на главную страницу

16 Августа 2011 года

Страна мир

Вторник

Версия для печати

Авианосец раздора

Марианна ГРИШИНА.



     КНР - США



     Выход в прошлую неделю в море первого китайского авианосца, как и следовало ожидать, не оказался незамеченным в Вашингтоне. «Мы были бы рады любому объяснению со стороны КНР насчет того, зачем им нужна такая техника. Нам хотелось бы иметь более чёткое представление о том, как эта техника будет использоваться», - заявила в связи с походом авианосца официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд. При этом она напомнила, что во время двухсторонней встречи в Вашингтоне в январе нынешнего года президент США Барак Обама и председатель КНР Ху Цзиньтао высказались за укрепление военных отношений между двумя странами.
     Нельзя не видеть, что эти отношения, как, впрочем, и весь комплекс взаимодействия США и КНР, развиваются по синусоиде, надолго застывая в нижней её части. Очередная попытка поднять их с «мёртвой точки», в которой военные контакты оказались после событий первой половины 2010 года - спора из-за продаж Пентагоном американских вооружений Тайваню и визита в Вашингтон далай-ламы, была предпринята в июле, когда Китай принимал впервые за последние семь лет председателя комитета начальников штабов вооружённых сил США адмирала Майкла Маллена. В ходе его Пекин пошёл, как утверждают информационные агентства, на беспрецедентные шаги открытости, допустив уходящего в отставку американского адмирала в штаб-квартиру «второй артиллерии», так называют в КНР стратегические ядерные силы, на базу подводных лодок, расположенную неподалёку от Ханчжоу, и аэродром авиационной дивизии Цзинаньского военного округа НОАК.
     Очевидно, именно это позволило адмира
     лу заявить на итоговой пресс-конференции, что он «воодушевлён» последними изменениями в военных отношениях между США и Китаем. В частности, по его словам, были достигнуты конкретные соглашения о проведении совместных учений и людских обменов и был сформулирован ряд общих для двух стран вызовов, по которым Вашингтон и Пекин собираются налаживать совместную работу (пиратство, терроризм, борьба по ликвидации последствий стихийных бедствий и другие). Однако, по мнению многих наблюдателей, американский военачальник, говоря о наступившем благополучии в военных отношениях между двумя странами, явно покривил душой.
     В подтверждение тому указывалось на довольно острые заявления и оценки, которыми стороны обменивались во время нахождения Маллена в КНР. Так, начальник генштаба НОАК генерал-полковник Чэнь Биндэ, обращаясь к своему американскому коллеге, отметил, что «США должны быть более благоразумными, скромными в словах и делах». По его словам, Вашингтон «возлагает слишком тяжёлое бремя на налогоплательщиков», и ему следует сократить военные расходы. Он также заявил, что Америка выбрала неподходящее время для военно-морских учений в Южно-Китайском море, которые она совместно с Японией и Австралией проводила на тот момент. А на пресс-конференции по итогам переговоров с Майклом Малленом начальник генштаба НОАК, очевидно имея в виду высокомерную и нравоучительную манеру поведения США на международной арене, в том числе и в отношении Китая, подчеркнул, что, чтобы заслужить уважение других стран, нужно самим научиться уважать их.
     В свою очередь Маллен, не обращая внимания на возражения Пекина, постоянно заострял тему укрепления американских военных сил в тихоокеанском регионе, намерений США участвовать в делах Южно-Китайского моря. Он также заявил, что американские самолеты-разведчики будут продолжать осуществлять полеты вблизи китайской территории. «Мы не прекратим осуществлять полеты в международном воздушном пространстве. КНР хочет, чтобы мы их приостановили. Мы не пойдем на это, так как подобные разведывательные полёты очень важны», - сказал Майкл Маллен.
     И в этом, а не в декларируемых сторонами желаниях, видится суть отношений США и КНР, как в настоящее время, так и в перспективе. Дело в том, что мы имеем нарастающее соперничество Китая и Вашингтона в Тихом океане и в первую очередь на омывающих территорию Китая морях. В предшествующие десятилетия в Тихом океане практически безраздельно доминировали Соединённые Штаты, которые в том числе объявили «зоной своих национальных интересов» Южно-Китайское море с его богатым шельфом, рыбными ресурсами и проходящими через него оживленными торговыми путями. Пару лет назад и руководство Поднебесной в свою очередь заявило о своём суверенитете над прилегающими Жёлтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Свои интересы в регионе имеет также «третий игрок» - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): дело в том, что входящие в АСЕАН Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней оспаривают у Китая часть акватории Южно-Китайского моря.
     Два года назад, выступая на Асеановском региональном форуме в Ханое, госсекретарь Хиллари Клинтон преподнесла новую политику, по сути означавшую: если вы имеете проблемы с Китаем, позвоните нам. С тех пор давно существующие разногласия между КНР, с одной стороны, и США и государствами АСЕАН - с другой, стали принимать острую форму. Китайские военные корабли неоднократно силой препятствовали работе вьетнамских и филиппинских судов, проводивших у спорных островов геологические исследования. Имели место и более серьёзные инциденты, подобные истории с американским разведывательным кораблём, собиравшим информацию о китайских ВМФ в Южно-Китайском море, который был окружён и взят «в кольцо» китайскими судами (произошёл в 2009 году). По сообщениям китайской стороны, «вторжения американских самолётов и кораблей в экономическую зону Китая продолжаются по сей день». Американские эксперты высказывают также опасения, что Китай может разрабатывать планы размещения на острове Хайнань своей ПЛАРБ проекта 094 (класса «Цзинь»), оснащённой баллистическими ракетами JL-2, и вслед за этим начать постоянное патрулирование силами ВМФ вод Южно-Китайского моря.
     Как известно, ключевой задачей внешней политики Пекина, да и важнейшим внутриполитическим лозунгом, является восстановление территориальной целостности Китая, претерпевшего немало унижений от западных держав в течение последних двух веков. Англичане уже вернули Гонконг, португальцы - Макао. Главная задача сейчас - Тайвань, диалог с которым стал медленно, но верно развиваться после возвращения к власти на острове два года назад партии Гоминдан. И это, конечно же, не устраивает США, для которых Тайбэй много десятилетий являлся союзником и оплотом американского влияния в регионе. Санкционированная администрацией Обамы сделка по продаже Тайваню оружия на 6,5 млрд. долларов достаточно чётко показывает, что Вашингтон против прогресса на пути воссоединения Тайваня с КНР. Тут не будем забывать, что сращивание экономик Тайваня и КНР предоставляет ещё больше возможностей Пекину. Так уже было при воссоединении Поднебесной с Гонконгом. А по большому счету не столько военная, сколько экономическая мощь Китая является главной проблемой для США.
     В этой связи понятна и вся та шумиха относительно первого китайского авианосца. Судя по всему, он может стать причиной для начала серьёзного раздора между США и КНР. Во всяком случае известный американский аналитический журнал «Foreign Policy» написал: «Преувеличивать стратегические последствия ввода в строй первого авианосца НОАК было бы ошибкой. Он не изменит существенным образом соотношения сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и не ставит под угрозу военное превосходство США. Однако это событие - важный предвестник будущих тенденций. По мере усиления военно-морской мощи КНР, когда все новые китайские авианосцы и эскортные корабли будут бороздить воды западной части Тихого океана, Южно-Китайского моря и Индийского океана, Вашингтону придётся вновь задуматься над принципом постоянного военного превосходства, лежащим в основе его стратегии. Учитывая нынешние бюджетные затруднения, чёткий анализ долгосрочных интересов Америки и вызовов, с которыми она сталкивается, приобретает особую актуальность. Будущее начинается сегодня».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex