на главную страницу

20 Августа 2011 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

Новые сердца для винтокрылов

На МАКС-2011 презентованы новые разработки запорожских моторостроителей для Вооружённых Сил России

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда»



     На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 обновлённую экспозицию представило запорожское акционерное общество «Мотор Січ» - одно из крупнейших предприятий в мире по выпуску авиационных двигателей. Оно производит и сопровождает в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётов и вертолётов. Запорожские моторостроители были в СССР и сегодня остаются основными производителями двигателей для отечественных винтокрылых маши. По словам президента ОАО «Мотор Січ» Вячеслава Богуслаева, 24-тысячный коллектив завода усиленно готовился к авиасалону в Жуковском.
     Первый день 10-го, юбилейного МАКСа стал днём российского вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России», входящего в Объединённую промышленную корпорацию «Оборонпром». На статической стоянке холдинга и в небе над аэродромом в подмосковном Жуковском посетители авиасалона увидели новейшие лёгкие вертолёты Ми-34С1, Ка-226Т и «Ансат», средний вертолёт Ка-32А11ВС, новый модернизированный супертяжёлый Ми-26Т2, а также боевые вертолёты Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник» и другую современную вертолётную технику.
     Почти три десятка лет ОАО «Мотор Січ» серийно выпускает самый мощный в мире вертолётный двигатель Д-136. Благодаря этим моторам вертолёт Ми-26Т является лучшим в мире по грузоподъёмности и расходу топлива на тонно-километр перевозимого груза. Д-136 позволяют сегодня самому тяжелому вертолёту совершать мягкую посадку даже при отказе одного из двух двигателей. Среди новинок МАКС-2011 на экспозиции холдинга «Вертолёты России» представлен экспериментальный образец тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26Т2. Он сейчас проходит лётные испытания и предназначен как для коммерческого рынка, так и для нужд Минобороны РФ. Вертолёт оборудован модернизированными двигателями Д-136-2. От базового Д-136 они отличаются цифровой системой управления, наличием чрезвычайного режима мощности в 12.500 л.с., который поддерживается до температуры окружающего воздуха +30оС, и увеличенной на 250 л.с. мощностью на максимальном взлётном режиме. Новое бортовое оборудование Ми-26Т2 обеспечивает работу вертолёта в любой точке земного шара и позволяет выполнять полёты по приборам в соответствии с международными правилами. Применение современной авионики позволило уменьшить количество экипажа вертолёта с 5 до 2 человек. К ним при работе с внешней подвеской присоединяется бортоператор. Освободившееся место в кабине вертолёта оборудовано под салон для сопровождающих груз.
     Моторостроители Запорожья представили посетителям авиасалона в Жуковском и свои проекты ремоторизации - оснащения новыми, модернизированными двигателями стоящих на оснащении Вооружённых Сил России лёгких вертолётов Ми-2 и средних Ми-8. Был показан вертолёт Ми-8МСБ - модернизированная версия самого массового российского вертолёта Ми-8Т. На нём старый двигатель ТВ2-117заменён на модернизированный ТВ3-117СБМ1В. Благодаря реконструкции вертолёт приобрёл улучшенные технические характеристики. Так, в частности, почасовые затраты авиационного керосина снижены с 620 кг/ч до 592 кг/ч. Кроме того, стоимость модернизированного вертолёта, срок эксплуатации которого составляет не менее 16 лет, более чем в два раза ниже стоимости вертолёта Ми-8Т.
     По словам председателя совета директоров ОАО «Мотор Січ» Вячеслава Богуслаева, двигатель создан в соответствии с пожеланиями российских военных и с учётом опыта боевого применения вертолётов в горно-пустынной местности. На чрезвычайном режиме он работает с мощностью 2.800 л.с., а при температуре наружного воздуха плюс 35 градусов на взлётном - 2.500 л.с. Режим продолжительной взлётной мощности составляет 30 минут.
     В прошлом году прошли лётные испытания Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В, который позволяет летать в условиях высоких температур и высокогорья. И за 13,5 минуты полёта на серийном российском вертолёте была достигнута рекордная высота 8.100 метров.
     Поэтому от Минобороны России запорожские моторостроители получили техническое задание на проведение совместно с российскими НИИ дополнительных испытаний. И в июне этого года успешно завершили государственные стендовые испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В для нужд российских ВВС. По словам Богуслаева, «уникальность этих испытаний в том, что впервые они проходили не на стендах разработчика или серийного завода, а на стендах авиаремонтного предприятия - 218-го Авиаремонтного завода в городе Гатчине под Санкт-Петербургом. Общая наработка двигателя во время стендовых испытаний составила 350 часов. Возлагаем большие надежды на этот современный авиадвигатель с улучшенными ресурсными и техническими возможностями. В зависимости от типа вертолёта предусмотрена его настройка на взлётную мощность 2.500, 2.400, 2.200 и 2.000 л.с. Двигатель, который сегодня уже принят на вооружение Министерством обороны Украины, в скором времени сможет поработать на обороноспособность России. Важно, что заказчиком выступит военное ведомство. Это означает надёжность и стабильность, возможность планировать работу на длительную перспективу. Для нашего предприятия привычно работать на «оборонку». Уже оформлены все документы на проведение лётных испытаний оснащённого этим двигателем вертолёта Ми-8МТВ в центре армейской авиации в городе Торжке.
     Мы ведём работу по созданию модификации этого двигателя, которая получила обозначение ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4E. Эта модификация предназначена для ремоторизации «ветеранов» - вертолётов Ми-8Т, где новый двигатель заменит снятые с производства ТВ2-117. Сегодня Ми-8Т ещё в строю, продолжают свою службу и в странах СНГ, и за рубежом, и продлить их героический век - наша сегодняшняя задача».
     Был презентован на авиасалоне в Жуковском и модернизированный вертолёт Ми-2М с новым двигателем от АО «Мотор Січ» АИ-450М, спроектированный КБ «Прогресс». Эти малоразмерные турбовальные двигатели семейства мощностью 450-600 л.с. по тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам являются одними из лучших в своём классе. Они заменят на вертолётах Ми-2 снятые с производства устаревшие, недостаточно мощные и экономичные двигатели ГТД-350. Двигателем нового семейства АИ-450 мощностью 550 л.с. оснащён созданный российским ОАО «Камов» и презентованный в первый день авиасалона в Жуковском лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т, который может перевозить 6-8 пассажиров или 1,4 т груза.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex