на главную страницу

10 Августа 2011 года

12 АВГУСТА - ДЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Среда

Версия для печати

Место службы – Будённовск

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото автора и из архива авиабазы.
Будённовск.



ВВС России сегодня переживают время, когда основные проблемы, связанные с нехваткой топлива, и, как следствие, слабая лётная натренированность, ушли в прошлое. Ни для кого уже не секрет, что нынче в части и соединения ВВС поступает новая и модернизированная авиационная техника.


     На одном аэродроме под Будённовском одновременно базируются авиабаза армейской авиации и авиагруппа штурмовиков, входящая в состав авиабазы в Крымске. Таким образом, организация полётов, батальон аэродромно-технического обеспечения, а также рота охраны подчиняются вертолётной базе. В то время как авиагруппа на самолётах Су-25 не имеет в своём составе собственных материально-технических ресурсов, поэтому при планировании полётов командир группы штурмовиков работает в тесном взаимодействии с вертолётчиками.
     Недостатка в полётах на авиабазе теперь нет. Из-за жары командование Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО приняло решение проводить в Будённовске четыре лётные смены в неделю. Например, во вторник и в среду с 6 утра до 14 дня летают штурмовики, а с 18.00 до 2.00 – вертолётные эскадрильи. А в четверг и пятницу – наоборот. При этом, чтобы начать полёты в 6.00, лётный состав должен прибыть на аэродром не позднее 3.30 для проведения тренажа на стоянках самолётов или вертолётов. Поэтому многие, даже опытные лётчики, говорят, что такой график полётов и распорядок дня выдержать непросто. Но погода на южных степных просторах Ставрополья вносит свои коррективы и не спрашивает желания лётчиков.
     Более того, ежемесячно составляется план полётов с учётом специфики отрабатываемых упражнений. Учитываются пожелания и штурмовиков, и армейской авиации.
     Будённовским вертолётчикам повезло. У них практически вся авиационная техника – новая, 2009-2010 гг. выпуска. Первая эскадрилья летает на боевых вертолётах Ми-24 и Ми-28Н, вторая – на новеньких Ми-8МТВ5-1 и Ми-8АМТШ.
     Как рассказал заместитель командира авиабазы по лётной подготовке подполковник Сергей Кожевников, на этот год в целом запланировано почти 4 тыс. часов налёта на две эскадрильи. И в лидерах здесь – Ми-8. Это и понятно. Специфика задач, решаемых транспортно-боевой машиной, разнообразная. Здесь и перевозка грузов, и личного состава войск.
     В то же время, по словам подполковника Кожевникова, авиабаза предоставила свою технику (Ми-24 и Ми-28Н) для проведения практических пусков управляемых и неуправляемых боеприпасов на полигоне Нальчик Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО, куда вертолётные экипажи заблаговременно выполнили перебазирование авиационной техники.
     Кроме того, авиабаза принимает участие в эксперименте. Его суть в том, что в состав отдельной мотострелковой бригады, дислоцирующейся в Моздоке, из Будённовска передана смешанная эскадрилья. Это вертолётное подразделение выполняет задачи в интересах сухопутного соединения и находится в её оперативном подчинении. Эскадрилья сопровождает колонны техники бригады, перевозит грузы, выполняет все виды разведок.
     Особое внимание на авиабазе уделяется подготовке молодёжи. Благодаря высокой интенсивности полётов лётчики набирают необходимое количество налёта и уровень натренированности. Еженедельно формируется аналитическая записка, касающаяся подготовки молодого лётного состава, рассказывает заместитель по лётной подготовке базы, в которой указываются личные достижения каждого офицера.
     В настоящее время в эскадрильях проходят войсковую стажировку три курсанта Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. По словам подполковника Кожевникова, они налетали за практику больше часов, чем за четыре года обучения в училище. Здесь, в Будённовске, они приобретают необходимые навыки под контролем инструкторов авиабазы. «Влётываться» курсантам и правда есть хорошая возможность, приобрести то, чего не хватало в училище. Они летают каждую смену и пока только днём, так как программа обучения пока не предусматривает ночные полёты.
     Подполковник Кожевников в должности совсем недолго – чуть более месяца. Но он уже успел понять, что уровень подготовленности лётного состава на порядок выше, чем на прежнем месте службы в другом роде войск. «В РВСН мы летали, как «мирные голуби». Нам запрещалось выполнять сложный пилотаж, использовать внешнюю подвеску и вооружение», – рассказывает Кожевников.
     Командир 1-й вертолётной эскадрильи на Ми-24 и Ми-28 подполковник Андрей Бит-Шабо служит в этой части с 2000 года. Он – участник второй чеченской кампании, в 2003-2004 гг. летал в Сьерра-Леоне в составе российской авиационной группы, принимавшей участие в миротворческой операции.
     Комэск Бит-Шабо рассказывает, что практически весь лётный состав переучился на новую технику. В Торжокском центре они проходят теоретическую и практическую переподготовку. По его словам, хоть вертолёты и новые, но тяжёлые в эксплуатации. На борту Ми-28Н установлена достаточно сложная система управления вооружением, навигационный комплекс. На авиабазе постоянно находятся представители предприятия-изготовителя, так как вертолёты стоят на гарантии. Они на месте устраняют неполадки, отказы техники. Тем не менее лётчики надеются, что все сложности со временем на Ми-28Н исчезнут, как это было и с Ми-24.
     Завод оказал и другую помощь. Выделил средства на строительство для авиабазы инженерного домика на аэродроме. Он оборудован современной техникой и сплит-системой. Там и отдыхают стажёры-курсанты в свободное от полётов время.
     Сейчас лётчики эскадрильи восстанавливаются на полёты на Ми-28Н, используя вертолёты Ми-24ПН, в очках ночного видения. За лётную смену они отрабатывают различные упражнения в ночных условиях: зависание, полёты на полигон на пуск ракет, взлёт по-самолётному, а также имитации посадки с одним работающим двигателем.
     До этого полёты на Ми-28Н не проводились несколько месяцев. Они были приостановлены после трагедии, случившейся 15 февраля этого года, в которой подполковник Бит-Шабо потерял своего друга и боевого товарища – подполковника Андрея Глянцева, погибшего в результате катастрофы вертолета Ми-28Н. Так распорядилась судьба, что и я тоже был знаком с ним. Комэск Глянцев стал одним из героев моего материала «Авиационный форпост».
     Подполковник Андрей Глянцев до последнего пытался сохранить боевой вертолёт: он отказался покинуть кабину падающей машины. Штурман-оператор лейтенант Игорь Симавин остался жив и сейчас благополучно летает. Несмотря на современную систему защиты пилотов, командир экипажа Андрей Глянцев погиб от тяжелейших травм после совершения жёсткой посадки недалеко от села Прасковея.
     Неполадки в двигателе обнаружились на высоте 1,5 тыс. метров, но экипажу удалось снизить вертолёт до предела и увести от населённого пункта.
     В свою очередь жители села Прасковея Будённовского района выступили с инициативой о присвоении звания Героя России (посмертно) подполковнику Андрею Глянцеву. Соответствующие письма с ходатайством в вышестоящие инстанции подписали руководители органов муниципальной власти Прикумья.
     «Он сделал всё, что можно было сделать в той ситуации: лётчик, выйдя из облаков, в последние секунды перед ударом о землю вывел машину в управляемый полёт. Он мог, но не покинул вертолёт с парашютом, ведь внизу были люди. Андрей любил жизнь и применил всё своё мастерство, чтобы избежать жертв: он спас штурмана и даже саму машину, но при этом пожертвовал своей жизнью», – говорит его сослуживец Герой России подполковник Сергей Палагин.
     Подполковник Глянцев пользовался заслуженным авторитетом среди лётного состава. Участвуя в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, он прошёл путь от лётчика-оператора до заместителя командира авиационной базы. Лётчик 1-го класса, высоко-
     профессиональный инструктор, имел более 1,8 тыс. часов общего налёта на всех типах вертолётов, был хорошим примером для молодых и всегда приходил на помощь однополчанам. Так, выполняя полёт ведущим группы боевых вертолётов в Цхинвал, он не только прикрывал десантно-транспортную группу, но и участвовал в операции по спасению сбитого боевого товарища.
     Авиагруппа на Су-25СМ состоит из трёх эскадрилий. Налёт, по словам исполняющего обязанности командира авиагруппы подполковника Олега Теребунского, находится на уровне 80 часов.
     В 2010 году в часть пришли девять лейтенантов – выпускников лётного училища. Их подготовка идёт полным ходом. Молодёжь уже завершила программу одиночных полётов и приступает к отработке полётов в составе пары, отметил подполковник Теребунский.
     За прошедший период обучения в авиагруппе весной и летом прошли ЛТУ двух эскадрилий с практическими пусками управляемых ракет на полигоне Кущёвский под Приморско-Ахтарском.
     Успешно завершились контрольные занятия, целью которых было оценить уровень подготовленности офицерского состава авиагруппы как с теоретической, так и с практической стороны. В ходе них проверялась система управления, т.е. штаб авиагруппы и командный пункт, а также выполнение лётчиками конкретных задач.
     Не снимаются и задачи боевого дежурства. Ежедневно на аэродроме заступает дежурная пара, готовая в любой момент при поступлении соответствующей команды подняться в небо и выполнить применение средств вооружения, в том числе по отмеченным на карте целям.
     В зимнем периоде обучения лучшей стала 1-я авиационная эскадрилья под командованием Александра Коноваленко, а в текущий момент в лидеры выбилась 2-я авиационная эскадрилья подполковника Владислава Рудковского.
     Среди молодых, но уже окрепших и вставших на крыло лётчиков – старший лейтенант Денис Мирошниченко. Он – самый молодой командир звена в авиагруппе. Хорошо подготовленный лётчик 2-го класса, имеет налёт порядка 400 часов. В этом году Денис успешно прошёл обучение по инструкторской программе в Липецком авиацентре, летал в задней кабине Су-25, набирался необходимого в этом виде подготовки опыта.
     70 процентов авиапарка авиагруппы – это модернизированные Су-25СМ. Лётчики также ждут, что в будущем их самолётный строй пополнится модернизированными учебно-боевыми «спарками» Су-25УБМ.
     Кроме того, планируется, что в ноябре всё-таки на авиабазу поступят долгожданные тренажёры. Предварительно их будет три: один для штурмовиков и два для вертолётов.
     Лётчикам будённовской штурмовой авиагруппы в этом году предстоит участвовать в учениях «Щит Союза», «Центр-2011», «Боевое Содружество-2011». Боевое применение будет проходить на полигоне Ашулук. Часть сил для этого будет перебазирована на аэродром Приволжский.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex