на главную страницу

10 Августа 2011 года

Малоизвестные страницы войны

Среда

Версия для печати

На подступах к Ленинграду

Игорь СОФРОНОВ.
Фото из фондов Центрального музея внутренних войск МВД России.



70 лет назад, 10 июля 1941 года, началась оборона Ленинграда, которая длилась до 9 августа 1944 года. В ней вместе с частями Красной Армии и моряками Балтийского флота участвовали 5 дивизий, 2 бригады и несколько отдельных частей внутренних войск НКВД.
Подвиги их бойцов и командиров описаны во многих книгах, научных и публицистических статьях. Но подавляющее большинство этих трудов посвящено славным делам воинов-чекистов непосредственно у стен Северной столицы.
А что известно о действиях этих соединений и частей в первые дни и недели противостояния, в боях на дальних подступах к Ленинграду?
Боевые документы того периода бережно хранит Центральный музей внутренних войск МВД России. Они могут рассказать о многом...


     Согласно донесениям, поступавшим из штаба и политотдела 22-й мотострелковой дивизии войск НКВД, её части в течение июля 1941 года чуть ли не ежедневно вступали в боевые столкновения с гитлеровцами. Так, 5-й мотострелковый полк дивизии 11 июля во взаимодействии с 320-м стрелковым полком РККА с утра до поздней ночи сдерживал продвижение подразделений немецких войск у города Выхма. Несколько раз дело доходило до рукопашной.
     14 июля части дивизии, перехватив инициативу, контратаковали противника, не ожидавшего этого и вынужденного отступить. В результате были освобождены населённые пункты Ваки, Сур, Виллевере, Лопарти, Сартял, станции Олейно и Кахала, где в качестве трофеев захвачены два вагона снарядов, противотанковое орудие, несколько пулемётов и тысячи патронов. Конечно, не бог весть что. Но вспомним: шла лишь третья неделя войны, советским войскам в основном приходилось отходить, ежедневно уступая врагу несколько десятков километров родной земли. А тут пусть небольшой, но всё же бросок вперёд!
     В те же дни из штаба 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений докладывали:
     «11 июля гарнизоном 51-го полка, охранявшим и оборонявшим мост через реку Равань на линии Ленинград–Москва, в 10.00 сбит самолёт Ф-156 «Шторьх». Проезжавший по этой линии в 14.00 на спецпоезде Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов приказал передать ему обнаруженные среди обломков сбитого самолёта документы.
     14 июля у деревни Поречье гитлеровцы на захваченных советских танках приблизились к шоссейному мосту через реку Луга, который охраняло подразделение 6-й роты 51-го полка дивизии. Один из немцев в форме советского танкиста направился к часовому. В этот момент головной танк, раздавив часового, устремился на мост, за ним следовали автомашины с пехотой. Но гарнизон, находившийся в окопах, уничтожил головной танк и вступил в бой с остальными подразделениями врага. Бой продолжался почти полтора часа. В результате противник потерял 70 солдат и офицеров. Особенно отличился красноармеец С.Д. Козлов, уничтоживший меткими выстрелами 10 немецких автоматчиков, а затем штыком и гранатами ещё четверых. Товарищ Козлов награждён орденом Ленина.
     15 июля подразделения двух рот 82-го полка, оборонявшие мосты на участке Хийтолла–Сердоболь–Маткаселлькя в районе Карельского перешейка, в результате прорыва немецко-финских войск у Элисенваара попали в окружение. Однако с боями вышли к своим ротам и были использованы в обороне вместе с частями Красной Армии. Восемь гарнизонов 1-й роты получили приказ от командира 168-й стреловой дивизии РККА оборонять станцию Хелюлля. В течение пяти дней они отбивали яростные атаки противника и удержали рубеж, чем дали возможность 168-й стрелковой дивизии произвести перегруппировку и перейти на более выгодный оборонительный рубеж. В боях за станцию подразделениями 1-й роты уничтожено до 300 финских солдат и офицеров, захвачено противотанковое орудие.
     19 июля гарнизонами 109-го полка дивизии и местным истребительным отрядом атакован, отброшен, а затем уничтожен гитлеровский воздушный десант, высадившийся между станциями Аувера и Вайвера.
     С 21 по 24 июля бронепоезд 51-го полка дивизии, поддерживая действия 177-й стрелковой дивизии и 3-го мотострелкового полка РККА в районах станций Плюсса и Серебрянка, артиллерийским огнём уничтожил 3 танка, одну артиллерийскую и две миномётные батареи, 15 автомашин с пехотой и боевым грузом, до роты пехоты и один командный пункт противника. Огнём зенитно-пулемётной установки бронепоезда сбит бомбардировщик Ю-88.
     26 июля в 18 часов 40 минут мотоброневагон бронепоезда 51-го полка внезапно был атакован 8 танками и мотопехотой гитлеровцев. Экипаж мотоброневагона встретил противника сильным артиллерийским и пулемётным огнём, уничтожив за несколько минут 4 танка и 10 автомашин с немецкой пехотой. За проявленные доблесть и мужество командир мотоброневагона младший лейтенант Гребенюк награждён орденом Ленина, наводчик Володин и корректировщик Шистеров удостоены ордена Красного Знамени.
     28 июля в 16 часов 00 минут передовые части противника на бронемашинах вышли к деревне Ручьи и направились к железнодорожному мосту через реку Шелонь у станции Шимск. Оборонял мост гарнизон 3-й роты 51-го полка численностью 57 человек при двух станковых и трёх ручных пулемётах. Гарнизон в течение семи часов отбивал яростные атаки превосходящих сил гитлеровцев, чем обеспечил командованию Красной Армии возможность подтянуть резерв из района Новгорода и занять оборону на подступах к мостам в одном километре от левого берега Шелони. В этом бою гарнизоном было истреблено свыше 300 солдат и офицеров противника.
     В 22 часа 10 минут противник с танками и артиллерией вышел на правый берег Шелони и обложил гарнизон с трёх сторон. Незанятой фашистами оставалась лишь узкая полоска вдоль линии железной дороги в сторону Новгорода. В связи со сложившейся обстановкой начальник гарнизона младший лейтенант Пелых получил приказ от командования Северо-Западного фронта – мост взорвать, а гарнизону с боем отойти на северный берег Шелони и присоединиться к частям Красной Армии. Эту задачу гарнизон выполнил. 9 военнослужащих из состава гарнизона 3-й роты награждены орденами».
     Из других донесений известно, что 30 июля сводный отряд 109-го полка в количестве 220 человек под командованием помощника нач-
     штаба полка капитана Савченко был брошен на усиление 167-го стрелкового полка РККА в районе Тамсалу, где гитлеровцы намеревались одним броском перерезать железнодорожную и шоссейную магистрали Ленинград–Таллин. В 13 часов 30 минут противник открыл по позициям сводного отряда сильный артиллерийский и миномётный огонь, после чего перешёл в наступление. Ожесточённый бой длился около восьми часов. Ценой больших потерь гитлеровцам удалось прорвать оборону в двух местах, и наши части отошли к городу Тапа.
     Одновременно с этим подразделения 109-го полка вели контрпартизанскую борьбу в тылу армии с довольно многочисленными группами прибалтийских националистов, нападавшими на отдельно следующие машины и мелкие войсковые подразделения. В результате за месяц было уничтожено почти 90 человек, в основном бывших полицейских и офицеров эстонской армии.
     Днём позже, 31 июля, оперативная группа 80-го полка всё той же 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений численностью 120 человек, усиленная бронепоездом, по приказанию начальника войск по охране тыла 14-й армии была выброшена в районе Коккосальма–Топ-озеро, где противник высадил на катерах десант, стремясь ударить в тыл частям Красной Армии и одновременно захватить Кестеньгу. Группой под командованием старшего лейтенанта Соколова вражеский десант был частично уничтожен, а частично оттеснён от города.
     Примерно в то же время несколько подразделений 20-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности по приказу военного совета Северного фронта были сосредоточены в районе Руг-озера. Им предстояло вместе с частями РККА не допустить прорыва гитлеровских войск к станции Кочкома Кировской железной дороги. Известно, что в ожесточённых боях на этом рубеже в последние дни июля 1941 года пали смертью храбрых комвзвода младший лейтенант Сальников и восемь бойцов внутренних войск.
     Тогда же 15-й Краснознамённый мотострелковый полк 21-й мотострелковой дивизии войск НКВД, как сказано в боевом донесении, «решительным ударом прорвал кольцо белофиннов в районе Кудом-Губа, вывел из окружения школу младшего комсостава Карело-Финского пограничного округа, остановил продвижение белофиннов в направлении Порос-озера и длительное время удерживал противника на этом рубеже...»
     Битва за Ленинград только разгоралась. Позднее в боях на ближайших подступах к городу уцелевшие в пламени первых боёв подразделения 21-й мотострелковой дивизии войск НКВД остановят гитлеровцев за Лигово, у стен Кировского завода. Остаткам 20-й мотострелковой дивизии удастся сделать то же самое на «Невском «пятачке». Оба соединения заслужат высокую оценку Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова: именно с 21-й дивизии войск НКВД он начнёт в своих мемуарах перечислять наиболее отличившиеся у Лигово воинские формирования, особо упомянет и диверсионно-разведывательные группы 20-й дивизии, которые, по его словам, «всюду проявляли чудеса храбрости».
     На потерявшую более половины личного состава 2-ю дивизию войск НКВД по охране железнодорожных сооружений возложат задачу по сопровождению и охране грузов, доставлявшихся в уже блокированный Ленинград по легендарной ледовой Дороге жизни. Эти грузы пойдут в голодный, отрезанный от Большой земли огромный город под постоянными бомбёжками и артобстрелом.
     Обескровленные, измотанные в боях подразделения 22-й мотострелковой дивизии войск НКВД на двое суток задержат немцев у Таллина, после чего оставшихся в живых бойцов и командиров этого, фактически уже не существовавшего соединения зачислят в различные части войск НКВД Ленинградского фронта...
     

     

     На снимках: начальник бронеплощадки бронепоезда 51-го полка войск НКВД сержант Николай БАТАВИН; в орудийной башне бронепоезда; уточнение задачи стрелкам бронепоезда.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex