на главную страницу

24 Августа 2011 года

Армия и общество

Среда

Версия для печати

ОТЦОВСКИЙ ПОДХОД

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда». Фото автора.



КАНДИДАТУРУ подполковника Ильгиза Имашева в качестве героя будущего очерка мне порекомендовал заместитель командующего Каспийской флотилией контр-адмирал Владимир Вдовенко.

     Произошло это в прошлом году во время празднования Дня морской пехоты ВМФ России в расположении отдельного батальона МП: «Начальник отделения морской пехоты флотилии является примером в исполнении своих служебных обязанностей, и даже... более того», - так отозвался о нём контр-адмирал.
     Вдовенко знал, что говорил. Подполковник Имашев морской пехоте отдал не только всего себя, но и поставил ей на службу двух своих любимых сыновей - Сергея и Андрея. Старший из них, Сергей Имашев, пойдя по стопам отца, окончил в 2007 году Казанское высшее военное училище, стал офицером и теперь служит командиром взвода в отдельном батальоне морской пехоты, который дислоцируется в Республике Дагестан в г. Каспийске. А младший, Андрей Имашев, осенью 2010 года был призван на военную службу в морскую пехоту Каспийской флотилии и вот теперь принимает военную присягу, чтобы потом отбыть в Дагестан для дальнейшего продолжения службы по призыву.
     Уезжая в начале нынешнего года к новому месту службы на Дальний Восток, контр-адмирал Вдовенко вновь напомнил мне о главном морпехе флотилии.
     Я, конечно, о наказе Владимира Николаевича не забыл. Но вот незадача: как ни приду в отделение морской пехоты в штабе флотилии, а кабинет Имашева пуст. И пояснение слышно одно: в Дагестане Ильгиз Рифович. Причина тому, почему Имашев часто наведывается в Дагестан, казалось бы, лежит на поверхности: ведь там теперь служат его оба сына. Но не это является причиной дальних и не всегда безопасных поездок офицера штаба. Надо просто знать подполковника Имашева, который во главу угла ставит не личные, а служебные интересы. Хотя и его отцовские чувства тоже можно понять. Ведь из Дагестана ежедневно идут сводки, похожие на фронтовые.
     Да, подполковник Имашев чаще всех старших офицеров штаба и управления флотилии выезжает в командировки в г. Каспийск. У начальника отделения морской пехоты, курирующего боевую подготовку береговых войск КФ, «хозяйство» хлопотное, разбросанное по всему каспийскому побережью РФ. На данную должность Ильгиз Рифович перешёл в конце ноября 2009 года, имея за плечами многолетний опыт службы в Дагестане на посту заместителя командира 77-й отдельной бригады морской пехоты по морской подготовке. Начинать ему в новой для себя ипостаси при штабе флотилии пришлось в условиях расформирования бригады и перехода береговых войск флотилии к новой штатной структуре.
     Должность начальника отделения морской пехоты никогда простой не была. Ещё несколько лет назад перед предшественниками Имашева на этой должности в качестве основной задачи ставилась подготовка батальонных тактических групп для участия в боевых действиях в составе группировки федеральных войск на Северном Кавказе. А находившийся на этой должности полковник Владимир Суховерков во время разминирования в Веденском районе Чечни в апреле 2003 года получил увечье, он подорвался на противопехотной мине.
     Но времена меняются. Меняется и характер стоящих целей и задач. Теперь главная забота командования флотилии - приведение береговых войск к новому облику. В связи с чем планирование и организацию боевой подготовки, контроль повседневной службы в частях морской пехоты Имашеву приходится совмещать с выполнением новых задач. Среди этих задач на первом плане - формирование берегового ракетного дивизиона, перевооружение батальонов, в том числе артиллерийских и противотанковых подразделений, укомплектование войск принципиально новым сержантским составом, охрана и оборона инженерных подразделений ЮВО, занимающихся уничтожением списанных боеприпасов на полигоне Ашулук, и многое другое. Словосочетание «новый облик» всегда ассоциировалось в сознании Имашева как глубокое качественное внутреннее обновление частей на основе перевооружения, и в связи с этим проведение в них необходимых структурных изменений, переобучение подчинённых, адаптирование их к службе на принципиально иной технике в новых условиях.
     Для наглядности приведём такой пример. Если в первой половине 2010 года артиллерийские батареи, имевшие на вооружении 120-мм буксируемые орудия «Нона», являлись подразделениями, поддерживающими морскую пехоту, то уже с пересадкой осенью 2010 года на плавающие самоходные артиллерийские орудия эти батареи перешли в разряд подразделений первого броска десанта. С перевооружением в батареях поменялась и штатно-должностная структура. Возьмём расчёт буксируемого орудия «Нона-К». По штату он состоит из 5-6 номеров расчёта (командир орудия, наводчик, заряжающий, один или два снарядных и водитель тягача). А вот у самоходки 2С9 - всего 4 члена экипажа (командир САО, механик-водитель, наводчик и заряжающий). А какие у самоходки преимущества! Главное из этих преимуществ - то, что, по сути, САО - это плавающий танк со своей броней, скоростью хода на воде и по суше. Настоящий скачок в качестве и количестве! Что не может не вдохновлять подполковника Имашева, являющегося по образованию танкистом.
     Да, сегодня в береговые части Каспийской флотилии щедро направляется новая или модернизированная военная техника. А вот как она будет принята, закреплена за людьми, как эти люди освоят её и будут ли способны мастерски применять в учебном или реальном бою, во многом зависит от начальников и руководителей, таких как подполковник Имашев. И надо сказать, что Ильгиз Рифович человек на этой должности не случайный, то есть настоящий профессионал своего дела. Вся его предшествующая служба убедительно свидетельствует об этом.
     ВЫРОСШИЙ в сельской глубинке, Ильгиз (а он был третьим ребёнком в большой семье) главной профессией по жизни считал ту, по которой трудился его отец - механизатор. В детстве Ильгиз засматривался замечательным фильмом «Трактористы», согласно которому механизатор - потенциальный танкист. И не случайно, что, будучи уже солдатом срочной службы, Имашев, вместо того чтобы уволиться в запас, поехал учиться в Благовещенское высшее танковое училище. Во время учёбы обзавёлся семьёй. Там же, в Благовещенске, родились его сыновья Сергей и Андрей.
     Ильгиз был одним из тех военнослужащих срочной службы, кто стал курсантом по велению сердца. И это поняли училищные командиры, преподаватели. Они сразу увидели в нём прирождённого военного. Доказательство тому - великолепная аттестация на присвоение первого офицерского звания, оценки в дипломе об окончании БВТУ: только по 5 из 32 предметов были четвёрки, остальные - отлично!
     А потом была служба в 125-м отдельном батальоне дивизии береговой обороны Северного флота. Уже через год в аттестации лейтенанта Ильгиза Имашева появится такая запись: «Будучи командиром танкового взвода, в течение года исполнял обязанности командира танковой роты. Представляется к назначению на должность командира танковой роты...»
     Служба этого офицера могла бы стать хорошим пособием для молодых офицеров о том, как нужно успешно служить и добиваться продвижения по службе. Например, капитанское, а через год и майорское воинские звания были присвоены Имашеву досрочно! Примечательно, что в том же году, а конкретно 25 сентября 1995 года, согласно Указу Президента Российской Федерации офицер был также награждён орденом Мужества с формулировкой «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специальных задач». Кроме того, грудь майора украсили медали Жукова, «За воинскую доблесть» I степени. Случайное совпадение? Нет же! И досрочное присвоение звания майора, и награды - признание самоотверженного ратного труда Имашева во время боевых действий в Чечне. Боевые заслуги Ильгиза Рифовича потом были учтены и при выдвижении его на должность командира танкового батальона, и при направлении его в 2000 году на учёбу в военную академию.
     Важнейшей чертой стиля подполковника Имашева, как офицера, является его умение проводить все решения вышестоящего командования в жизнь. Для наглядности вновь обращусь к проделанной Имашевым и его подчинёнными работе по перевооружению артиллерийских батарей на САО 2С9. Новую технику батарейцы получили в ноябре 2010 года, а уже в зимнем периоде 2011 года ими были проведены первые сборы водителей-механиков САО, а затем и лагерные сборы артиллеристов. Сборы показали, что личный состав не только освоил вождение боевых машин, но и научился поражать цели прямой наводкой! Опробовали свои возможности в поражении целей из новейших управляемых противотанковых комплексов «Метис» и противотанкисты.
     А уже в августе на полигоне Аданак (Республика Дагестан) под руководством начальника отделения морской пехоты КФ подполковника Имашева состоялись лагерные сборы артиллеристов морской пехоты флотилии. К ним были привлечены батареи самоходных артиллерийских орудий двух отдельных батальонов морской пехоты (батареями командуют капитаны Дмитрий Иванов и Азат Набиев), а также противотанковые взводы этих батальонов. Но если батарея Набиева стреляла, так сказать, дома, то батарее Иванова и противотанковому взводу отдельного батальона морской пехоты, которым командует подполковник Василий Омельченко, пришлось сначала совершить погрузку боевой техники на железнодорожные платформы в Астраханской области, в составе эшелона прибыть к месту назначения в Республике Дагестан, произвести выгрузку. И только после этого они совершили марш к месту проведения сборов на полигоне Аданак. Что также является важнейшим показателем боевой выучки всего личного состава этих подразделений. В ходе августовских лагерных сборов артиллеристов был продолжен процесс слаживания взводов, отработаны вопросы по тактической, специальной и технической подготовке. Затем было слаживание батарей с проведением проверочных занятий на допуск к боевой стрельбе, состоялись тактические учения батарей, показные и учебные стрельбы, офицеры и сержанты сдали зачётные огневые задачи. То есть не прошло и одного года, а обе батареи и противотанковые взводы достигли требуемого уровня боеготовности и теперь наравне с подразделениями морской пехоты, десантно-штурмовыми ротами смогли бы принять участие в ОСУ «Центр-2011».
     Направляющая опытная рука главного морпеха флотилии чувствуется во всех делах и свершениях береговых войск, достигнутых ими в прошлом и текущем году. Но, справедливости ради, необходимо отметить, что все положительные сдвиги в деле приведения морской пехоты флотилии к новому облику стали возможны благодаря той квалифицированной деловой поддержке, которую оказывают своему начальнику подчинённые - командиры батальонов подполковники Василий Омельченко, Павел Зеленский, их заместители и помощники по артиллерии, офицеры ротного звена. Хотя стиль общения с людьми Ильгиза Рифовича жёсткий, требовательный. Он, как писал поэт, «ухо словом не привык ласкать». Может быть, поэтому среди командиров ротного и батальонного звена у него не было и нет любимчиков. И строгий стиль управления, похоже, идёт только на пользу морским пехотинцам, поскольку работает на формирование у них высоких деловых качеств, нацеленности на конечный результат.
     Не менее, а, может быть, ещё более взыскательно, нежели к другим военнослужащим, подходит подполковник Имашев к оценке службы командира взвода морской пехоты старшего лейтенанта Сергея Имашева и водителя бронетранспортёра матроса по призыву Андрея Имашева. По разумению Ильгиза Рифовича, подход отца к сыновьям, если он их любит, должен быть требовательным. Ведь внимание и требовательность - это проявление истинной заботы о родных людях. Но в таком случае родными людьми Имашева можно считать весь личный состав береговых войск...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex