на главную страницу

19 Августа 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Перспективы ГЛОНАСС

Подготовила Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото Юрия ИВАНОВА.



На юбилейном МАКСе в составе объединённой экспозиции Федерального космического агентства ОАО «Информационные спутниковые системы» (ИСС) имени М.Ф. Решетнёва представляет передовые достижения и разработки отечественного спутникостроения. Предприятие демострирует макеты перспективного навигационного космического аппарата «Глонасс-К», спутника-ретранслятора «Луч-5А» и современного телекоммуникационного аппарата AMOS-5, создаваемого специалистами предприятия для израильского оператора спутниковой связи.
  Центром экспозиции ИСС является полномасштабная модель спутника «Космос-СХ» - первого космического аппарата дистанционного зондирования Земли, который создаётся на предприятии. Он предназначен для осуществления мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России, прогнозирования урожайности и предсказывания природных явлений, способных нанести ущерб агропромышленному комплексу.
  Накануне МАКСа-2011 на вопросы журналистов ответил генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва Николай ТЕСТОЕДОВ.

     - Николай Алексеевич, каковы перспективы развития системы ГЛОНАСС?
     - Система ГЛОНАСС - как космос, она бесконечна в своём развитии. В первую очередь потому, что два года назад был принят Закон «О навигации». Он подтвердил на государственном уровне, что всё мировое сообщество может использовать сигналы ГЛОНАСС безвозмездно и без ограничений.
     Кроме того, система ГЛОНАСС непрерывно совершенствуется, повышается её точность. Ещё два года назад мы говорили о точности местоопределения около 15, 20, 30 метров, а сегодня - уже о 2-3 метрах! Когда мы запустим спутник «Луч-5А», на котором будет установлен ретранслятор дифференцированной коррекции и мониторинга глобальной навигационной системы, речь пойдёт уже на дециметры.
     В связи с повышением точностных характеристик повышается и востребованность системы. Есть программа «Социальный ГЛОНАСС», по которой навигаторы смогут получить представители социально незащищённых слоёв населения. У неё очень много применений.
     - Если провести сравнение GPS и ГЛОНАСС, в чью пользу оно будет?
     - По большому счёту это одно и то же. По 24 спутника в каждой группировке. Они летают на одинаковой высоте - 19 тысяч километров, несут в себе одну и ту же функцию - определение точности местоположения и скорости движения. Не буду говорить о небольших технических различиях (кодовое разделение сигнала, частотное разделение сигнала). По большому счёту опять-таки это одинаковые системы. Просто GPS коммерциализировалась раньше лет на пятнадцать. И если мы в силу ограничений по точности местоположения объектов, которые были ещё лет пять назад, не могли выпускать точные навигационные приборы, то сегодня мы это можем делать. В настоящее время Россия навёрстывает упущенное - использоует сигналы ГЛОНАСС в хозяйстве. Простой пример: у нас в стране 700 тысяч объектов, чью деятельность необходимо регулировать. Это строительные машины, автомобили «скорой помощи», техника МЧС и т. д. Точное определение местонахождения этих машин на десятки процентов повышает эффективность их использования.
     - У «ИСС» есть возможность производить приёмники ГЛОНАСС для гражданских потребителей?
     - Возможность есть, но производить не будем. Почему? Всё очень просто: наше производство изначально создавалось как производство единичных уникальных систем спутников. Все видели GPS и ГЛОНАСС приёмники, которые делаются десятками, сотнями тысяч, а GPS - уже миллионами. Это массовое производство, в котором не должно быть специализированных технологий, не должно быть человека с паяльником, всё должен делать автомат. Поэтому производство спутников и приёмников - две разные задачи.
     - А кто будет их производить?
     - Несколько фирм в стране такие приборы делают. Например, НИИ космического приборостроения в Москве, Ижевский радиозавод, ростовский «Квант», компания «Навис». Сегодня уже несколько десятков фирм занимаются созданием приборов. Почему несколько десятков? Потому что одни за несколько миллионов долларов разрабатывают специальный чип и организовывают его массовое производство, а другие паяют громоздкую плату с повышенным энергопотреблением, но при этом выполняющую те же функции, что и первая. С точки зрения размера такого прибора машине или танку это безразлично. Там есть аккумулятор, двигатель. А вот чтобы носить с собой, нужен всё-таки более специализированный прибор. Поэтому фирм несколько.
     - Николай Алексеевич, а какие изменения произошли на предприятии после неудачного запуска спутников «Глонасс-М»?
     - Мы пересмотрели программу производства этих спутников. В этом году планировалось изготовить три спутника «Глонасс-М» для планового восполнения группировки и сделать один пуск. Поскольку космические аппараты не были выведены на орбиту, мы сделаем не три, а шесть спутников, и пять из них запустим. Эта программа пересмотрена не столько нами, сколько Роскосмосом. Потому что пуск - это не только затраты на космический аппарат, на ракету, но и другие расходы. Поэтому Роскосмос очень чётко и жёстко организовал работу, и в этом году мы запустим пять спутников «Глонасс-М». Кроме того, я напомню, что в феврале мы запустили космический аппарат «Глонасс-К» нового поколения и в этом году готовим к запуску в декабре ещё один такой спутник.
     На снимке: запуск космического аппарата «Глонасс-К» с космодрома Плесецк.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex