на главную страницу

16 Августа 2011 года

События. Комментарии

Вторник

Версия для печати

«Североморск» против пиратов

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Экипаж большого противолодочного корабля «Североморск» продолжает успешно выполнять задачи по охране гражданского судоходства в районе Аденского залива.


     13 августа североморцы начали проводку очередного каравана, состоящего из трёх судов под флагами Кипра, Либерии и Панамы, из которых на сухогрузе «Валдай» и танкере «Залив Анадырь» работают российские команды. Как сообщила группа информационного обеспечения Северного флота, для БПК «Североморск» этот конвой уже девятый. С момента своего прибытия в Аденский залив российский корабль провёл через опасную зону 31 судно различных государств.
     Научно-исследовательский центр One EarthFuture Foundation (OEF) некоторое время назад распространил информацию о том, что в прошлом году на борьбу с морским пиратством было потрачено порядка 7-12 млрд. долларов. Как отмечалось в сообщении, наибольшая доля затрат приходилась на страховые выплаты. Далее шли затраты на изменение маршрутов судов, чтобы избежать «зон риска». Достаточно внушительная сумма была потрачена на специальное оборудование для судов и вооружённую охрану. В отчёте специалистов OEF говорилось о том, что общая сумма выкупов за освобождение захваченных судов составила порядка 148 млн. долларов. В среднем в 2010 году сумма выкупа составляла 5,4 млн., а наибольший выкуп заплатили за южнокорейский танкер MT Samho Dream - 9,5 млн. долларов.
     Помимо этого, специалисты исследовательского центра отмечали, что в прошлом году в плен пиратами было захвачено более 500 моряков из 18 стран. А начиная с 2006 года морские разбойники предприняли около 1,6 тысячи атак, в результате которых погибли 54 человека.
     Число нападений пиратов, в частности, продолжает расти в Гвинейском заливе. Как отмечается на сайте «Морской бюллетень-Совфрахт», от Гвинеи на северо-западе Африки до Анголы в южной части африканского континента расположено более десятка стран, наиболее уязвимых к нападению пиратов. Здесь сосредоточены промышленные запасы нефти, металлов, а также массивы плантаций какао-бобов. Кроме того, одной из характерных черт береговой линии являются многочисленные утёсы и отвесные скалы, что также приводит к росту числа пиратских атак. Пираты в Западной Африке значительно отличаются от сомалийских разбойников. В Западной Африке основная цель нападения - кража грузов, нежели угон судна. И хотя пиратство пока не достигло столь колоссальных размеров, как в Аденском заливе и Индийском океане, в случае если не будут предприняты своевременные меры, проблема лишь будет обостряться.
     В Гвинейском заливе за первое полугодие 2011 года было зафиксировано 27 атак. Причём из-за того, что основная часть нападений происходит в национальных водах, они не учитываются как «пиратские нападения» по международному праву. К тому же, принимая во внимание то, что военный корабль в данном регионе не может защитить судно от пиратов, судовладельцы предпочитают не посылать сигнал бедствия в случае атак. Более того, для судоходных компаний это лишь приводит к нежелаемому росту страховых премий. Так, в Нигерии до 60% всех атак не регистрируются.
     Пиратство процветает в Гвинейском заливе с 1980-х годов, однако именно за последний год число нападений резко увеличилось. Так, недавно пираты напали на итальянский танкер с грузом дизельного топлива вблизи побережья Бенина, где с начала года произошло до 15 подобных инцидентов. От пиратства страдает не только судоходство, но и экономика стран региона. В частности, пираты влияют на отгрузку нефти в регионе, которая составляет около 3 млн. баррелей нефти в день из Гвинейского залива. Государствам Гвинейского залива требуется срочно предпринять меры для предотвращения дальнейших атак на суда, иначе под угрозой окажется экономический рост всех стран региона.
     Тем временем пираты, которых удаётся захватить, несут уголовную ответственность. В частности, окружной суд Роттердама приговорил на днях пятерых сомалийских пиратов к тюремному заключению на сроки от 4,5 до 7 лет. В декабре 2010 года они были доставлены в Нидерланды для судебного преследования по подозрению в том, что 7 ноября того же года атаковали южноафриканскую яхту Choizil в Аденском заливе и захватили трёх заложников, одного из которых удалось освободить. Однако двое других до сих пор удерживаются в неизвестном месте, за их освобождение требуют выкуп в 10 млн. долларов.
     Как сообщает ИТАР-ТАСС, пятеро морских разбойников в возрасте от 20 до 30 лет были частью большой группы, арестованной у берегов Сомали экипажем голландского военного судна «Амстердам». 15 из них были впоследствии отпущены на свободу за недостаточностью доказательств. Сторона обвинения требовала для двух лидеров банды 10 лет заключения. Однако суд приговорил 24-летнего Омара Али Абдаллу к 7, а его пособника 20-летнего Садага Али Ибрагима - к 6 годам заключения. Остальные получили меньшие сроки за соучастие. Первоначально Нидерланды пытались отправить задержанных пиратов в ЮАР, поскольку нападение было совершено на южноафриканскую яхту, однако эта страна отказалась их принять.
     Это уже не первый судебный процесс по делу сомалийских пиратов в Нидерландах. Первый в современной Европе суд над морскими разбойниками прошёл здесь в мае-июне 2010 года. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению сроком на 5 лет.
     Пока в мире не существует специального международного трибунала для судебного преследования морских пиратов. Нидерланды, в частности, выступали с предложением принять таковой ещё в 2009 году. Эта страна, имеющая большой опыт организации у себя международных судов и трибуналов, готова взять на себя ведущую роль в его подготовке. Пока же такая инстанция не создана, пиратов можно судить, например, на базе расположенного в Гааге Международного уголовного суда, считают голландские власти.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex