6 Августа 2011 года |
Армия сегодня |
Суббота |
|
||
Мир ещё жил под впечатлением апрельского подвига советских людей, а радио принесло новую радостную весть - «могучая ракета подняла в космос корабль-спутник «Восток-2» и бесстрашный лётчик Герман Титов совершил второй полёт вокруг земного шара». По сути, он никогда не был вторым, потому что повторение подвига - это всегда подвиг. Но второй космический рейс - не просто повторение полёта Юрия Гагарина. В архиве семьи Титовых хранится выписка из Книги рекордов, в которой зафиксировано, что Герман Титов совершил мировые рекорды по продолжительности и дальности космического полёта. Он пролетел почти три четверти миллиона километров по космической трассе, пробыл в состоянии невесомости больше суток, доказал, что человек в космосе может жить и работать, сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в космосе и даже сумел поспать. А ещё как тогда, так и сейчас остаётся самым молодым космонавтом мира: во время полёта ему было всего 25 лет! Мало кто знает, что за 25 часов полёта ему предстояло преодолеть почти 20 нештатных ситуаций. Спустя три дня после приземления - 9 августа 1961 года - Г.С. Титову было присвоено звание Героя Советского Союза. 12 апреля 1961 года в момент отрыва гагаринского корабля от старта С.П. Королёв шепнул Титову, который был дублёром первого космонавта: «А ты, Герман, не расслабляйся. Следующий полёт - твой». Своё обещание генеральный конструктор сдержал. Но полёт Титова, к сожалению, был в его судьбе единственным, хотя он неоднократно назначался в состав экипажей. Сколько мужества потребовалось ему, чтобы жить мечтой о следующем «звёздном часе»! Об этом знает только его супруга - Тамара Васильевна. - За последние годы много родилось мифов о том, почему Герман не полетел первым, - рассказала она «Красной звезде». - От правдоподобных до откровенно лживых. К сожалению, последним верят охотнее. Говорят, что его подвело имя, данное отцом, Степаном Павловичем, любителем Пушкина. Что Герман, мол, был на три килограмма легче, чем требовалось. Главный конструктор и руководство ВВС считали, что для второго - суточного - полёта требовался более сильный космонавт. Ведь нужно было не только повторить первый полёт, но и превзойти его результаты. Эту причину называл и сам Юрий Гагарин, говоря, что Герман действительно был подготовлен лучше и его «приберегали для второго полёта, более сложного». Некоторые считали, что у него «слишком благополучная биография»... Иные доброжелатели до сих пор считают, что он якобы всегда завидовал Юре и это его подвело. Я знаю и поэтому утверждаю, что зависти никогда не было. Были искренняя радость и гордость за товарища. А славы и почестей ему хватило и после своего полёта. – Мало того, что он не полетел в космос второй раз, так после гибели Юры Гагарина в 1968-м Герману вообще запретили летать даже на самолётах. Для него, лётчика, освоившего к тому времени все виды самолётов, это было ударом. Не раз, увидев в небе инверсионный след, он отворачивался. Я знала – он плакал. – Тамара Васильевна, что из многочисленных подарков Герман Степанович берёг особенно? – Наверное, вот эту картину, – показывает Тамара Васильевна на пейзаж над рабочим столом, выполненный маслом: в глухой чаще седовласый старец опустил уставшие ноги в ключ, бьющий из-под земли. Одиночеством и тишиной веет от этой картины. – Наверное, о таком светлом уединении мечтал Герман Степанович в период пика своей популярности. Удивительно, что эта работа подарена ему самодеятельным автором в Доме офицеров Краснознаменска. Герман всегда удивлялся, как автору удалось передать минутную слабость сильного, но уставшего путника. – Тамара Васильевна, а что Герман Степанович сказал вам, уезжая на космодром? – Я знала всё о его работе, начиная с отбора в первый отряд космонавтов. Причём он писал мне письма, где бы он ни находился, каждый день. До сих пор храню их, где он сообщал, какие и как прошли исследования, рассказывал о других ребятах. Но когда он уезжал на Байконур, сказал мне: «Слушай советское радио». – А какие были его первые слова, когда вы встречали его во Внуково после полёта? – Вы знаете, там были тысячи людей, руководство государства, которое мы видели только по телевизору. Там я познакомилась с Хрущёвым. Конечно, хотелось очень увидеть Германа, расспросить его обо всем. Но у нас была всего секунда, за которую он успел шепнуть, что соскучился. Это потом были долгие разговоры и воспоминания о том, как ему было холодно в корабле, как было невыносимо плохо после седьмого витка, как он со страхом наблюдал за пролетавшими мимо иллюминатора горящими фрагментами корабля, как в нарушение инструкции отвязывался от своего места, чтобы сделать кадры Земли получше, о том, как он проспал установленное время подготовки к приземлению. ...Рядом с рабочим столом Г.С. Титова – небольшая чугунная скульптура Дон Кихота. – Вот таким был и сам Герман Степанович, – пояснила Тамара Васильевна, поймав мой взгляд, задержавшийся на средневековом рыцаре. – Такой же благородный, прямодушный, в чём-то наивный и трогательный. Но таким он мог позволить себе быть только в семье. На людях, на службе, на работе он был настоящим «Орлом». Не случайно же он выбрал именно этот позывной во время полёта в космос. В 1970 году Герман Титов ушёл из отряда космонавтов и поступил в Военную академию Генерального штаба. Когда учёба в академии близилась к завершению, его пригласили в Главное управление космических средств Минобороны. После окончания академии Герман Степанович 19 лет занимал должности от заместителя начальника 153-го Центра управления космическими аппаратами военного назначения до первого заместителя начальника Управления космических средств (бывшее ГУКОС). В память об этом легендарном человеке Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 2001 года Главному испытательному центру (испытаний и управления космическими средствами) Министерства обороны Российской Федерации, где служил Герман Степанович, присвоено почётное наименование «имени Г.С. Титова». – А какая память о вашем муже дороже лично для вас, Тамара Васильевна? – спрашиваю на прощание. – Когда я вижу, как продолжается начатое им дело, как развиваются его научные и технические идеи, как хорошеет подмосковный Краснознаменск, строительство которого было начато Германом Степановичем во время запуска очередного космического аппарата серии ГЛОНАСС, первые испытания которых проходили под его руководством. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|