на главную страницу

12 Августа 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

БОЙЦОВСКИЕ КАЧЕСТВА «СЕРНЫ»

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда». Фото автора и А. САМОХИНА.



Поднимая белоснежные пенные буруны, лихой дугой обогнул портовые молы небольшой юркий катер. Его обводы и весь силуэт были не очень привычны на фоне махин-сухогрузов, стоящих под разгрузкой-погрузкой в Новороссийском торговом порту. Лавируя в портовой тесноте, десантный катер проекта 11770, который иногда ещё называют «Серна», устремился к захваченному «злоумышленниками» судну.

     Сойдясь борт о борт, военные моряки высадили противодиверсионную группу, состоящую из бойцов морской пехоты. Буквально в считанные минуты сопротивление «пиратов» было подавлено. Так выглядел лишь один эпизод из учений, в которых доводится участвовать экипажу десантного катера из бригады ОВРА Новороссийской военно-морской базы...
     «Серна», которая относится к новейшим разработкам нижегородских кораблестроителей ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева, не так давно поступила на вооружение моряков-черноморцев, но уже успела показать себя эффективным десантным средством. Во-первых, в силу его габаритов этот десантный катер можно успешно применять при высадке небольших подразделений морской пехоты и отработки с ними же вариантов погрузки. А это позволяет проводить тактические учения в звене взвод - батальон с реальным десантированием при затрате минимальных средств. Во-вторых, катер становится незаменимым и экономичным транспортом при переброске небольших партий груза в пределах расположения военно-морской базы.
     - Особенностью десантного катера данного проекта можно считать то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением, - объяснил одно из эффективных качеств новинки механик дивизиона капитан 3 ранга Сергей Третьяк. - Она изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода - более 30 узлов.
     Дивизионный специалист пояснил также, что ещё одной особенностью нового десантного катера стал его движитель. Вместо привычных винтов катера типа «Серна» оснащены новым видом водомётного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот двигательное устройство названо вентилируемым водомётным движителем (ВВД). В отличие от традиционного водомётного движителя ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала.
     Как показало практическое применение «Серны» по предназначению, инновационные качества позволяют успешно использовать его для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колёсной и другой военной техники. Катер может принять на борт в одном варианте танк, боевые машины пехоты или десанта общей массой до 45 тонн, а в другом варианте - подразделение морского десанта с вооружением в количестве 92 человек, что превышает показатели других кораблей аналогичного класса. Есть у этого юркого кораблика и ещё одно замечательное качество - он может самостоятельно сниматься с мели, что при высадке десанта на необорудованное или слабо разведанное побережье становится воистину бойцовской чертой.
     Эффективности в боевом применении этого десантного средства придаёт и ещё одно нововведение - насыщенность средствами связи.
     - На «Серне» установлен приёмо-передатчик большого диапазона, несколько разнотипных современных радиостанций для поддержания связи не только в сети нашей бригады, но и с силами десанта на всех этапах от перехода морем до ведения боевых действий на берегу, - рассказал связист дивизиона кораблей старший лейтенант Ярослав Холодов. - Они обеспечивают устойчивую связь и с кораблями, обеспечивающими высадку, и с авиацией, помогающей десанту с воздуха.
     Небольшой экипаж под командованием старшего мичмана Сергея Максимова к своему катеру относится с большим уважением. Техник БЧ-5, или по-простому «мех» - главный старшина контрактной службы Александр Маслов катер знает ещё со стапелей ОАО «Нижегородский судостроительный завод «Волга». Он принимал участие не только в достройке, но и в приёмо-сдаточных испытаниях катера уже в Новороссийской военно-морской базе. Как считает опытный специалист, сами испытания, а затем и выполнение учебно-боевых задач уже под Андреевским флагом показали, что у «Серны» за счёт применения новых разработок, в частности гидропривода рулевого управления, появилась хорошая маневренность на высоких скоростях. А командир катера Сергей Максимов отмечает, что появившиеся три режима управления - обычный, дистанционный и аварийный - значительно повышают надёжность использования рулевой системы и соответственно, живучесть десантного катера.
     Десантный катер нового поколения «Серна» уже занял достойное место под гордым Андреевским флагом и уверенно несёт свою нелёгкую морскую службу.
     На снимках: десантный катер «Серна»; механик катера главный старшина контрактной службы Александр МАСЛОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex