на главную страницу

10 Августа 2011 года

«Крылатая гвардия»

Среда

Версия для печати

С неба на землю – и в бой

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Алексея ВЕРПЕКИ.



Как уже сообщала «Красная звезда», в Ивановской, Костромской и Ярославской областях проведено двухэтапное командно-штабное учение с личным составом 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, входящей в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и экипажами самолётов Ил-76 военно-транспортной авиации.


     Представителей СМИ, в том числе и корреспондентов «Красной звезды», пригласили на несколько эпизодов учения, проходившего под руководством командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковника Алексея Рагозина (на снимке сверху).
     Сначала на аэродроме Северный в Ивановской области журналистам были продемонстрированы подготовка вооружения, военной техники и грузов к десантированию парашютным способом, погрузка их в самолёты военно-транспортной авиации Ил-76. Ивановские десантники вместе с авиаторами укладывали вытяжные парашютные системы на десантируемую технику, швартовали её на платформах и крепили на створки бортов кораблей, при этом постоянно тщательно проверяя уже проделанную работу.
     Как рассказал начальник парашютно-десантной службы аэродрома Северный майор Сергей Гапоненко, погрузка техники в грузолюки Ил-76 – процесс достаточно сложный и весьма ответственный, поскольку от чёткой и слаженной работы военнослужащих ВДВ и экипажей самолётов зависит сама возможность выброски.
     – Больших физических затрат здесь не требуется, но необходимы согласованные действия экипажей боевой машины, в данном случае десантного бронетранспортёра БТР-Д, и самолёта, – заметил он. – Перед загрузкой в Ил-76 вначале укладывается многокупольная (в зависимости от массы объекта от 9 до 12 куполов) парашютная система и монтируется на машину. Готовность техники проверяется офицерами воздушно-десантной службы, после чего она загружается и крепится техниками в самолёт в строго отведённое место, вплоть до миллиметра. Вся проделанная работа проверяется комиссией. В зависимости от типа, массы и габаритов объекта в Ил-76 может войти от одной до трёх единиц техники. Подчеркну, что наши парашютные системы проверены, надёжны и адаптированы к любым погодным условиям. Приземление осуществляется на амортизирующие устройства без ущерба для техники.
     В свою очередь командир одного из экипажей Ил-76 старший лейтенант Максим Соколик, говоря о самом процессе десантирования, подчеркнул, что здесь от авиаторов требуются особая точность и реакция при работе на курсе выброски.
     – По установленному сигналу мы поднимаемся на маршрут, маневрируем, выполняем тактические задачи, – пояснил лейтенант Соколик. – В заданное время выходим в точку начала десантирования. За выброской техники следит борттехник по АДО (авиационно-десантному оборудованию). Он находится в грузовой кабине в специальном месте. Возникновения нештатных ситуаций быть не должно. При этом все проблемные случаи прописаны в инструкциях, и мы постоянно тренируемся, в том числе и на тренажёрах, по выходу из нештатных ситуаций за короткое время. Для примера: при десантировании техники её платформа может застрять в грузолюке в промежуточном положении или вообще остаться на месте, когда вытяжная парашютная система уже сработала. Но, повторюсь, при каждом таком форс-мажоре у лётчиков есть чёткий алгоритм действий. Вообще один из самых ответственных моментов – это когда техника выходит из грузолюка самолёта. Хвост корабля опускается, и пилот смотрит не в горизонт, а вверх.
     Авиаторы также обратили внимание журналистов на то, что первым в боевом порядке всегда летит самолёт-разведчик, собирающий метеоинформацию, для того чтобы остальные экипажи смогли внести коррективы в свои расчёты по высадке десанта и техники в нужную «точку» радиусом порядка 500 м. Ещё одна задача самолёта-разведчика – десантировать разведывательные подразделения. Их цель – доразведка местности, захват плацдарма и удержание его до прихода основных сил. Идущие через определённое время вслед за самолётом-разведчиком другие Ил-76 осуществляют выброску техники, грузов и основных сил десанта.
     Всего по плану учения в тыл условного противника с двух самолётов Ил-76 необходимо было десантировать три бронетранспортёра БТР-Д, два колёсных автомобиля ГАЗ-66 и машину военных химиков РХМ, а с восьми самолётов Ил-76 – более 700 военнослужащих парашютно-десантного батальона парашютно-десантного полка гвардии полковника Алексея Аксёнова, а также дивизиона артиллерийского полка 98-й дивизии, под командованием гвардии полковника Алексея Коблова. Десантирование предстояло провести в сложных погодных условиях. Жара и грозы с проливными дождями сделали землю и растительность на площадке приземления влажной и скользкой. Это чревато травмами для десантников. Забегая вперёд, скажу, что благодаря слаженной работе командования и всех военнослужащих десантирование удалось осуществить благополучно и без происшествий.
     После погрузки техники нас пригласили на обязательную предпрыжковую подготовку на воздушно-десантном комплексе, проходившую под руководством заместителя командира полка по воздушно-десантной подготовке. Здесь даже умудрённые опытом офицеры с большим количеством выполненных прыжков снова и снова отрабатывают на тренажёрах каждую деталь, прокручивают всевозможные варианты развития ситуации при десантировании. И это не зря, ведь небо не то что ошибок – даже небольшой невнимательности может не простить.
     На учебном месте «Высотный тренажёр самолёта Ил-76» отрабатывались действия десантников в самолёте, различные команды при подготовке к прыжку, а затем уже действия в воздухе, в частности уход в сторону от оси полёта самолёта.
     Находясь уже на другом учебном месте «Стапеля для подвесных систем», гвардии ефрейтор Михаил Салаев (на снимке слева) рассказал, что здесь отрабатываются подготовка к отделению из самолёта, отсчёт времени и выдёргивание звена ручного раскрытия парашюта, действия десантников при схождении в воздухе, применение запасного парашюта, развороты по ветру, подготовка к приземлению в нормальных условиях, при сильном ветре, на различные препятствия, в том числе и на воду.
     На площадке приземления Будихино в Костромской области журналисты оказались в самом центре происходящих событий. Над нашими головами раскрывались сотни белых куполов. Десант касался земли в нескольких метрах вокруг нас, чуть ли не задевая камеры и объективы ботинками с высоким берцем, и можно было делать великолепные «живые» снимки загорелых лиц бравых воинов на фоне прекрасной русской природы «Золотого кольца».
     Особенно интересно было пообщаться с ребятами, которые совершили свой первый прыжок с
     Ил-76. Собирая парашюты, они рассказывали о захлестнувших их впечатлениях, о поддержке и советах старших товарищей и командиров, мощной сирене на борту самолёта, предвещающей прыжок, и о том, что тут просто невозможно промедлить и подвести сослуживцев. Иначе как будешь потом смотреть им в глаза.
     Рядовой 217-го гвардейского парашютно-десантного полка Павел Бабанов (на снимке справа) из Костромы служит всего три недели. Перед своим первым прыжком с Ил-76 совершил два прыжка с самолёта Ан-2.
     – Конечно, было немного страшновато, особенно когда на борту зазвучала сирена – хотелось уже поскорее выпрыгнуть, такой громкий и пронзительный у неё звук, – поделился он. – Более опытные ребята поддерживали и давали советы. Например, после раскрытия парашюта быть внимательным в воздухе, смотреть по сторонам вокруг себя, чтобы не сойтись с другими.
     В свою очередь 22-летний радиотелефонист взвода управления самоходного дивизиона артиллерийского полка ефрейтор Виталий Чухно был совершенно спокоен. Он служит по контракту два года и совершил уже 11-й прыжок.
     – У меня отец десантник, совсем недавно ушёл в запас майором, а брат Кирилл – будущий офицер. Сейчас закончил 2-й курс Рязанского воздушно-десантного училища, – рассказал он. – После истечения срока контракта я собираюсь продолжить служить в Воздушно-десантных войсках – это моё.
     После десантирования на площадку приземления в Будихино и выполнения задач быстрого сбора подразделений, осуществлявшегося с применением современных автоматизированных систем управления и связи, и захвата объектов условного противника учение продолжилось на полигоне Песочное в Ярославской области. Здесь рота десантников наступала на БМД-2 при поддержке артиллерии. На следующий день задачи в обороне выполнял парашютно-десантный батальон.
     Итоги нескольких эпизодов учений озвучил командир 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Алексей Рагозин.
     – Наше соединение вместе с 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригадой Воздушно-десантных войск входит в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), поэтому на этих манёврах подразделения выполняют свои задачи на фоне разыгрываемой на картах миротворческой операции в ходе вооружённого конфликта на условной границе условных государств, – отметил комдив. – Что касается оценок, то я сторонник их давать, когда последний автомат будет поставлен в пирамиду для хранения оружия. Но то, что мы с вами уже видели, прошло без происшествий, вся техника сработала штатно. Командиры всех степеней показали хорошие знания и навыки в подготовке подчинённых к десантированию и бою, по управлению подразделениями при решении боевых задач в рамках учения. В свою очередь личный состав, а в этом учении принимают участие как контрактники, так и призывники, причём и весеннего призыва, показывают хорошую подготовку и слаженные действия. Конечно, есть у нас недостатки, есть, разумеется, и лучшие, и отстающие военнослужащие. Но на то оно и учение, чтобы выявлять пробелы и ошибки, а затем работать над их устранением. Главное, что у личного состава есть желание показать все свои навыки, умения и готовность в любых условиях выполнить поставленную задачу, а у командиров – быстро принять самое верное решение.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex