на главную страницу

24 Августа 2011 года

Армия и общество

Среда

Версия для печати

ЗАБОТИМСЯ ОБ ОТДЫХЕ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Игоря ПОДГУРСКОГО.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стала руководитель департамента по санаторно-курортному обеспечению Министерства обороны Елена ЧУФЫРЁВА.

     - Какой санаторно-курортной базой сегодня обладает Министерство обороны?
     - У нас большая сеть санаториев, домов отдыха, баз активного отдыха. Всего более 50 здравниц. Ежегодно в них отдыхает более 300.000 человек. Это военнослужащие, военные пенсионеры и члены их семей. В основном мы работаем с льготным контингентом.
     В прошлом году в Министерстве обороны был сформирован департамент по санаторно-курортному обеспечению, чтобы все санатории, дома отдыха переподчинить этому департаменту, создать единую систему - и информационную, и по распределению путёвок. Назревало это решение давно. Ведь работать в прежнем режиме было тяжело.
     - А прежний режим был каким?
     - Прежний режим - это через санаторно-отборочные комиссии. И санатории, и дома отдыха были разной подчинённости, подчинены разным видам, родам войск. Соответственно, материально-техническая база была совершенно разная, не было единой системы распределения путёвок. Путёвки распределялись по видам и родам войск, потом отправлялись в санаторно-отборочные комиссии, которые были полностью оторваны от самих санаторно-курортных учреждений.
     Мы решили убрать промежуточное звено, перейти на унифицированные формы. Министерством здравоохранения давно разработан порядок медицинских осмотров и направлений на санаторно-курортное лечение. Есть соответствующие формы, разработанные опять же Министерством здравоохранения. И на основе этих форм никакого отбора не требуется, заполняются эти формы в установленном порядке и прикладываются к заявлению. Вообще было две позиции. Это изменение самой организационно-правовой формы всех санаторно-курортных учреждений и изменение порядка предоставления путёвок.
     - Это делается для того, чтобы было всё яснее, чётче, легче?
     - Да, всё делается для того, чтобы путёвку было получить легче. Любой военнослужащий, военный пенсионер, член семьи и все, кто относится к льготной категории в соответствии с 79-м ФЗ, пишут заявление, прикладывают справку в установленной форме, что ему показано лечение в том или ином санатории, и всё это отправляют. Можно отправить по электронной почте, можно по почте. В ряде городов открыты приёмные департаменты, туда тоже можно сдать своё заявление. Работает call-центр с бесплатным номером для звонящего в департаменте, в каждом санатории. Можно позвонить и уточнить. Сформирована единая система по заезду. Неважно, куда позвонили, в какой санаторий, вам могут дать информацию о наличии путёвок и в другом санатории. Департамент в течение 10 дней для военнослужащих, а для остального контингента в течение 30 дней, выдаёт уведомление о направлении.
     В департаменте сформирован специальный отдел по работе с заявлениями граждан. И задачи стоят как обеспечить граждан путёвками, так и обеспечить 100-процентную загрузку санаториев.
     - Эта система для военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей оказалась более доступной, эффективной?
     - Да. Тут же живой очереди нет. Тут по заявлению. О своём отпуске вы должны думать заранее, как и принять решение поехать куда-либо. Для того чтобы вы своим правом воспользовались, мы провели большую информационную политику. Во-первых, на сайте Министерства обороны указаны все санатории с их коечной ёмкостью, оказываемыми услугами, профилями лечения. О каждом санатории подробно расписано. Вы можете выбрать.
     Учитывая, что была прямая связь и работала она в течение 10 лет по санаторно-отборочным комиссиям, в местах нахождения этих комиссий тоже разработаны стенды, вывешена информация. Для того чтобы до нас могли дозвониться, мы поставили бесплатный номер в каждом санатории и, как я уже говорила, в департаменте.
     Департамент создал специальную комиссию. Ездили по всей России. Объясняли военнослужащим, какие есть санатории, дома отдыха... Провели очень большую агитационную работу.
     - Получается, что если лейтенант, к примеру, напишет заявление на санаторно-курортное обслуживание, он будет в равных правах на отдых с полковником или даже генералом?
     - Так и есть. В законодательстве прописано, у кого есть преимущественные, первоочередные права. Это Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои России, ветераны боевых действий. Они, конечно, имеют преимущественные и приоритетные права.
     Это единая система. Мы должны были сделать её доступной для каждой категории военнослужащих. Ведь была такая ситуация, когда каждый год одни и те же в одно и то же время выезжали в одни и те же санаторно-курортные учреждения. Теперь же мы вообще расширили сферу оказания услуг. Военнослужащие и военные пенсионеры, которым ранее это было недоступно, могут воспользоваться своим правом. В департамент приходят письма, есть отклики, которые говорят, что всё стало проще, лучше. Кто прошёл эту систему один раз, тот понимает, что она простая.
     - Наверное, логично было бы на следующем этапе сделать большой информационный центр, подобный тем, что существуют вообще в мире и у нас в стране, например по гостиницам. То есть заказ и оформление осуществлять в электронном виде.
     - Это мы планируем сделать. Мы к этому переходим. Это поэтапно. Система информатизации - основная для нас. Учитывая, что департамент находится в Москве, у нас на местах открыты приёмные. Для того чтобы открыть ещё больший доступ, необходимо создать и усилить этот информационный обмен, информационную составляющую. Этого требуют реалии сегодняшнего дня. На онлайн-бронирование мы перейдём, я думаю, в следующем году - в конце следующего года. Мы работаем над этим. Просмотрели очень много предложений соответствующих фирм, как устроены эти системы. И мы стремимся, конечно, к международным стандартам.
     Я бы хотела сказать ещё о сути произошедших изменений. Понятно, что произошли изменения при получении путёвки. Ещё у нас прошла глобальная реорганизация в связи с тем, что департамент стал курировать все санатории. Мы сформировали санаторно-курортные комплексы по территориальному признаку. И организационно-правовую форму избрали в виде федерального бюджетного учреждения, расширив тем самым тот комплекс услуг, который может оказывать санаторно-курортное учреждение. То есть раньше уставной деятельностью вводились некоторые ограничения. Например, организация кафе, каких-то различных досуговых мероприятий была ограничена уставом. Сейчас новый устав и новая организационно-правовая форма позволяют оказывать весь комплекс услуг, которые возможны в этой сфере.
     - И внутри они достаточно мобильны, гибки?
     - Да. Опять же пошёл интересный обмен между филиалами, так скажем. Эти федеральные бюджетные учреждения у нас только в мае зарегистрировались, начали свою работу сейчас, летом, и мы уже видим - нам удалось повысить объём и качество санаторно-курортных услуг. Санатории должны работать, а военнослужащие должны получать свои услуги. Мы не можем лишать военнослужащего права на то, что ему положено по закону. Мною было дано поручение представителям санаторно-курортных учреждений выезжать в войска, чтобы напрямую проводить информационную работу. Выезжали и в военкоматы, проводили такую работу с военными пенсионерами.
     - В странах бывшего Советского Союза сегодня проживает немало ветеранов, которые также могли бы воспользоваться вашими услугами.
     - Мы специально встретились с представителями отделов социального обеспечения, которые расположены на территории этих стран. В частности, в странах Прибалтики, в Белоруссии. Учитывая, что там военные пенсионеры, что они свою связь с Министерством обороны поддерживают через эти отделы социального обеспечения. С отделами социального обеспечения мы обговорили все вопросы и сейчас работаем. Никто нами не забыт.
     - А что можно сказать о медико-психологической реабилитации подводников, лётчиков?
     - Она полностью сохранена. Всё это прописано в законе и даже не обсуждается. Мы специально держим для этого койко-места. И когда это необходимо, после походов военнослужащие направляются на медико-психологическую реабилитацию.
     - Как изменились цены на путёвки?
     - Была проанализирована себестоимость и утверждена цена путёвки. Все льготы по тому, как было прописано в 79-м ФЗ, сохранены. То есть военнослужащие платят 25 процентов от стоимости путёвки, член семьи - 50 процентов. Есть ещё ряд категорий. Это Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры ордена Славы. Эти люди получают путёвки бесплатно. Цена путёвки в этом году немного увеличилась.
     Раньше путёвки предоставлялись санаторно-отборочной комиссией. Военнослужащие получали путёвки, выезжали в санаторий, и оплата производилась на месте. Причём военнослужащий до последнего дня не знал, в каком номере он будет проживать, сколько будет этот номер стоить, будет ли у него совместное проживание со своей семьёй, ведь таких гарантий не было и были такие нюансы. Я сама некоторое время назад приезжала и видела, как живут в спортзале, ждут, когда освободится номер. Это были именно те причины, из-за которых мы изменили существовавшую систему.
     Проинвентаризировали весь номерной фонд, определили площадь каждого номера, забили всё это в компьютер. Теперь мы точно знаем, что в этом номере больше 2 человек не поселится. Соответственно, когда мы выписываем уведомление на направление гражданина, военнослужащего, военного пенсионера на отдых, мы сразу понимаем, что если заявление для себя и супруги, то они попадают в такой номер и этот номер будет столько-то стоить. Всё это сразу же прописывается в уведомлении. Уточняем, устраивает это или нет, ведь у нас прямая связь с теми, кто подаёт заявление.
     - А в целом в каком состоянии сегодня санаторно-курортная база?
     - Мы провели мониторинг, всё осмотрели, составили план развития санаторно-курортного комплекса на ближайшее время. В прошлом году уже начались глобальные ремонтные работы в ряде санаториев. После капитального ремонта и открытия санатория будет набран и совершенно новый персонал с соответствующей квалификацией. Мы даём поручение, чтобы даже тот, кто там работает, прошёл обучение в институте туризма, чтобы было понимание современных требований. Военнослужащий за свои средства должен получить высококачественные услуги.
     - Вы не хотите переходить на аутсорсинг?
     - Мы переходим на аутсорсинг. Это касается и обслуживания зданий, сооружений, чтобы этим занимались именно специализированные организации, и клининговых услуг, которыми тоже должны заниматься специалисты. Услуги по питанию мы также планируем перевести на аутсорсинг. Задача директора санатория будет в том, чтобы следить за качеством выполнения этих услуг.
     - А могут ли сегодня в военных санаториях, домах отдыха отдохнуть те, кто не имеет никакого отношения к Министерству обороны?
     - Коммерческие путёвки составляют сейчас 15 процентов от общего объёма путёвок. Федеральное бюджетное финансирование минимально. Оно не покрывает всех тех затрат, которые необходимы для содержания санаторно-курортного учреждения. Но мы очень строго следим за соблюдением этой 15-процентной части. Если будет заявка от военнослужащего, можем сказать, чтобы в счёт коммерческих путёвок направить в санаторий военнослужащего. Мы видим полностью базу по номерному фонду. У нас сотрудник закреплён за конкретным санаторием. И у меня полная картина, сколько корпусов в каждом санатории, какие номера заполнены.
     - Вы сказали о том, что идёт ремонт ряда учреждений санаторно-курортного отдыха, улучшается инфраструктура, происходят другие изменения. А не приведёт ли всё это к взлёту стоимости путёвок?
     - Стоимость путёвок будет в соответствии с тем качеством и объёмом услуг, которые будут оказываться. Есть себестоимость содержания того или иного учреждения. В зависимости от этой себестоимости и будет формироваться цена путёвки.
     - А какими, на ваш взгляд, должны быть санаторно-курортные учреждения Министерства обороны? У вас есть какой-то определённый образец, уровень, по которому вы ориентируетесь? Может быть, это какая-то гостиница?
     - Не могу сказать, что есть такая гостиница и мы хотим, чтобы наши учреждения были на неё похожи. У нас свой подход, своё восприятие. Это касается интерьерных решений. Мы не ориентируемся на какие-то известные гостиницы. Мы пытаемся садаптировать всё на наш контингент, чтобы было комфортно, уютно, неброско, современно. Существуют международные стандарты. И мы соответственно понимаем, что должно быть в номере для того или иного стандарта. Должен быть, к примеру, мини-бар, на территории - кафе. На территории должна быть обязательно детская площадка, должно быть развито благоустройство.
     Департамент буквально месяц назад приступил к разработке стандартов: какой комплекс услуг будет входить в стоимость путёвки. Вы приезжаете, если у вас предусмотрено санаторно-курортное лечение, и получаете столько-то массажей, процедур. Всё сверх этого - за дополнительную плату. Но нет задачи повысить цены, чтобы вообще никто не поехал. Такой задачи, подчеркну, нет. И ориентированы мы именно на военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей.
     - Скажите, пожалуйста, просто для справки, чтобы понятно было и военным, и гражданским: члены семей - это кто?
     - Супруги и дети. Причём с этого года мы сняли ограничение, которое было для детей, - с 4 лет. Были даны поручения и детские комнаты организовать, и детские площадки построить, заниматься полностью с детьми. Недавно я была в Челябинской области, в военном санатории «Чебаркульский». И было очень приятно наблюдать, как много там детишек. Мамы с колясочками, тут же папа-военнослужащий.
     - Сколько человек работают непосредственно в вашем департаменте?
     - В департаменте работают 40 человек. 10 человек занимаются конкретно распределением путёвок и общением с гражданами. Опять же юридическая составляющая необходима, формирование плана, единой системы, финансово-экономической составляющей. Очень много вопросов, которые необходимо решать.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex