17 Августа 2011 года |
АНТИТЕРРОР |
Среда |
|
||
Как мы уже сообщали, с 8 по 11 августа 2011 года Военно-воздушные силы Российской Федерации и объединённое командование воздушно-космической обороны североамериканского континента (НОРАД) провели совместное учение «Бдительный орёл-2011». Учение состояло из двух этапов. На первом этапе американский самолёт «Челленджер-604», взлетевший с аэродрома Анкориджа, был условно захвачен террористами. На борту этого судна находился и корреспондент «Красной звезды». Аэропорт Анкориджа, третий час дня. Мы поднимаемся на борт самолёта «Челленджер-604». Мы – это заместитель командующего НОРАД в регионе Аляска канадский полковник Тод Балф, начальник службы безопасности полётов военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» полковник Александр Васильев и две группы журналистов по два человека: американская и российская. В результате все девять мест этого небольшого самолёта бизнес-класса заняты. Он будет имитировать пассажирский «Боинг-757», который по сценарию должен вылететь в Японию и через пять минут после взлёта оказаться в руках террористов (разумеется, условно). Кстати, именно такой самолёт протаранил одну из башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. «Челленджер» похож на пассажирский «Боинг», как ВАЗ на КамАЗ. Американцы этот небольшой самолёт выбрали для экономии. – В 106 тысяч долларов обошлась его аренда у одной из частных компаний, – говорит полковник Балф. – Сюда входит оплата за перелёт на базу в Элмендорф в Анкоридж, стоянка на аэродроме базы, наш полёт в ходе учения и возвращение на свой аэродром. По словам полковника Балфа, использование большого гражданского борта или военного транспортного самолёта обошлось бы гораздо дороже. А поскольку «Челленджер-604» имеет реактивные двигатели и способен лететь на той же высоте и с такой же скоростью, как «Боинг-757», замену можно считать полноценной. Точка на экране локаторов, правда, от этого самолёта будет поменьше, да и визуально обнаружить его в небе сложнее внушительного 757-го. Однако в НОРАД решили, что размер условно захваченного судна для обучаемых не имеет значения. Гораздо важнее сберечь бюджетные ассигнования. ...Это для тех, кто ходит по земле, погода есть всегда, хорошая или плохая. В ВВС говорят, что она либо есть, и тогда можно проводить полёты, либо её нет, и взлёт переносят. С учётом возможной непогоды планом учения были предусмотрены несколько резервных дней для проведения как первого, так и второго этапа. Поэтому ничего необычного в задержке вылета «Челленджера» (позывной для условно захваченного террористами борта был «Фенсинг 1220», что в переводе означает «фехтующий») на два часа никто из участников учения не увидел. Над аэродромом Елизово (Петропавловск-Камчатский) в 13.00 по времени Анкориджа, когда сценарием учения был запланирован взлёт «Челленджера», висела пелена тумана. «Добро» на взлёт метеослужба дала на 15.00 7 августа по анкориджскому времени. Практически в это время мы и взлетели. В Анкоридже и Колорадо-Спрингс было соответственно три и пять часов пополудни 7 августа, в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском наступило уже 8 августа, и часы пробили 10.00 и 11.00 соответственно. С погодой на Аляске повезло. Но, случись захват самолёта в реальности, отсутствие облаков вряд ли позволило бы попавшим в передрягу его пассажирам наслаждаться великолепием неземных красот здешней земной поверхности – гладью озёр и рек, девственностью лесов, снежными шапками горных вершин и спускающимися прямо к океанскому берегу ослепительно белыми ледниками. Пассажиров вряд ли бы привёл в восторг и вид появившейся вдали, справа по борту, самой высокой в Северной Америке (6.194 м) горы Мак-Кинли, названной в честь 25-го президента США. Не о том президенте подумали бы они, и даже, скорее всего, не о нынешнем. А о том, спасут их или нет... Надежда на спасение появилась бы только тогда, когда в иллюминаторах справа или слева по борту пассажиры, летевшие над Аляской, увидели бы боевой самолёт. Например, истребитель F-15 «Eaglе» с авиабазы ВВС США Элмендорф, которая расположена в Анкоридже. Для того чтобы истребитель в этом случае обнаружил и настиг захваченный террористами самолёт, в США существуют определённые межведомственные процедуры оповещения. И когда через пять минут после взлёта «Челленджера-604» был получен сигнал о захвате, началась отработка каждой из этих процедур. Федеральное агентство гражданской авиации США передаёт чрезвычайное сообщение, и КП региона НОРАД на Аляске приступает к процедурам по перехвату «Фенсинга 1220». В результате слева по борту через некоторое время мы наблюдаем тёмно-серый силуэт F-15. Полёт «Челленджера-604» теперь под контролем пары этих истребителей, которую навёл на захваченное воздушное судно самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-3В АВАКС. Несколько минут «Фенсинг 1220» продолжает полёт в сопровождении американского истребителя. Затем F-15 начинает качать крыльями и уходит влево. Так подают знак «Следуй за мной». Однако условно захваченный борт в соответствии со сценарием учения курс не меняет, всё дальше отдаляясь от Аляски. Федеральное агентство гражданской авиации США сообщает в центр управления полётами РФ о захваченном террористами самолёте, следующем рейсом из Анкориджа. Центр управления полётами РФ информирует о ситуации военных. После этого центр управления воздушным движением на маршруте Анкориджа уведомляет российских гражданских коллег о местоположении самолёта «Челленджер-604». Одновременно командование НОРАД сообщает на командный пункт РФ о захваченном террористами самолёте. Именно это сообщение на учении можно назвать одним из самых главных. Дело в том, что между гражданскими диспетчерами России и США связь давно имеется, они каждый день передают друг другу ответственность за сопровождение пассажирских лайнеров, следующих из Нового Света в Старый или наоборот. А вот между Восточным военным округом и НОРАД такой связи прежде не было. Впервые такую связь организовали на учениях «Бдительный орёл-2010». Установлена она была и в этот раз между штабами НОРАД (в Колорадо-Спрингс и Анкоридже) и штабами ВВС и ПВО ВВО (в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском). Причём как телефонная, так и через Интернет с помощью «Скайпа». Сообщения из Анкориджа о местонахождении «Фенсинга 1220» поступают каждые 20 минут. Условно захваченное судно продолжает полёт в сторону России. Ещё немного, и «Фехтующий» окажется в точке Бесат, где пересекается воздушная трасса, по которой движется «Челленджер-604», с границей между российской и американской зонами ответственности в воздушном пространстве. В это время экипажи российского и американского самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 и Е-3В устанавливают первый контакт по радиосвязи. В точке Бесат Е-3В выполняет передачу ответственности за сопровождение нашему А-50, который наводит на цель пару истребителей Су-27. Один из них мы увидели в иллюминаторы слева, затем оба – с правого борта (на фото). Коллеги из телеканалов тут же стараются запечатлеть всю мощь наших Су-27 на видео. Это сделать несложно – русские истребители подошли немного ближе, чем ранее это сделал американский F-15. Съёмка удалась, и позже, во время второго этапа учения, именно наши Су-27 красовались на настенном экране во вспомогательном штабе руководства в Анкоридже в качестве заставки. «Фенсинг 1220» продолжает приближаться к воздушному пространству России над Беринговым морем, и поскольку ответственность за сопровождение самолёта передана из Анкориджа в Петропавловск-Камчатский, теперь уже российская сторона каждые 20 минут извещает Анкоридж о местоположении «Челленджера». Наши истребители тем же сигналом «Следуй за мной» разворачивают «Фенсинг 1220», и условно захваченное судно берёт курс на Анкоридж. Снова оно проходит над точкой Бесат, где ответственность за сопровождение возвращается от А-50 американскому АВАКС. Проходит немного времени, и в иллюминаторе опять появляется F-15 «Eaglе». Пара американских истребителей сопровождает «Челленджер-604» до Анкориджа, где принуждает условно захваченное судно совершить посадку. Через некоторое время в штабы поступает информация о приземлении всех самолётов, принимавших участие в первом этапе (а в их числе был и американский самолёт-заправщик КС-135, поскольку F-15 дозаправлялись в воздухе). Этап успешно завершён. Этому даже не помешал встречный ветер, из-за которого скорость полёта «Челленджера-604» была ниже, и нашим истребителям пришлось некоторое время ожидать его в районе Бесата. В ходе второго этапа взлёт самолёта Ил-62, впоследствии условно захваченного террористами, происходил с аэродрома Петропавловска-Камчатского. На этом этапе российскими органами управления воздушным движением осуществлялись процедуры уведомления американского федерального управления гражданской авиации, командование ВВС и ПВО Восточного военного округа уведомило о сложившейся ситуации командование НОРАД. Наши Су-27 сопровождали Ил-62 до момента его выхода из зоны ответственности российской стороны. Далее американские F-15 выполнили процедуры принуждения условно захваченного террористами самолёта к возвращению в зону ответственности российских органов управления воздушным движением. Истребители ВВС России вынудили Ил-62 совершить посадку в Петропавловске-Камчатском. После доклада о приземлении всех самолётов начальник войск ПВО и авиации Восточного военного округа генерал-майор Сергей Жмурин и бригадный генерал Ричард Скоби, находившиеся в Хабаровске, поблагодарили по интернет-связи всех участников учения, которое стало очередным шагом в развитии сотрудничества между ВВС Российской Федерации и НОРАД с целью предотвращения возможных угроз воздушного терроризма. Что дальше? По словам генерал-майора Жмурина, прежде всего необходимо провести тщательный анализ результатов завершившегося учения. И уже сейчас темой для размышлений должен стать ещё более сложный и интересный сценарий учения «Бдительный орёл-2012». |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|