ракетного корабля (МРК) проекта 21631 внешне сильно напоминает МАК «Астрахань». Малые ракетные корабли так же, как и боевые единицы проекта «Буян», являются многоцелевыми кораблями класса «река - море». Только в отличие от проекта 21630 МРК будет иметь почти в 2 раза большее водоизмещение, он будет оснащён ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами по морским и наземным целям. Его назначение - охрана и защита экономической зоны государства.
     Вот ТТХ будущего МРК. Вооружение: вертикальная пусковая установка комплекса
     «Калибр» и «Оникс», 100-мм артиллерийская установка А-190м, 30-мм артиллерийская установка
     АК-630М1-2 «Дуэт», две пусковые установки для ПЗРК «Гибка», два 14,5-мм и три 7,62-мм пулемёта. Габариты: длина -
     74,1 м, ширина - 11 м, высота на миделе - 6,57 м, осадка - 2,6 м, водоизмещение - 949 т, скорость - 25 узлов. Головной проект корабля был заложен в августе прошлого года. А вот закладка второго корабля этого семейства произошла в этом году накануне Дня ВМФ.
     Закладка корпуса боевого корабля - это всегда большое событие, которому придаётся огромное значение руководством Республики Татарстан. И далеко не случайно, что на этот трудовой праздник коллектива завода были приглашены представители Минобороны РФ, Каспийской флотилии. Непосредственное участие в церемонии установки закладной доски у заложенных конструкций корпуса МРК на стапель-кондукторе в цехе № 18 завода приняли участие командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Алёкминский, премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, министр промышленности и торговли этой республики Равиль Зарипов, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров, генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» Ренат Мистахов.
     Необходимо отметить, что само по себе приглашение командующего флотилией к участию в закладке корпуса - событие знаковое, свидетельствующее об установлении самых доверительных отношений между исполнителями заказа и заказчиком Минобороны. Контр-адмирал Алёкминский имел возможность на месте как специалист оценить, так сказать, «на вкус и на цвет» проект нового корабля, который в будущем прибудет на флотилию, а также лично познакомиться с руководителями Республики Татарстан, директорами судостроительного завода.

     На фото: Малый артиллерийский корабль «Астрахань».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex