на главную страницу

6 Августа 2011 года

Полигон

Суббота

Версия для печати

На суше и на море

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
Фото автора.



     Жаркое марево поднималось от выбеленных солнцем скал. А рота морских пехотинцев капитана Игоря Козулина снова и снова заходила штурмом на занятую «противником» господствующую высоту. Если учесть, что боевая выкладка каждого матроса тянет на двадцать с лишним килограмм и после каждого броска к цели надо осмотреться, прикрыть огнём бросок товарищей, наметить маршрут следующей перебежки, отмахать, согнувшись дугой, десяток-другой метров по сыпучему каменистому крошеву, - то можно представить себе, какие нагрузки испытывают в эти моменты бойцы. Впрочем, вся служба в морской пехоте и есть подготовка к таким вот невероятно трудным мгновениям боя. А, как известно, там необходимо побеждать и выживать.
     
Надёжность «служивой» роты

     По своему составу батальон Черноморской бригады морской пехоты, который дислоцируется под Темрюком, более чем на 70% состоит из «срочников». Поэтому исходя из практики первой поры годичной службы в бригаде морской пехоты было определено: две роты каждого батальона комплектовать по призывам. Что это даёт? Во-первых, дифференциальный подход в обучении матросов, во-вторых, конкретизацию задач офицерам. К тому же при таком варианте в батальоне всегда есть рота, которую можно эффективно использовать по прямому предназначению. Моряки второго периода службы имеют опыт ротных тактических учений с боевой стрельбой как днём, так и в ночных условиях. Их уровень физической подготовки, «обкатка» морально-психологическими нагрузками полигона и морскими походами в составе антитеррористических групп придают дополнительную надёжность закалённым бойцам.
     Сейчас, к примеру, в батальоне подполковника Олега Ковалёва «служивой» ротой стала первая, которой командует капитан Игорь Козулин. Пополненная выпускниками учебного центра морской пехоты, а это механики-водители, наводчики-операторы боевых машин и командиры отделений, рота уже в самом начале этапа слаживания отделений и взводов выходит на полигон. Именно там, в обстановке, приближенной к боевой, быстрее идёт процесс слияния одиночных боевых качеств в ударный потенциал всего подразделения. Чтобы полевые занятия способствовали и командирской подготовке офицеров подразделения, развитию их методических навыков, на полигоне с ротой работает заместитель командира батальона майор Алексей Шаров - опытный методист и неуклонный последователь «морпеховских» традиций.
     - Уже через неделю полевых занятий моряки меняются даже внешне, - считает замкомбата, - загорелые лица, уверенность в движениях, в их осанке появляется что-то от матёрых мужиков. А к ротным тактическим учениям эти парни набираются полигонного опыта в такой степени, как когда-то их предшественники за полтора-два года более размеренной службы.
     Взаимодействие морских пехотинцев на поле боя - непременная составляющая каждого занятия. Передвижение боевыми тройками с огневым прикрытием друг друга, эвакуация «раненых», взаимное целеуказание по рациям и специально разработанными сигналами - всё это «разыгрывается» в динамике учебных боёв постоянно. И здесь особенно заметной становится роль сержантов-контрактников, которых пока в подразделении меньше, чем хотелось бы - не многим по плечу нагрузки морского десанта.
     Выполнение упражнений учебных и контрольных стрельб - итог многочасовых тренировок и решения теоретических огневых задач, которые придают осмысленности каждому элементу практического использования штатного оружия морскими десантниками. Майор Шаров учит командиров подразделений все практические занятия по огневой подготовке проводить на динамично меняющемся тактическом фоне.
     - Бой на плацдарме трафаретным не может быть, - считает он. - Поэтому морской пехотинец должен готовить себя к любым неожиданностям.
     Чуть позже к первой роте присоединяется и батальонная самоходная артиллерийская батарея под командованием старшего лейтенанта Юрия Зимина. Подразделения отрабатывают элементы взаимодействия пехоты и артиллерии в тактическом звене, а затем самоходчики будут участвовать в полевых сборах артподразделений десантно-штурмовой дивизии ВДВ, где получат возможность широкого обмена опытом и отработки межвидового взаимодействия с коллегами по оружию.
     В первую очередь именно практическая составляющая полевых занятий делает из молодых парней закалённых бойцов морской пехоты, способных, как это было во время двух чеченских войн, добывать победу даже на грани возможного. Сегодня эта боевая закалка сказывается в успешном выполнении батальоном задач по обеспечению противодиверсионных мероприятий во время боевой службы кораблей Черноморского флота, по охране военных и государственных объектов в так называемых «горячих точках». Она же гарантирует батальону полное соответствие режиму постоянной боевой готовности.
     
Время торопит стать в строй

     Старший лейтенант Александр Чуян окинул взглядом не очень ровный строй своей роты, вскинул ладонь к козырьку кепи:
     - Здравствуйте, товарищи морские пехотинцы!
     Нестройный разнобой голосов ответил что-то вроде «здравия желаем».
     - Видно, я погорячился, называя вас морскими пехотинцами, - сделал вывод командир роты. - С этой минуты начнём ими становиться!
     Более сотни матросов вновь прибывшего пополнения с первого дня поняли, что в обещании ротного доля шутки была ничтожно мала. Прозы жизни же - по полной мере.
     Одиночная подготовка - основа основ боевой выучки морского пехотинца. Не зря ещё в Великую Отечественную говорили: «Один морской пехотинец - это как стрелковое отделение. Два - за взвод действовать могут. Трое - за роту. А четверо - считай, стрелковый батальон!»
     Строевая, уставы, общегосударственная подготовка, огневая, тактическая и, когда уже кажется, что все силы на исходе, наступает пора физподготовки. У кого-то открывается второе дыхание, кто-то, делая жалкое выражение глаз, просится в медпункт. Александру Чуяну и его взводным всё это знакомо - год назад всё было точно так же, а нынешней весной жаль было расставаться с возмужавшими парнями, с которыми довелось пройти не только учебные бои, но и выполнение боевых задач, как в море, так и на суше. Себя офицеры тоже не жалеют: выглядят поджарыми, как тренированные марафонцы. «Делай, как я!», - основной командирский принцип в морской пехоте. И лейтенанты Дмитрий Самофалов, Антон Казбанов и Вадим Гринчак безжалостно проливают свой и матросский пот, чтобы новички как можно скорее стали в строй.
     
Жёсткие грани учебных минут

     Раз пять за день мне довелось побывать в расположении десантно-штурмовой роты капитана Дмитрия Шапкина. И ни разу я там никого не застал, кроме наряда по подразделению.
     «Морпехи», сменяя места занятий, неистово грызли гранит боевых наук. На занятиях по воздушно-десантной подготовке матросы под руководством командира роты и его заместителя по воздушно-десантной подготовке старшего лейтенанта Константина Кутейникова изучали устройство парашюта и постигали премудрости его правильной укладки.
     На сегодня особенность комплектования ДШР заключается в том, что в ней служат половина на половину матросы двух призывов. Поэтому занятия приходится строить так, чтобы разные по опыту моряки получали соответствующие их уровню знания и навыки. Пока старший лейтенант Кутейников объяснял новичкам азы парашютного дела, капитан Шапкин тренировал более опытных бойцов в укладке парашюта.
     В обучении молодых матросов командир роты основательно загружает каждого сержанта-контрактника подразделения и специалиста второго периода службы. Они поддерживают высокую динамику одиночной подготовки новичков по всем предметам боевой учёбы. Младший сержант контрактной службы Имрат Рамазанов ещё недавно сам служил срочную в батальоне оператором-наводчиком боевой машины. И ему понятны все трудности, с которыми сейчас сталкиваются молодые матросы. Своевременная подсказка в такой ситуации может не только морально поддержать новичка, но и помочь преодолеть себя в трудных испытаниях буднями морской пехоты.
     Жёсткий регламент боевой учёбы в батальоне Олега Ковалёва послаблений не допускает. В ходе занятий на тренажёрах или с техникой, на тактическом поле или на полосе препятствий каждую учебную минуту командиры постараются конвертировать в новое качество знаний или натренированности матросов. Не будет потерян ни один из трёхсот шестидесяти пяти дней матросской службы - состоится надёжный боец морской пехоты.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex