13 Августа 2011 года |
Страна и мир |
Суббота |
|
||
Человеческая мысль продолжает создавать новые технологии, которые сегодня кажутся фантастическими, а завтра становятся реальностью нашей жизни. Под рубрикой «Новые технологии» мы планируем знакомить наших читателей с некоторыми идеями, которые появляются в мире, а также уже реализуются во имя каких-то конкретных целей. В НАСА объявили победителя конкурса на разработку нового типа двигателя для космических аппаратов. В рамках первой фазы конкурса на разработку двигательной установки прямого преобразования ядерной энергии призом в 100 тысяч долларов награждён профессор Вашингтонского университета Джон Слау, который разработал проект электромагнитного плазмоидного двигателя, или, как его называют в НАСА, безэлектродного двигателя на силе Лоренца (ELF). Электромагнитный плазмоидный двигатель (ЭПД) является революционным типом электрической двигательной установки и позволяет резко сократить массу космического аппарата, а также увеличить эффективность двигателей по сравнению с традиционными системами мощностью 500–1.000 Вт. Предложенный двигатель имеет высокую удельную мощность (более 700 Вт/кг) и экономичность. Он позволит совершать беспилотные полёты к самым окраинам Солнечной системы: Нептуну, Плутону и облаку Оорта. Кроме того, новый двигатель может питаться от солнечных панелей, что даёт возможность быстро преодолеть расстояние до более близких объектов, например спутников Марса или астероидов. Принцип работы ЭПД следующий: с помощью вращающегося магнитного поля внутри конической камеры двигателя создаётся мощное напряжение токов внутри потока плазмы, что приводит к образованию плазмоида, изолированного от стенок камеры магнитным полем. Изменение градиента магнитного поля в мощных плазменных токах приводит к тому, что плазмоид покидает коническую камеру с огромной скоростью - соответственно появляется реактивная тяга. По замыслу специалистов НАСА, новый тип двигателя должен представлять собой импульсное устройство, потребляющее 1 кВт и выдающее разряд с энергией 1 Дж при частоте 1 кГц. В НАСА разработали теорию и дизайн нового двигателя, а также продемонстрировали работу физических принципов его работы в лаборатории. Специалистам удалось создать небольшой, всего 10 см в диаметре, двигатель киловаттного класса, надёжно работающий в импульсном режиме с энергией от 0,5 до 5 Дж. ЭПД имеют массу преимуществ, даже по сравнению с высокоэффективными ионными двигателями. Прежде всего, ЭПД может использовать в качестве топлива большой спектр рабочих тел: кислород, аргон, гидразин или смесь газов. Это позволяет производить дозаправку аппаратов в космосе, а также, теоретически, пользоваться «местным» топливом, например газами из атмосферы Марса. ЭПД не только увеличит скорость и энергетические возможности космических аппаратов, он также может стать вторым двигателем гиперзвуковых самолётов. Они могли бы выходить на околоземную орбиту на прямоточных воздушно-реактивных двигателях, а уже в космосе - передвигаться с помощью лёгких и компактных ЭПД. В ходе второй фазы конкурса американское космическое агентство планирует испытать реальный прототип ЭПД со следующими характеристиками: вес – 1,5 кг, мощность - 200–1.000 Вт при 50–80 мН тяги и 1,5–4 тыс. секундах удельного импульса (в современных ионных двигателях около 3 тысяч). Американские ВМС запустили новую программу LDUUV по разработке подводного робота, который сможет выполнять длительное автономное патрулирование. Новый робот будет иметь автономность не менее 70 суток. Для сравнения: атомная подлодка класса «Вирджиния» с экипажем более 100 человек имеет автономность 90 суток. При этом аппарат LDUUV сможет самостоятельно избегать препятствия и выполнять миссии в сложных условиях оживлённого судоходства. В настоящее время американские ВМС имеют сотни обычных кораблей и подводных лодок. Однако даже являясь крупнейшими на планете, они не способны обеспечить контроль за огромными пространствами Мирового океана. Беспилотные подлодки, намного более дешёвые, чем «Вирджиния» стоимостью более 1 млрд. долларов, смогут обеспечить патрулирование на обширной территории и станут серьёзной угрозой для подводного флота противника. Запрос Пентагона, кроме автономного плавания в течение 2 месяцев, предполагает возможность точной навигации с прохождением 40 контрольных точек за 5 часов с погрешностью не более 50 метров от каждой точки. Тип источника энергии не определён, отмечается только необходимость использовать технологии снижения энергопотребления. Прототип LDUUV станет первым в истории подводным роботом с мощной интеллектуальной системой ориентирования в окружающем пространстве. С помощью специального программного обеспечения и датчиков LDUUV должен обнаруживать и обходить разнообразные препятствия. В частности, системы обязаны выявлять присутствие других судов в радиусе около 4 км с надёжностью 99,9 процента, а также идентифицировать их, то есть определять военное это судно, туристическое или рыболовецкое. Также LDUUV должен будет избегать и более сложные препятствия - рыболовные сети, которых особенно много вдоль береговых линий. Большую проблему представляет разнообразие этих снастей: от отдельных нитей с крючками до сплошных стен из прочных волокон. LDUUV будет обнаруживать сети и избегать столкновений с ними, а если всё-таки робот запутается, то с помощью специальных алгоритмов и приспособлений он должен самостоятельно освободиться и продолжить выполнение миссии. Появление в водах Мирового океана роботов типа LDUUV серьёзно изменит военный баланс. Крупнейшие страны, владеющие ядерным оружием, включая Россию, Великобританию, Францию и США, в основном полагаются именно на морскую составляющую сил ядерного сдерживания. Дело в том, что малошумные подводные лодки очень сложно обнаружить: океан огромен, надводные и подводные корабли физически не могут патрулировать каждый регион, а найти подлодку, например подо льдом, можно фактически только «на ощупь», то есть с очень небольшого расстояния. Но десятки подводных роботов с большой автономностью способны создать рубежи, сквозь которые будет очень трудно пройти незамеченным. Кроме того, тяжёлый робот потенциально способен ставить минные заграждения и применять торпедное вооружение. При этом вопрос скрытности, тесно связанный с жизнями членов экипажа и стоимостью субмарины, для LDUUV не так актуален. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|