на главную страницу

16 Августа 2011 года

Без камуфляжа

Вторник

Версия для печати

Народный артист России Василий ГЕРЕЛЛО:
«В пехоте прошёл хорошую школу»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Уже после беседы с солистом Мариинского театра народным артистом России Василием Герелло поймал себя на мысли, что прежде не доводилось брать интервью у звезды, служившей в мотострелковых войсках. Встречались бывшие моряки, воины ПВО и внутренних войск, танкисты. Впрочем, сам Василий Юрьевич своей военной профессией гордится.


     - Многие не верят, что, имея до призыва на срочную службу такой музыкальный и исполнительский опыт, я попал не в Ансамбль песни и пляски или, на худой конец, в военный оркестр, - говорит он. - И тем не менее два года отслужил в Прикарпатском военном округе простым мотострелком. Там всё было по-настоящему и без всяких скидок: учения, наряды, марш-броски... В армии старался никогда не унывать, довольствоваться малым. Словом, в пехоте прошёл хорошую школу.
     - Эта ваша неприхотливость всегда удивляет организаторов гастролей. Василий Герелло - оперная звезда мирового уровня, а запросы минимальные...
     - Мне много не надо. Часто спрашивают: «Каков ваш райдер?» Мне страшно становится от самого этого слова, и я отвечаю: «Ничего не нужно!» Удивляются! Как-то показали мне райдер одного певца: длинная «портянка» о том, чего он хочет и что ему должны обеспечить. Неужели всё это необходимо? Нельзя так жить! Это снобизм!
     Очень приятно, что такой же позиции придерживаются мои коллеги. Среди них - мировые звёзды первой величины. Они даже не знают слова «райдер». Тот же Пласидо Доминго, музыкант и певец. Да, Лучано Паваротти подавали лимузин, но по простой причине: обычный автомобиль был для него маловат - он человек фактурный и, например, в «феррари» не поместился бы. Но уверен, что и Паваротти тоже не придавал значения райдеру. В жизни всё должно быть гораздо проще и честнее по отношению и к себе, и к окружающим. Не надо считать себя таким уж великим и объявшим всё на свете! Не стесняться говорить людям спасибо! Это ведь сокращённое от «Спаси тебя Бог!».
     - Откуда у вас такая скромность?
     - От родителей. Вы знаете, лучших учителей на свете не бывает - всё идёт из семьи. К примеру, я до сих пор не могу к папе или маме обратиться на «ты». Как могу сказать: «Папа, иди сюда. Мама, принеси мне...» Для меня это что-то страшное - так нельзя! При этом меня в семье никто никогда и пальцем не тронул, плохого слова никогда не слышал. Всё по-доброму, от души. Я счастливый любящий и любимый сын.
     А дальше воспитывали школа, окружающие. Родился в замечательном крае - Буковине. Это Западная Украина, но уроженцев тех мест в просторечии называют не западенцами, а буковинцами. Областной центр Черновцы - особый город, который не случайно называют маленьким Парижем или маленькой Веной. Какие там люди, какая еда! Буковинцы - очень приветливый и трудолюбивый народ.
     Сам с 3—4 лет начал трудиться: играл на гармошке, духовых инструментах. Аккордеон освоил в 7 лет и зарабатывал себе на штаны. Первое выступление - сутки напролёт играл с ансамблем цыган. Но это был специфический коллектив - не тот, где поют «Очи чёрные», а где виртуозы исполнения на музыкальных инструментах. Там надо уметь играть - очень трудная музыка в техническом плане и кого попало не взяли бы. И вот с этим цыганским ансамблем прошёл отличную выучку, там началась моя артистическая биография. Надо было таскать огромный по тем моим годам аккордеон, подолгу играть - порой руки опухали.
     Потом профессионально играл в ансамблях на гитаре, на духовых инструментах. Вернувшись из армии, поступил в Черновицкое музыкальное училище, где учился и как народник, и как вокалист. Затем меня, ещё даже не получившего диплом, приняли на первый курс в Ленинградскую государственную консерваторию. Несмотря на то что был студентом хулиганистым, экзамены сдавал на все пятёрки.
     - Известно, что на сцену Мариинского театра (тогда ещё Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова) вы попали с лёгкой руки маэстро Валерия Гергиева ещё студентом. Это большая редкость. Как всё произошло?
     - Ещё когда поступал в консерваторию, приёмная комиссия меня послушала и у профессоров был вопрос: «Вы зачем сюда приехали?» Печально подумал про себя: «Ну вот, начинается разгром...» А мне говорят: «Вам, молодой человек, надо сразу напротив». А напротив - Мариинский театр. Оказалось, при поступлении спел такую программу, какую не поют и на выпуске из консерватории: «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Мазепа» и др. Члены приёмной комиссии смотрели на меня, как на инопланетянина: откуда-то с Буковины приехал парень и так поёт?!
     Но, конечно, сначала была кропотливая учёба, за которую очень благодарен моим педагогам и маэстро Валерию Гергиеву, который в 1990 году на 4-м курсе взял меня в штат и поверил в силы начинающего певца - сразу дал ведущие партии. В частности, первым в Мариинском театре на языке оригинала я спел партию Жермона в «Травиате». Мне, молодому пацану, рисовали усы и бороду: с юными глазами, но со старческими усами...
     - Выходит, счастливый случай?
     - Вы знаете, мне «господин Случай» не попадался. Его до сих пор нет. Но я твёрдо убеждён: самый лучший «господин Случай» - это трудолюбие. Правда, есть ещё фортуна, когда говорят: «Счастье пришло!» Знаю таких счастливчиков. Но бывает, что улыбнувшаяся фортуна их портит: если легко далось и ты без проблем взлетел, то, как и в полёте, может кончиться горючее... Поэтому лучше, когда всё постепенно и своим трудом. Как молодой вокалист должен начинать с хорошей белькантовой музыки и только потом петь драматический репертуар. Если споёт сразу, то надорвётся...
     Сам я до сих пор каждый день у рояля занимаюсь. Бывает, поёшь-поёшь и вдруг какая-то нота не получается. Иной раз месяц мучаюсь над каким-то небольшим романсом, буквально в октаву написанным. Но не получается! И всё равно каждый день с аккомпаниатором сижу у рояля. Хотя как знать, может, никогда не получится? Но всегда надо стараться брать любые барьеры и никогда не унывать. Только вперёд, но чтобы всё по-честному!
     - Вас очень любят фронтовики, ветераны за чудесное исполнение военных песен. Причём не только в День Победы или День защитника Отечества. Есть любимые песни?
     - Нелюбимых нет - я пою только любимые. Берёшь в руки сборник военных песен, и, что ни откроешь, - это всё замечательно. Не знаешь, что лучше! А какие превосходные стихи! Стихи и музыка. Ведь сейчас слушаешь эстраду: и музыки нет, и стихов - всё какие-то слова. Слова на музыку... Но вот возьмите Булата Окуджаву: «Бери шинель - пошли домой!» Разве можно сказать точнее и ярче? И такие стихи и музыка, конечно, заставляют пролить слезу...
     К слову, специально сделал немало оркестровых аранжировок военных песен. Но так, чтобы не било по ушам, а, наоборот, было приятно слушать. К сожалению, сейчас стало модно хорошие песни испоганить донельзя. Якобы чтобы молодёжи понравилось. Это очень неправильно! Надо не подстраиваться, снижая планку, а пропагандировать красивое. Вижу на своих концертах очень много молодых лиц, чему искренне радуюсь. Надо не стесняться петь в университетах, в школах. Рассказывать о том, что есть прекрасная музыка: произведения Чайковского, Рахманинова, Мусоргского...
     - Действительно, вам рукоплескали в самых известных оперных залах мира: миланской «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен-опера», парижской «Опера де Бастиль», лондонском «Ковент-Гардене» - перечислять можно долго. Сбылись все гастрольные мечты?
     - Несмотря на то что действительно исколесил весь земной шар, моя мечта - спеть по всей великой матушке-России. Не ради денег, а просто сесть в поезд и проехать по стране с концертами. Пусть даже не с оркестром, а с баяном, роялем или иным инструментом. Для меня было откровением, когда я недавно вместе с «Терем-квартетом» дал сольный концерт в Саратове. Там замечательный театр, которому 200 лет. Акустика такая, как будто попал на сцену всемирно известного «Ла Фениче» в Венеции! Что меня поразило? Казалось бы, Саратов - не самый оперный город, а публики - полный огромный зал. Даже вся оркестровая яма была занята! Принимали, как будто в «Ла Скала» попал...
     Словом, хочется увидеть Русь! От чистого сердца говорю. И сделаю это! Если я чего-то хочу, всегда добиваюсь.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex