на главную страницу

5 Августа 2011 года

Ливия

Пятница

Версия для печати

Союз во имя победы

Виктор РУЧКИН.



Противоречащие друг другу сообщения поступают из Ливии о ситуации вокруг города Злитан в 160 км к востоку от Триполи, где последние несколько дней продолжались ожесточённые столкновения между сторонниками и противниками Муаммара Каддафи.
Как передают британские СМИ, в настоящее время об овладении инициативой в населённом пункте заявляют обе противоборствующие стороны. По словам представителей оппозиции, их силам удалось отбить контратаку, предпринятую правительственными войсками. В то же время официальный представитель правительства Джамахирии Муса Ибрагим заявил, что верные Каддафи подразделения сумели «победить повстанцев у ворот Злитана», оттеснить их обратно на восток.

     Муса Ибрагим также опроверг оценки экспертов НАТО, согласно которым оборонительные возможности ливийского режима сократились до 20 процентов. «Мы ещё располагаем внушительными резервами вооружения, но не считаем нужным их использовать», - сказал он. В качестве подтверждения он привёл факт пуска ракеты в среду в сторону итальянского военного фрегата, находящегося в ливийских территориальных водах. «Эта ракета была запущена войсками, верными Муаммару Каддафи», - подчеркнул представитель. Ранее министр обороны Италии Иньяцио Ла Русса исключил возможность пуска ливийской ракеты по итальянскому фрегату «Берсальере», участвующему в операции НАТО в Ливии. Боезаряд, выпущенный в среду с ливийской территории, упал в море в двух милях от судна.
     Следует отметить, что развитие событий в Ливии несколько озадачивает иностранных аналитиков, которые ранее предостерегали от переоценки степени прочности положения режима Каддафи и возможностей ливийской армии. В частности, отмечалось, что до начала гражданской войны армия не была в фаворитах у полковника. Он всегда с долей подозрения относился к военачальникам, опасаясь заговора с их стороны. Сказывались воспоминания о 1969 годе, когда сам Каддафи пришёл к власти благодаря удачному военному перевороту. Поэтому в противовес армии им лелеялись подразделения «вооружённого народа», «революционная гвардия» и тому подобные вооружённые формирования. Хорошо обученные подразделения находились под непосредственным командованием сыновей Каддафи.
     При этом взаимоотношения между детьми Каддафи всегда были непростыми, шла борьба за близость к отцу и право стать его преемником.
     Мутассим (1977 года рождения) одно время был «правой рукой отца», ему доверили руководить национальным советом безопасности, но в прошлом году он был изгнан с должности отцом из-за его конфликта с министром иностранных дел Мусой Кусой, до этого 15 лет руководившим ливийской спецслужбой, и министром внутренних дел Абелем Фаттахом Юнисом. Эксперты считают, что это пошло на пользу его брату Сеифу, учившемуся ранее в Лондоне (туда, кстати, 30 марта с.г. сбежал Куса, а Юнис несколькими неделями ранее перебрался в мятежный Бенгази). Сейчас Мутассим командует подразделениями, которые обороняют город Эль-Брега и успешно выдержали уже четыре штурма, названных оппозицией «битвами за Брегу».
     Другой сын, Хамис, - профессиональный военный, прошедший обучение в военной академии за рубежом. Под его командованием находится бригада «народного ополчения» (32-я бригада). Это, по оценкам экспертов, одна из самых боеспособных частей ливийской армии, ведущая бои в районе Мисураты и Злитана.
     Ещё один сын Каддафи, Саади, с началом военных событий забросил своё увлечение футболом и стоит во главе подразделений спецназа в родном городе отца Сирте.
     Несколько особняком стоит их сводный брат Мохаммед - сын от первого брака Каддафи. Он влиятельный бизнесмен, контролирующий телекоммуникационную инфраструктуру Ливии, политических амбиций пока не проявлял, чего не скажешь, судя по нынешней активности, о 39-летнем Сеифе аль-Ислам Каддафи. Иностранные наблюдатели утверждают, что до войны он тяготел к людям, позднее оказавшимся в мятежном Бенгази. Именно поэтому он может оказаться более приемлемым для столиц стран Евросоюза, где его знают как европейски мыслящего прагматика.
     Кстати, Сеиф аль-Ислам в интервью «Нью-Йорк таймс» заявил, что власти Ливии заключили альянс со сторонниками исламизма среди повстанцев. По словам Сеифа аль-Ислама, союз был заключён с той целью, чтобы избавиться от повстанцев, ориентированных на либеральные ценности. «Мы обратим их в бегство или убьём, - заявил сын Каддафи. - И мы сделаем это вместе». В ходе интервью сын Каддафи неоднократно называл исламистов «террористами» и подчёркивал «кровавый» характер их деятельности. Однако властям Ливии «приходится иметь с ними дело», так как радикалы представляют собой «реальную силу». Сеиф аль-Ислам предположил, что Ливия вскоре станет похожей на Саудовскую Аравию или Иран, что, по его мнению, никак не угрожает благополучию страны.
     Сын Каддафи утверждает, что со стороны исламистов в переговорах участвовал Саллаби, духовный лидер оппозиции. Тот признал, что контакты с властями имели место, но опроверг информацию о заключении альянса. По словам Саллаби, он всё ещё поддерживает идеи лидеров оппозиции создать демократическую Ливию без Каддафи.
     Касаясь недавнего убийства командующего армией повстанцев Абдель-Фаттаха Юниса, Сеиф аль-Ислам предположил, что за этим стояли именно исламисты. По его словам, радикальным мусульманам просто надоело, что Юнис и либералы получили полный контроль над войсками мятежников. Интересно, что в эти дни из Бенгази поступают сообщения, что там продолжаются столкновения между вооружёнными формированиями Переходного национального совета НПС и сторонниками убитого исламистами генерала Юниса, бывшего министра внутренних дел Ливии. По сообщениям блогеров, в уличных боях участвуют катарские наёмники и говорящие по-французски военнослужащие. Со стороны западной коалиции задействованы тяжёлое вооружение и авиация. Появились неподтверждённые сообщения, что в плен к сторонникам Юниса попались 15 иностранных инструкторов, но официальных сообщений на эту тему нет.
     
* * *

     Ситуация в Ливии не только стала предметом серьёзного политического и военного анализа, но и привлекла внимание юмористов. В Интернете применительно к закулисным зондажным переговорам между Триполи и западными столицами гуляет байка о Волке и Еже. Её стоит привести.
     Переговоры
     - Так в чём проблема? - спросила Лиса, усаживаясь не слишком близко к Волку.
     - Да вот, не даёт мне мой завтрак! - Волк указал вилкой на Ежа. Последний ещё чуть-чуть отодвинулся от пустой тарелки и свернулся в шарик понадёжнее.
     - В смысле - не даёт?
     - Ну, упёрся, что, мол, «нет» - и всё, - подтвердил Медведь. - Типа, пусть хоть все голодные ходят, а ему по фигу!
     - Ты ему нормально всё объяснил?
     - Сто раз, - подтвердил Волк. - Я просто съем его на завтрак - ну чего тут непонятного? А он сворачивается и шипит, что, мол, не дастся.
     - Торгуется, - вздохнула Лиса. - Ну предложи ему что-нибудь взамен. Вот этого червяка, например. Завтрак за завтрак, совершенно нормальный обмен.
     - Да предлагал я! Не берёт, сволочь. Я ему обед из трёх блюд предлагал, а он всё равно... - Волк ткнул в Ежа вилкой. Тот зашипел и резко растопырил иголки.
     - Ёж, ну что это за поведение? - вздохнула Лиса. - Вспомни наконец, что ты в лесу не один. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Все кролики это понимают, а ты ведёшь себя совершенно неприлично.
     Ёж фыркнул...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex