на главную страницу

17 Августа 2011 года

Специальный репортаж

Среда

Версия для печати

Спасение без компромиссов

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда».
Севастополь — Москва.
Фото автора.



Вопросам спасательного обеспечения при возникновении разного рода нештатных и аварийных ситуаций в последнее время на российском военном флоте уделяется всё большее значение. И тому есть веские причины. Вспомним печальный инцидент с подводной лодкой «Комсомолец», трагедию «Курска», опасную ситуацию с нашим батискафом АС-28 у берегов Камчатки. А с учётом последнего жуткого случая - катастрофы речного судна «Булгария» - остро встал ещё и вопрос проведения подводных работ экстренного характера...

     
Продиктовано временем


     В ходе недавнего пресс-тура на Черноморский флот, организованного для российских журналистов Управлением пресс-службы Министерства обороны РФ, представители СМИ смогли ознакомиться с тем, как эти вопросы решаются на ЧФ. Решаются, надо признать, достаточно эффективно: это подтверждается как успешным выполнением поставленных задач, так и результативным участием в учениях, в том числе международного уровня.
     Сегодня в составе флота действует управление поисковых и аварийно-спасательных работ. Оно стало преемником поисково-спательной службы, ранее существовавшей в составе управления вспомогательного ЧФ. Главная задача управления - организация поисково-спасательного обеспечения флота. Здесь и спасение подводных лодок, и тушение пожаров, и судоподъём, и буксировка, и подводно-технические работы. В круге задач также - контроль за организацией спасательной подготовки на кораблях и судах, подготовка штатных водолазов, снабжение морской спасательной техникой и имуществом.
     - Раньше сам термин «спасательная подготовка» не практиковался, эта дисциплина входила в планы морской подготовки, - рассказал начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов. - Но произошедшие за последние годы аварийные происшествия, начиная с «Комсомольца», вызвали необходимость выделить эту дисциплину в отдельный вид учёбы. Сегодня на каждом боевом корабле, судне, подводной лодке экипаж изучает методы спасения уже более целенаправленно.
     В подчинении капитана 1 ранга Дамира Шайхутдинова находится 37-я бригада спасательных судов ЧФ. В её составе - спасательное судно «Эпрон», противопожарное и водолазное суда, спасательные буксиры. Всего 15 судов. Соединение обеспечивает не только ЧФ, но и привлекается для выполнения задач в интересах других флотов, действует в дальней зоне. К примеру, не так давно спасательное буксирное судно «Шахтёр» решало вопросы обеспечения в интересах БПК «Адмирал Чабаненко» на учении «Фрукус-2011» у берегов США, в районе Норфолка. А спасательный буксир «МБ-304», также входящий в состав 37-й бригады, в настоящее время обеспечивает БПК «Североморск», который выполняет задачи по безопасному сопровождению гражданских судов у берегов Сомали. Добавьте к этому постоянное участие спасателей ЧФ в учениях, совершенствование выучки в ходе плановых занятий и тренировок. В общем, тосковать у причала судам бригады не приходится.
     
Ноу-хау на службе флоту

     Сегодня на российский Военно-морской флот приходит всё больше современных технических средств, различного оборудования, аппаратуры, предназначенной для спасательных и подводно-технических работ. Правда, пока это обновление не касается самих судов: на том же ЧФ они в основном ветеранского возраста. Но все на ходу, исправно служат. К тому же солидный срок эксплуатации (к примеру, у «Эпрона» он исчисляется уже пятью десятками лет), не мешает качественному выполнению поставленных задач. Эти суда по праву заслужили своё нынешнее достойное место в строю флота и уходить в отставку не намерены. Напротив, именно они становятся базой для принятия на вооружение нового оборудования, которое в свою очередь существенно увеличивает боевой потенциал всей системы аварийно-спасательного обеспечения флота.
     Часть оборудования, поставленного на ЧФ в рамках модернизации технической составляющей аварийно-спасательного комплекса флота, была продемонстрирована журналистам во время посещения кораблей 37-й бригады. Скажем, новый гидрокостюм АРО-40 даёт моряку возможность длительное время находиться в холодной воде. Более продолжительный - благодаря применённым современным материалам - срок службы имеют и новые спасательные жилеты. Расширяет комплекс гидротехнических работ под водой и новое водолазное снаряжение «Суперлайт», применяемое в комплексе с видеотерминалом, ультразвуковым толщиномером и другим оборудованием. В целом за последние годы на вооружение спасательных сил ЧФ пришло немало новых образцов техники. Здесь и подводный телевизионный комплекс «Циклоп», и малогабаритный управляемый аппарат «Тайгер», и современное водолазное нормобарическое снаряжение «Хард Сьют-1200», и подводный комплекс «Пантера», и быстроходные лодки БЛ-680 (они задействуются при спасении людей на воде).
     О снаряжении «Хард Сьют» стоит рассказать особо. Это настоящее чудо техники, внешне напоминающее космический скафандр. Не случайно тех, кто работает в нём под водой, называют пилотами. В отличие от обычного водолазного снаряжения этот «костюмчик» имеет жёсткую конструкцию и позволяет работать на глубине до 365 метров. В комплекте - видеокамера, манипуляторы.
     - Внутри скафандра поддерживается нормальное земное давление, что при подъёме на поверхность не требует прохождения утомительной и долгой процедуры декомпрессии, - говорит флагманский водолазный специалист бригады спасательных судов капитан 2 ранга Алексей Антипов. - Под водой в нём можно работать в совершенно нормальных условиях до 6 часов. А на случай аварийной ситуации система жизнеобеспечения рассчитана на 48 часов.
     На ЧФ имеются 2 специалиста, обученных работать в этом скафандре. Их обучение проводили норвежские специалисты: «Хард Сьют» «родом» из этой северной страны. А вот обслуживающий персонал комплекса готовился уже собственными силами: подготовку осуществляют водолазные специалисты флота.
     Всё состоящее на вооружении 37-й бригады оборудование регулярно испытывается, применяется в реальной работе. Например, в ходе различных учений. На недавних манёврах «Болд Монарх», прошедших в июле этого года, специалисты-водолазы ЧФ с борта «Эпрона» производили в снаряжении «Хард Сьют» погружение и отрабатывали элемент оказания помощи аварийной подводной лодке. Авария, естественно, была условной, а вот действия отрабатывались вполне реальные: начиная от разведки лежащей на грунте ПЛ, её съёмки и заканчивая стыковкой спасательного колокола.
     Нельзя не сказать, что сегодня водолазам нередко приходится принимать участие и в реальных действиях по своей специализации. Так, нынешней весной в акватории Чёрного моря близ Севастополя была обнаружена немецкая авиабомба времён Великой Отечественной. Водолазными специалистами ЧФ был осуществлён спуск на дно, обследован опасный объект, проведена его фото- и видеосъёмка. После того как на основе полученных материалов эксперты дали свою оценку состоянию бомбы и вынесли вердикт о её безопасности, опасная находка была извлечена со дна бухты и ликвидирована в отдалённом месте.
     Кстати, на вопрос, не является ли ликвидация обнаруженных у берегов Украины боеприпасов делом этой страны, капитан 2 ранга Антипов прямо, по-офицерски заявил: «Это наша общая задача. Море-то у нас одно».
     Действительно, российские военные моряки не разделяют ответственности на «свою» и «чужую». К тому же спасательные силы Украины в плане своей технической оснащённости находятся в гораздо худшем положении: в этом наши специалисты смогли убедиться хотя бы в ходе недавнего совместного учения «Фарватер мира», на котором наши специалисты отрабатывали вопросы по условному спасению подводной лодки ВМС Украины «Запорожье». То есть совместное базирование диктует морякам определённые правила взаимодействия. Но и без этих правил россиян всегда отличало и отличает благородство, чувство взаимовыручки, готовность помогать. Так было в ходе уже упомянутого учения «Болд Монарх», где спасательный буксир ЧФ «Шахтёр» в штормовую погоду эвакуировал наблюдателей с других судов, осуществив их доставку по точкам назначения. Натовские десантные корабли не рискнули выйти в шторм в открытое море! На «Шахтёре» также была оказана медицинская помощь гражданину Великобритании, который при пересадке с одного из кораблей повредил ногу.
     Справка. Биография «Эпрона» насыщена событиями. Вот только некоторые из них: снятие судна «Иргиз» с берега острова Мармара в Мраморном море, выполнение сложных водолазных работ на глубине 127 метров на затонувшем БПК «Отважный», спасение танкера «Вакуленчук», плавучей базы «Волга» и подводной лодки «Б-641» в Средиземном море, большого морозильного траулера «Азов» в Чёрном море и целого ряда других кораблей и судов. Им спасены тысячи беженцев из Абхазии, Эфиопии и Сомали. На счету «Эпрона» также работы по обследованию и идентификации советской подводной лодки типа «Щука», погибшей в районе Варненского залива в 1941 году.
     Водолазами «Эпрона» подняты с глубин до 200 метров сотни затонувших торпед, мин, ракет, авиабомб, обследованы сотни километров грунта в Чёрном и Средиземном морях. Выполнен огромный объём работ по восстановлению технической готовности кораблей и судов в Средиземном море. Проведены сотни учений по спасению экипажей затонувших подводных лодок с глубин до 500 метров с фактическим выводом подводников из аварийных ПЛ. Найдены и подняты более 30 самолётов и вертолётов, потерпевших катастрофу над морем. Удивительный факт - в 1977 году впервые в истории ВМФ лучшим кораблём флота был объявлен не боевой корабль, а спасательное судно. И судно это - «Эпрон».

     
Дело для сильных духом

     Как становятся водолазами? Где учат этой профессии? Да в школе, конечно! В единственной в составе ВМФ России 17-й Военно-морской школе младших специалистов Черноморского флота, расположенной здесь же, в Севастополе.
     Выпускники этой школы славятся своей высокой профессиональной выучкой. Достаточно сказать, что в операции по подъёму затонувшей «Булгарии» также принимали участие воспитанники 17-й школы. В их числе - Герой России капитан 1 ранга Андрей Звягинцев, ныне начальник 40-го Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны РФ. Да, порой их работ связана не только с огромным физическим трудом и реальной опасностью, но и с высочайшим моральным напряжением, с сильнейшим стрессом от увиденного...
     17-я школа за один набор может готовить до 160 водолазов. Специальности, которым здесь обучают, - «водолаз-глубоководник», «водолаз-сварщик», «инструктор-водолаз», а также «водолаз-разведчик специального назначения и подводного минирования».
     - За 2010 год школа подготовила для ВМФ России 253 младших специалиста различных водолазных квалификаций и дополнительно обучила по водолазным специальностям 14 военнослужащих по контракту, - сообщил начальник учебного заведения (командир части) капитан 1 ранга Николай Седов.
     Как рассказал Николай Владимирович, отбор кандидатов для обучения водолазным специальностям производится на приёмно-технической комиссии флота. В будущие водолазы могут попасть только ребята с полным средним или техническим образованием, обладающие высоким уровнем нервно-психической устойчивости. К слову, в нынешнем «потоке» почти треть курсантов - с высшим образованием. При этом все кандидаты в любом случае проходят профессионально-психологическое тестирование и строжайшую военно-врачебную комиссию, на которой дополнительно ко всем прочим проверкам исследуется устойчивость к таким опасным воздействиям на организм, как декомпрессионное газообразование, токсическое действие кислорода, азотный наркоз. А с учетом параметров водолазного снаряжения установлены и ограничения по росту: он должен быть не ниже 170 и не выше 185 см.
     Справка. Первая и единственная в России школа водолазов была создана в 1882 году по указу императора Александра III в Кронштадте. Школа стала единственным не только в России, но и в мире учебным заведением, где готовили специалистов подводного дела. На обучение принимались как лица офицерского состава, так и нижние чины. Причём помимо обучения в школе была организована разработка новых образцов водолазной техники и снаряжения.
     В годы советской власти школа именовалась военно-морским водолазным техникумом. Здесь проходили подготовку водолазы, а также действовали командирские классы, где обучался командный состав. С началом войны школу передислоцировали на Байкал. Несмотря на непростые погодные условия, подготовка водолазов была продолжена. В 1944 году школа вернулась в Крым, а с 1957 году она дислоцируется на своём нынешнем месте - в бухте Карантинная, в Севастополе.

     За всё время своего существования школа подготовила около 86 тысяч квалифицированных специалистов водолазного дела. Пять выпускников - контр-адмирал А. Трипольский, капитан 1 ранга П. Державин, подполковник П. Филоненко, летчик-космонавт В. Рождественский и водолаз-глубоководник Л. Солодков - были удостоены звания Героя Советского Союза. Водолазы А. Символоков и С. Миллиант стали Героями Социалистического Труда. 12 специалистов получили Государственную премию, тысячи водолазов были награждены орденами и медалями.
     В школе сформированы две учебные роты. Подготовка проводится в течении 5 месяцев (раньше было 7, но в связи с сокращением срока службы по призыву программу пришлось скорректировать, пожертвовав некоторыми темами по корабельной и общевойсковой подготовке). Учебно-материальная база школы позволяет вести теоретическую подготовку на всех этапах подготовки. В классах и кабинетах изучается водолазное снаряжение, средства обеспечения водолазных спусков, инструмент и принадлежности, спецтехника и спецоружие. В течение всего календарного года можно проводить и учебные водолазные спуски. На учебном полигоне водолазного дела и аварийно-спасательных работ курсанты отрабатывают практические навыки по организации спусков и выполнению различных видов водолазных работ: корабельных, подводно-технических, судоподъёмных, работ по поиску боезапаса, остропке под водой различных предметов, закладке имитаторов зарядов. Всего за время обучения курсант проводит под водой не менее 22 часов. А на специальных полигонах выполняются подводные стрельбы из спецоружия, отрабатываются вопросы организации подрывных работ.
     В распоряжении школы находится и группа учебных судов обеспечения для проведения учебных водолазных спусков на глубинах до 45 метров. На завершающем этапе подготовки курсанты выполняют с них спуски в море. Те же, кто учится на водолазов-глубоководников, стажируются на «Эпроне», оснащённом глубоководным водолазным комплексом.
     Подготовкой курсантов занимаются высококвалифицированные специалисты и инструкторы, имеющие опыт выполнения водолазных работ по подъёму затонувших объектов, в том числе на глубинах до 120 метров. Среди лучших офицеров школы - капитан 2 ранга Иван Красовский, капитан 3 ранга Александр Осипов, капитан-лейтенанты Евгений Клинков и Александр Неклеса. Трудятся в школе и гражданские специалисты, главным образом их числа тех, кто служил здесь, а после увольнения в запас продолжил работу. В их числе, к примеру, Анатолий Сусид, посвятивший школе всю жизнь, начинавший здесь ещё курсантом. В 1986 году Анатолий Николаевич принимал участие в ликвидации последствий катастрофы теплохода «Адмирал Нахимов».
     На бытовые условия личный состав не жалуется. Всё необходимое есть: санузлы, душевые кабины, бытовки, помещения для досуга, оборудованные телевизорами и аудиотехникой. Есть также свой спортзал, стадион, а в каждой роте созданы ещё и спортуголки.
     Кстати, многих журналистов, посетивших школу, интересовал вопрос, как компенсируются тяжёлые физические нагрузки водолазов. Проще говоря, как их кормят. Для молодых ребят, для курсантов, это ведь особенно актуально. Вдуматься: вес трёхболтового водолазного вентилируемого снаряжения превышает 80 кг. Пока наденешь его - семь потов сойдёт. А ведь потом ещё надо выполнять работы на глубине...
     Оказывается, на питании здесь не экономят. Помимо солидного пайка, предусмотрено и дополнительное питание, назначаемое именно в период выполнения водолазных спусков. В рацион курсантов включаются дополнительные мясные порции, а также масло, соки, сгущёнка.
     По окончании обучения в школе назначаются экзамены. Сдавшим их присваиваются водолазные квалификации и выдаются водолазные книжки и удостоверения. Вчерашние воспитанники направляются для дальнейшего прохождения службы на все флота России. А после увольнения в запас многие ребята продолжают работу водолазами в МЧС, в силовых структурах и ведомствах, в организациях речных и морских портов. Подготовка, полученная во время обучения в 17-й Военно-морской школе, ценится сегодня крайне высоко, а сама профессия водолаза остаётся востребованной.
     

     

     Капитан 1 ранга Д. ШАЙХУТДИНОВ.
     Подводный «скафандр» «Хард Сьют-1200».
     Готовимся к спуску.
     «Трёхболтовка» ещё послужит.
     Снаряжение класса «хай-тек».
     Это не чудо из глубин, а водолаз в современном облачении.
     Капитан-лейтенант А. НЕКЛЕСА.
     Основа успеха - напряжённые тренировки.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex