на главную страницу

24 Августа 2011 года

Тема номера

Среда

Версия для печати

КРЕПНУТ КРЫЛЬЯ РОССИИ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Завершил работу Х Международный авиационно-космический салон МАКС-2011. Он стал самым представительным за всю свою историю. Новейшие разработки продемонстрировали более 800 компаний из 40 стран мира. Участники авиасалона, специалисты, эксперты компаний, фирм, предприятий подводят в эти дни итоги, а посетители обмениваются впечатлениями о выставке.

     МАКС показал: Россия успешно реализует имеющийся у неё технологический потенциал. Она по праву входит в число стран, обладающих современной авиакосмической отраслью, а по ряду направлений занимает лидирующие позиции. Этому способствовала реализация ряда программ, направленных на поддержание наукоёмкой отрасли. Они разрабатывались и выполнялись при поддержке государства.
     «Развивая российский авиапром, российскую ракетно-космическую индустрию, мы отдаём себе отчёт в том, что это не просто показатель, в котором отражается, как в капле воды, престиж государства, хотя и это важно. Но это ещё и обеспечение обороноспособности страны, её безопасности, это возможность создания условий для современного экономического роста и технологического развития России. Может быть, главное здесь - создание новых возможностей для самореализации людей. Здесь создаются как новейшие технологии по внедрению свежих интересных идей, так и новые интересные рабочие высокооплачиваемые места, здесь определяется спрос и на умные головы, и на золотые руки», - заявил премьер-министр Владимир Путин на открытии выставки.
     Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу. Например, за 2009-2011 годы в рамках развития авиапрома государством выделено на эти программы свыше 270 млрд. рублей. По уровню ежегодных расходов на освоение космоса Россия вышла на 4-е место в мире по абсолютным объёмам вложения средств.
     Премьер отметил, что, даже несмотря на известные трудности и в мировой, и в российской экономике в период её спада, в период кризиса, правительство не сократило ни одной авиакосмической программы, ни одной! Все они финансировались ритмично и в полном объёме.
     Итоги МАКС-2011 подтверждают правильность выбранного курса.
     Организаторы салона, подведя итоги деловой программы, отметили: практически по всем показателям деловой активности выставка превзошла все предыдущие МАКСы.
     В рамках мероприятий деловой программы только в первые четыре дня было проведено 25 научно-технических и научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов», в том числе с международным участием, более 20 пресс-конференций и пресс-брифингов, прошли широкомасштабные презентации десятка проектов и программ в области авиастроения.
     За первые четыре дня участники Международного салона подписали ряд крупнейших контрактов и соглашений, по стоимости значительно превышающих отметку в 10 млрд. долларов, достигнутую два года назад.
     Предприятия, входящие в «Объединённую авиастроительную корпорацию» (ОАК), подписали соглашения, направленные на развитие их научно-производственных мощностей в области создания элементов самолётов из композитных материалов, которые должны обеспечить конкурентные преимущества российским самолётам.
     Подписан ряд соглашений, касающихся установления сотрудничества в различных направлениях авиационной деятельности. Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАК Михаил Погосян подписали соглашение о стратегическом партнёрстве.
     Было подписано четырёхстороннее соглашение между Всероссийским институтом авиационных материалов, «Роснано», компанией «Композит» и ОАК. Стороны планируют производить и применять полимерные композиционные материалы, изготовляемые на основе углеродных волокон в перспективных гражданских и военных продуктах ОАК.
     Подписано соглашение о создании совместного российско-французского предприятия по производству лазерных инерциальных навигационных систем между Ростехнологий и французской группой SAFRAN.
     «Рособоронэкспорт» и ОАО «Авиакор - авиационный завод» подписали соглашение о сотрудничестве в продвижении турбовинтового самолёта Ан-140. Кроме того, «Авиакор» заключил соглашение с производителем специальных систем «НПП «Радар ММС» об установке оборудования данной компании на Ан-140 в целях создания специальных версий этого самолёта.
     «Ильюшин», «Радар-ММС» и «Моринформсистема-Агат» подписали соглашение о создании авиационного ракетного комплекса на базе самолёта Ил-76. Разработка комплекса будет проводиться в инициативном порядке. Участники соглашения рассчитывают, что в дальнейшем проект перейдёт на бюджетное финансирование. Новый комплекс сможет осуществлять пуски ракет комплекса «Клаб-К». Авиационный вариант комплекса планируют создать на базе морского. Первые испытательные пуски авиационного варианта комплекса «Клаб» запланированы на конец 2011 года - 2012 год.
     
Портфели заказов

     ОАК заявила о подписании твёрдых контрактов более чем на 100 самолётов, а если считать вместе с опционами и соглашениями о намерениях, то более чем на 230. Общая сумма заключённых твёрдых контрактов составляет 7,5 млрд. долларов.
     Компания «Ильюшин Финанс Ко.» подписала предконтрактное соглашение о поставке трёх самолётов Ан-158 с опционом ещё на три лайнера в интересах авиакомпании Cubana de Aviacion.
     Авиакомпания «Волга-Днепр» и украинское госпредприятие «Антонов» подписали два соглашения. Одно из них предусматривает модернизацию самолётов Ан-124-100, эксплуатируемых российским перевозчиком. Планируется модернизировать 10 самолётов. Другое соглашение предусматривает совместное продвижение на рынке рамповых транспортных самолётов Ан-178.
     Как заявил президент - генеральный конструктор украинского государственного предприятия «Антонов» Дмитрий Кива, Минобороны России обратилось к возглавляемой им фирме с просьбой подготовить пакет предложений по достройке и модернизации второго транспортного самолёта Ан-225 «Мрия».
     Президент корпорации «Иркут» Алексей Фёдоров заявил, что госпрограммой вооружений (ГПВ) запланирована поставка Су-30СМ. Я не исключаю, что в следующем году мы первые пару машин поставим, чтобы завершить госиспытания, а с 2013 года, надеюсь, начнём серийные поставки этих самолётов», - заявил А. Фёдоров.
     Как пояснил глава корпорации, от Су-30МКИ, поставлявшегося для ВВС Индии, новая машина будет отличаться русификацией бортового оборудования, системой опознавания «свой - чужой» и некоторыми другими параметрами. В конце этого года запланировано начало лётных испытаний Су-30СМ.
     Для ВВС России предусмотрена закупка 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Об этом на МАКС-2011 заявил главком Военно-воздушных сил генерал-полковник Александр Зелин. Этими машинами будут оснащены пять эскадрилий по 24 бомбардировщика каждая. Су-34 закупят поэтапно. В следующем году ВВС должны получить 12 «тридцать четвёртых».
     «Мы пока не отказались от проекта МиГ-35Д в качестве лёгкого самолёта, но в перспективе мы полностью перейдём на Т-50», - заявил главком.
     
Вертолётный сектор МАКСа

     На МАКС-2011 прошёл день вертолётов России.
     Холдинг «Вертолёты России» выставил на своей статичной площадке 11 перспективных винтокрылых машин, 2 вертолёта - у павильонов. Кроме того, продукцию фирмы можно было увидеть в экспозиции Минобороны, где находилось 17 единиц авиатехники, в том числе вертолёты.
     Посетители авиасалона смогли ознакомиться с лёгкими вертолётами Ми-34С1, Ка-226Т, «Ансат», средним вертолётом Ка-32А11ВС, новым модернизированным тяжёлым транспортным Ми-26Т2, а также боевыми вертолётами Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник» и другой современной вертолётной техникой.
     На выставке компания ОАО «Вертолёты России» объявила о подписании двух сделок на поставку вертолётов Ми-171 для отечественных гражданских авиакомпаний. Авиакомпания «ЮТэйр» законтрактовала 40 машин, а авиакомпания «Газпромавиа» - 39. По оценкам экспертов, стоимость соглашения сторонами не раскрывается, однако она может превышать 500 млн. долларов.
     Ми-26Т2 стал одной из изюминок вертолётного подиума. Перед специалистами ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» при модернизации тяжёлого вертолёта главными задачами стало повышение технических и экономических характеристик, расширение сфер и условий эксплуатации машины, сокращение состава экипажа до двух человек.
     Модернизированная машина создана на базе серийного Ми-26Т. Она оснащена современным цифровым комплексом бортового оборудования, который обеспечивает возможность эффективного круглосуточного применения вертолёта.
     Основу нового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования Ми-26Т2 составляет навигационно-пилотажный комплекс НПК-90-2. Он состоит из бортовой цифровой вычислительной машины, цифрового пилотажного комплекса, спутниковой навигационной системы с поддержкой NAVSTAR/Глонасс, системы электронной индикации с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, пультов управления и цифрового автопилота.
     В дневное время для визуального контроля за грузом на внешней подвеске используется бортовое телевизионное устройство. С его помощью в кабину экипажа на многофункциональный индикатор поступает цветное изображение.
     С целью обеспечения визуального контроля в ночное время на Ми-26Т2 в носовой части размещён прожектор TSL-1600. Кроме обычного, он имеет режим свечения в ИК-диапазоне, что позволяет экипажу использовать очки ночного видения.
     В настоящее время проводятся испытательные полёты по проверке работоспособности и эксплуатации систем вертолёта. В дальнейшем его планируется оснастить модернизированными двигателями Д-136-2. От базового Д-136 они отличаются цифровой системой управления (FADEC), наличием чрезвычайного режима мощности в 12.500 л. с., который поддерживается до температуры окружающего воздуха +30оС, и увеличенной на 250 л.с. мощностью на максимальном взлётном режиме. Тогда начнётся проведение испытаний по проверке лётно-технических характеристик вертолёта и работоспособности его винтомоторной группы.
     Другая вертолётная звезда выставки - Ми-34С1. Новый лёгкий вертолёт его создатели охарактеризовали так: «резвый ребёнок с характером холерика».
     Вертолёт Ми-34С1 конструктивно доработан с учётом ранее полученных результатов сертифицированных вертолётов Ми-34. В новой машине усовершенствованы система управления, гидравлическая и топливная конструкции, внесены изменения в конструкцию лопастей несущего винта. Вертолёт оборудован более мощным двигателем М9ФВ, что позволило повысить скорость до 240 км/час, а дальность - до 450 км.
     На сегодняшний день на вертолёте выполнено более 20 наземных гонок и более 10 полётов на различных режимах скоростей.
     Директор проекта Ми-34 Дмитрий Родин неоднократно позиционировал своё детище как учебную парту для курсантов-вертолётчиков. Однако военные лётчики к такому предложению относятся настороженно. По их оценкам, для обучения нужен вертолёт «со спокойным характером». Никто не использует мустанга при обучении новичка езде на лошади. К тому же ВВС уже закупают для обучения курсантов вертолёты «Ансат».
     В качестве летающей парты Ми-34С1 решили опробовать в гражданской авиации. Генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов на МАКС-2011 заявил, что его компания потенциальный портфель заказов на новую модификацию оценивает в 40 машин.
     Он сообщил, что компания уже имеет свой центр переподготовки лётного состава, а в текущем году начнёт реализацию проекта по первоначальной лётной подготовке с Тюменским лётным училищем гражданской авиации. В этот лётный центр будут направлены первые 10 заказанных авиакомпанией Ми-34С1.
     
Не авиацией единой...

     Группа компаний ZALA AERO продемонстрировала оптико-электронную систему полезных нагрузок G3, интегрированную в беспилотный летательный аппарат самолётного типа Zala 421-16.
     Встроенная система гиростабилизации с собственной инерциальной системой позволяет нивелировать механический шум и другие различные помехи при ведении разведки (мониторинге местности).
     Стабилизированная платформа оснащена инфракрасной и ультракомпактной цветной блочной камерами. Совместное использование двух камер на одной платформе позволяет вести наблюдение днём и ночью, в любых погодных условиях.
     Беспилотник имеет улучшенную систему телеметрии и программное обеспечение. Он способен вести съёмку в автоматическом режиме и параллельно осуществлять запись информации на бортовой накопитель. Усовершенствованная программа управления БЛА, объединённая с системой ведения платформы, избавляет оператора от необходимости слежения за курсом полёта во время управления камерой. Автоматика выравнивает направление движения планера в зависимости от положения оптики.
     Другой отечественный лидер по созданию беспилотников - ОАО «Концерн радиостроения «Вега» - продемонстрировал натурный образец нового создаваемого БЛА «Луч». Он предназначен для оптико-электронной, радиолокационной, радио- и радиотехнической разведки, ретрансляции. На нём в контейнере под фюзеляжем или на пилонах возможно размещение вооружения общей массой (боеприпасы и система управления оружием) 150-170 килограммов.
     «Луч» создан на базе пилотируемого самолёта «Сигма-5» и представляет собой самолёт, выполненный по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом. БЛА оснащён поршневым четырёхтактным двигателем с турбонаддувом ROTAX-914, работающим на автомобильном бензине. Взлёт и посадка производятся по-самолётному, с использованием трёхстоечного колёсного шасси с убирающейся в полёте носовой опорой.
     Для перевозки и хранения самолёта консоли крыла выполнены складывающимися. Процедура складывания выполняется вручную одним человеком за время около двух минут.
     Аппарат способен вести разведку (мониторинг местности) с передачей информации в реальном масштабе времени в радиусе 250 км, а с использованием ретранслятора - до 350 км. С применением бортового регистратора информации радиус разведки возрастает до 500 км.
     На авиасалоне российские специалисты весьма внимательно изучали экспозицию белорусского конструкторского бюро «КБ ИНДЕЛА». Оно создало семейство БЛА вертолётного типа, в которых реализовало ряд оригинальных идей. Ведь именно в тематике по созданию вертолётных беспилотников у наших отечественных разработчиков началось, как говорится, топтание на месте.
     Кроме того, фирма из Белоруссии осуществляет ряд исследовательских программ по разработке и внедрению новых технологий и прогрессивных методов проектирования в области беспилотников.
     Успешная работа компании не осталась без внимания белорусского руководства. На основании решения Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь «КБ ИНДЕЛА» получила право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров.
     Главный конструктор беспилотных систем КБ «ИНДЕЛА» Владимир Чудаков заявил, что компания готова к взаимовыгодному сотрудничеству с российскими коллегами. По их инициативе проведены переговоры и намечены планы на ближайшее будущее.
     
Открытое небо

     Другая, не менее важная новинка концерна «Вега» - самолёт Ту-214ОН («Открытое небо»). Это первый в мире самолёт, специально созданный и оборудованный для выполнения полётов по Договору открытого неба. Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения Ту-214ОН включает все разрешённые договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля этих средств, а также устройства записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полётов информации на жёсткий магнитный диск компьютера.
     Главный конструктор концерна «Вега» Вартан Шахгеданов сообщил, что на борту самолёта побывали представители Италии, США, Канады и Норвегии, которые дали воздушному судну самую высокую оценку. Все они восхищались скрупулёзной точностью соответствия машины требованиям договора, а также тому, как качественно выполнены работы казанскими авиастроителями.
     В ходе работы выставки представители концерна «Вега», ОАО «Туполев» и «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (КАПО) провели совещание, на котором обсудили финансирование проекта.
     Как рассказал генеральный директор КАПО им. С.П. Горбунова Васил Каюмов, в настоящее время на стапелях КАПО строится второй самолёт Ту-214ОН. Предприятие уже вложило в программу значительные финансовые средства, но этого недостаточно. Вместе с тем выделение государственных средств на закупку двигателей для второй машины запланировано на следующий год. Однако заказать моторы и оплатить сделку необходимо уже в этом году, иначе в 2012-м проект придётся останавливать. Такого допустить нельзя по причине особой важности реализуемой программы.
     Участники совещания приняли решение обратиться с просьбой к Правительству России для внесения корректив в финансирование программы.
     
Дебют демонстрации Т-50

     В рамках лётной программы 17 августа состоялся первый показ прототипа самолёта, создаваемого по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Программа полёта Т-50 включала в себя выполнение фигур высшего пилотажа на малой высоте. Специалисты и посетители МАКС-2011 проявили огромный интерес к новинке.
     21 августа во время взлёта на разбеге, по предварительным данным, произошёл помпаж двигателя. Герой России лётчик-испытатель Сергей Богдан принял решение прекратить взлёт и произвёл экстренное торможение. Самолёт остановился в пределах взлётно-посадочной полосы. Ни лётчик, ни самолёт не пострадали. Специалисты считают, что лётчик действовал исключительно грамотно, хладнокровно и быстро. Комиссия устанавливает обстоятельства и причины произошедшего.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex