на главную страницу

17 Августа 2011 года

«Центр-2011»

Среда

Версия для печати

Эшелон над Енисеем

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».




     В первой половине сентября в Хакасии в рамках подготовки к оперативно-стратегическому учению «Центр-2011» состоится тактико-специальное учение 5-й отдельной железнодорожной бригады Центрального военного округа. В частности, под Абаканом на одном из участков реки Енисей силами личного состава соединения будет наведён наплавной железнодорожный мост (НЖМ-56). Его длина составит 485 метров. По собранной конструкции на противоположный берег Енисея два тепловоза проведут железнодорожный эшелон, на платформах которого разместятся два десятка танков и пятнадцать единиц БМП.
     В беседе начальник управления Железнодорожных войск ЦВО полковник Олег Брагин (на снимке) отметил, что предстоящее учение воинов-железнодорожников не стоит относить к разряду неординарных событий.
     – В подобного рода спецподготовке личный состав войсковых железнодорожников уже принимал участие – в период военно-транспортного учения «Рубеж-2000», – пояснил Олег Брагин. – Тогда также через Енисей был наведён полный комплект наплавного железнодорожного моста.
     Над практическим воплощением в жизнь проекта «Рубеж-2000» трудились тысячи специалистов из состава Железнодорожных войск России. В этот раз та же самая задача возложена на плечи офицеров управления Железнодорожных войск Центрального военного округа и личного состава 5-й отдельной железнодорожной бригады ЦВО.
     В беседе полковник Брагин не стал скрывать, что в начале пути реализации задачи офицерам управления ЖДВ ЦВО не раз доводилось слышать сторонние мнения о том, что сегодняшнее поколение офицеров ЖДВ не имеют должного опыта в осуществлении подобных проектов. «Но мы советчиков не слушали, – прокомментировал Олег Брагин. – Шли к цели, как принято говорить, своим путём».
     Несмотря на то, что уральским военным железнодорожникам пришлось идти к намеченной цели однажды проторенным путём, сопутствующих трудностей от этого у них в подготовительный период было ничуть не меньше, чем у предшественников. К тому же большинство участников «Рубежа» уже в запасе – кто опытом поделится? Офицерам управления ЖДВ ЦВО пришлось приложить немало усилий, чтобы найти разъехавшихся по стране ветеранов учения и расспросить их о практических моментах отработки столь масштабного проекта. В этом деле полезными оказались не только воспоминания, советы старших товарищей, но и отснятые ими в тот период фото– и видеоматериалы.
     Одновременно и последовательно шла реализация комплекса намеченных плановых задач. «Сначала на бумаге, затем, как только сошёл снег, на местности произвели необходимые геодезические работы, в том числе по съёмке продольного профиля подходов к мосту на левом берегу Енисея, – рассказывает полковник Брагин. – Провели обследование речного дна. По осям моста выполнили измерение глубин. Из Красноярска в заданный район доставили комплект НЖМ-56. Осуществили установку многотонных якорей закрепления на воде собранных элементов моста. Выполнили укладку железнодорожного полотна на пятикилометровом участке от основной железнодорожной магистрали Абакан–Тайшет до реки Енисей. Завершили монтаж полупаромов. Определили «точки» почти трёх десятков будущих учебных мест, и так далее... Словом, сопутствующих задач было предостаточно».
     Полковник Олег Брагин не стал скрывать, что на этапе подготовки не все пункты отрабатываемого плана решались на счёт «раз». Например, в какой-то момент пришлось признать, что есть серьёзный дефицит специалистов на катера-толкачи. Узнав о проблеме военных, на помощь пришли представители региональной власти, санкционировав организацию ускоренного курса подготовки «толкачей» на базе местной инспекции по маломерным судам. В итоге личный состав отдельной железнодорожной бригады ЦВО обрёл 15 аттестованных специалистов этого профиля.
     Полковник Брагин отмечает, что подготовительный этап к тактико-специальному учению стал настоящей школой не только для шести сотен солдат срочной службы, но в первую очередь профессиональным уроком в становлении десятков офицеров-железнодорожников. Ведь именно им, командирам взводов и рот, предстоит год за годом учить и готовить контингенты переменного состава. Потому теперь есть чем гордиться: на енисейском объекте своё первое учебно-практическое крещение уже получили 14 молодых лейтенантов – выпускников этого года. Согласимся, немного. Но ведь это тот самый базовый костяк на перспективу! К тому же в период наведения НЖМ-56 войсковую стажировку прошли шестьдесят курсантов-путейцев и мостовиков. По сути, это завтрашние командиры взводов. На объекте набирались опыта офицеры и солдаты из составов Сызранского и Тюменского отдельных понтонно-мостовых батальонов.
     ...В результате проделанной работы и согласно замыслу учения в сентябре на Енисее должен быть разыгран следующий сценарий. Силы противодействия вывели (условно) из процесса эксплуатации реально существующий на Енисее железнодорожный мост. По указанию командующего войсками ЦВО для восстановления прерванного пропуска на другой берег вооружения, военной техники и войск военные железнодорожники выше по течению от «пострадавшего» стационарного моста развернули комплект наплавного железнодорожного моста. Но и он оказался под ударом: из строя был выведен один из пролётов НЖМ-56. Военным железнодорожникам ничего иного не остаётся, как собрать ещё один пролёт, завести его в створ основной уцелевшей части наплавного моста, восстановив тем самым прерванный процесс переброски военных грузов, техники и личного состава... Именно за ходом этого эпизода в демонстрационный день тактико-специального учения будут наблюдать представители руководящего состава Минобороны России, республиканской администрации Хакасии, приглашённые лица, журналисты центральных и региональных средств массовой информации. Восстановленный НЖМ-56 подвергнут испытанию нагрузкой – по нему через водную гладь проследует 38 единиц подвижного железнодорожного состава...
     Справятся ли со столь сложной задачей уральские военные железнодорожники? Оценивая объём проделанной работы, сомнений уже не возникает – им это по силам. Аналогичного мнения придерживался и глава правительства Хакасии Виктор Зимин. Когда в Минобороны России рассматривался вопрос о месте проведения тактико-специального учения, он предложил руководству военного ведомства в качестве учебной территории один из хакасских участков русла Енисея. Интересы сторон совпали.
     Однако жизненные обстоятельства сложились так, что демонстрировать на деле свои возможности и высокое профессиональное мастерство военным железнодорожникам в этот раз пришлось намного раньше официальной даты спланированного тактико-специального учения. Случилось это в ночь на 7 мая текущего года. В семи километрах от станции Камышта рухнул в реку Абакан один из пролётов железнодорожного моста. Созданный в условиях режима чрезвычайной ситуации оперативный штаб по ликвидации последствий аварии возглавил глава Республики Хакасия Виктор Зимин. Восстановление объекта было доверено военным железнодорожникам. Они предложили наиболее продуктивный – комбинированный вариант по воссозданию переправы: между уцелевшими пролётами строения соорудили насыпь, поверх которой смонтировали два пролёта из конструкции рамно-элементного моста (РЭМ-500). В результате движение поездов возобновилось по старой ветке.
     – Событие под Камыштой, – отмечает полковник Олег Брагин, – ещё раз не только подтвердило наши возможности, но и доказало, что профессионализм военных железнодорожников в полной мере отвечает требованиям, диктуемым чрезвычайными ситуациями. Поэтому в канун тактико-специального учения можно предположить: раз военнослужащие войск успешно справляются с последствиями катаклизмов, то учебно-практические задачи тем более будут им по силам.
     

     

     На снимках: возведение наплавного моста. Хакасия. ОСУ «Восток-2010».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex