на главную страницу

25 Августа 2011 года

Страна и мир

Четверг

Версия для печати

Каддафи у последней черты

Виктор РУЧКИН.



С утра среды в центре Триполи на Зелёной площади противники режима Муаммара Каддафи бурным ликованием начали отмечать очередную победу. Вооружёнными формированиями оппозиции была успешно атакована укреплённая резиденция ливийского лидера, расположенная в квартале Баб эль-Азизия. Решающие события развернулись во второй половине вторника. Авиация НАТО нанесла массированные бомбовые удары по оплоту сопротивления режима Каддафи, полностью уничтожив оборонительные позиции. Правительственный комплекс оказался в руках повстанцев, над ним взвился их красно-чёрно-зелёный «флаг революции», очень напоминающий флаг бывшего ливийского короля Идриса I, свергнутого военными во главе с Каддафи в 1969 году...



     Вместе с тем официальный представитель ливийских властей Ибрагим Муса по телефону в эфире вещающей в Триполи радиостанции заявил, что большое число сторонников Муаммара Каддафи направляется в Триполи, для того чтобы дать вооружённый отпор силам оппозиции. По его словам, до 6,5 тысячи человек, готовых поддержать действующий режим, «за последние шесть часов вошли в город и наводнили улицы Триполи». Всего, как утверждает Ибрагим, 12 тысяч бойцов из верных Каддафи племён готовы войти в ливийскую столицу и взять под контроль ситуацию. «Думаю, в течение двух-трёх дней мы вернём контроль над Триполи», - отметил представитель ливийских властей. Он пообещал сделать из столицы «смертельную ловушку для повстанцев». При этом он признал, что войска Каддафи были вынуждены отступить из ряда районов Триполи под ударами натовских вертолётов «Апач».
     В целом информация из Ливии поступает достаточно противоречивая. Тем временем постепенно проясняется сценарий штурма Триполи, составленный при участии специалистов из британской разведслужбы МИ-6. Некоторые блогеры назвали его «залпом по штабам». Вечером в воскресенье после массированных ракетно-бомбовых ударов авиации НАТО по заранее разведанным целям в столице с моря был высажен десант. В его составе было несколько сотен бойцов, в основном из Мисураты и Дерны, где сосредоточены имеющие боевой опыт члены двух экстремистских организаций: «Ливийская исламская боевая группа» и «Аль-Каида аль-Магриби». Они ворвались в городские кварталы, к ним присоединились члены местных подпольных ячеек исламистов. Ливийского «пушечного мяса», кстати, организаторам штурма не жалко, чем больше исламистских боевиков погибнет, тем легче будет потом наводить порядок в «свободной Ливии». С воздуха десант поддерживали британские «Апач» с десантного вертолётоносца «Оушн».
     А с востока и юга в город вновь вошли берберские отряды с иностранными «специалистами» для координации действий и вызова авиаподдержки. В условиях возникшего хаоса на улицах Триполи стали действовать и 15–20 небольших групп спецназовцев. Об их принадлежности можно только догадываться: то ли это были военнослужащие элитных армейских подразделений, то ли сотрудники частных военных компаний.
     В любом случае это были профессионалы высокого класса, заранее просочившиеся в столицу. Они действовали по заранее определённым конкретным задачам: не ввязываясь в уличные бои, захватить ключевые объекты города, нейтрализовать людей из ближайшего окружения Каддафи.
     Однако объединённые силы противников режима встретили неожиданно сильное сопротивление. Блогеры утверждают, что в засаду попала, в частности, одна из групп британского спецназа, потерявшая более трети бойцов (из 17 человек). Об этом рассказал взятый в плен местный житель, за деньги ставший проводником. Спецназовцы, по его словам, были британцами арабского происхождения.
     Захват городских кварталов, по свидетельству очевидцев и блогеров, происходил по такой схеме: впереди двигались группы спецназа, военнослужащие которых переговаривались между собой по-английски, за ними - наёмники и местные противники режима.
     Профессионалы из спецназа «пробили» коридоры с западного направления к правительственному комплексу зданий и резиденции ливийского лидера. К этому времени она была сильно разрушена ударами самолётов и вертолётов. Остатки правительственных подразделений и ополченцев отошли в восточном направлении. В Баб эль-Азизии начались грабежи и мародёрство. По данным руководителя Переходного национального совета Мустафы Абдель Джалиля, за три дня боёв в столице погибли около 400 бойцов ПНС и до двух тысяч были ранены.
     Утром в среду в районе морского порта Триполи высадились подразделения, их личный состав говорит по-французски. В блогосфере высказывается предположение, что это военнослужащие Иностранного легиона.
     Германия направила в Ливию отряд бойцов элитного антитеррористического подразделения полиции GSG9. По информации журнала «Шпигель», спецназовцы займутся охраной немецких дипломатов, которые работают в координационном бюро, расположенном в Бенгази. Со своей стороны министр обороны Германии Томас де Мезьер заявил 22 августа, что не исключает участия бундесвера в акции по поддержанию стабильности и порядка в Ливии. При этом он всё же надеется, что в «период после Каддафи» Ливия сможет сама обеспечить свою безопасность.
     Надо полагать, что свои спецподразделения направили в Ливию и США. Во всяком случае, представитель Пентагона полковник Дэвид Лапан заявил во вторник, что США контролируют безопасность хранилищ химического оружия Ливии. По его словам, члены конгресса ранее выражали опасения в связи с угрозой применения этого типа оружия. Поэтому было принято решение «следить за хранилищами».
     Операция западной коалиции сопровождается умелой режиссурой информационно-психологической кампании по запугиванию сторонников Каддафи и населения в целом, деморализации армии. Отсюда сообщения катарского спутникового канала «Аль-Джазира» и других СМИ о захвате города повстанцами, ликующих жителях города, аресте детей ливийского лидера, бегстве самого полковника и т.п. Как признал глава исполкома Переходного национального совета (ПНС) Махмуд Джибриль, информационная война приносит свои плоды. Так, по его словам, даже информация о том, что был схвачен сын Каддафи Сейф аль-Ислам, который на самом деле оставался на свободе, привела к тому, что «в течение последующих двух дней мы получили официальное признание от 11 государств мира, многие лояльные Каддафи военачальники после этой новости сдались, свыше 30 офицеров сложили оружие, и мы в итоге вошли в Баб эль-Азизию».
     Муаммар Каддафи не признаёт утраты контроля над столицей и, похоже, не намерен сдаваться на милость победителей. Отступление своих сторонников из резиденции в квартале Баб эль-Азизия он называет «тактическим шагом», предпринятым из-за того, что резиденция разрушена в результате «64 ударов авиации НАТО». Об этом полковник заявил в обращении к нации, переданном сирийским телеканалом «Аль-Уруба» и одной из ливийских радиостанций.
     Но в целом военная ситуация для Каддафи ухудшается, его резервы практически исчерпаны. Последняя надежда - арабские племенные ополчения в западной части Ливии. Но они вооружены лишь лёгким стрелковым оружием и беззащитны от ударов с воздуха. Вместе с тем ополченцы могут сыграть свою роль в уличных боях.
     У неблагоприятного для Каддафи хода гражданской войны целый комплекс причин, и, по мнению многих экспертов, нельзя всё сводить только к иностранному вмешательству. Существуют сугубо внутренние причины краха авторитарного режима. Ливийский лидер, в частности, недооценил степени недовольства племенных вождей в так называемом берберском треугольнике (юго-западнее Триполи). Основания для недовольства у амазигов были. При Каддафи проводился курс на фактическую «арабизацию» берберских племён, амазигов принуждали давать детям арабские имена. Игнорировалось и стремление местных властей получать часть прибыли от экспорта нефти, которая шла по трубопроводу через западное нагорье.
     Поэтому не стоит сильно удивляться, что молодые берберы охотно пошли в вооружённые формирования оппозиции. Молодёжи вообще много в рядах тех, кого западная пресса окрестила повстанцами, и далеко не все из них религиозные фанатики. В кругах ливийской интеллигенции давно уже вызывает неприязнь семейный клан Каддафи, узурпировавший власть в стране.
     Далеко не просты отношения лидера Джамахирии с офицерским корпусом. Опасаясь военного переворота, он пестовал в противовес армии альтернативные вооружённые формирования - нечто вроде революционной гвардии. Журналисты, работающие в Ливии, отмечали, что в этих катибах (батальонах), которыми командовали ближайшие родственники Каддафи, было немало иностранных «контрактников», особенно из соседнего Чада. Армейские подразделения в основном дислоцировались на базах за пределами крупных населённых пунктов, а катибы - в центре городов. Именно они были опорой личной власти диктатора, и их он двинул первыми на подавление выступлений своих противников в феврале.
     Ливийский лидер переоценил также степень своих «доверительных» отношений с рядом европейских политиков. В начале нового века Каддафи сменил приоритеты внешней политики и взял курс на сближение с США и Западной Европой. После 2004 года он даже разрешил представителям спецслужб США в интересах борьбы с международным терроризмом проводить аресты исламистов на ливийской территории и вывозить их из страны. Сын Каддафи, Сейф аль-Ислам, внушал отцу, что Ливия может стать чем-то вроде форпоста Евросоюза в Северной Африке. Лидеры ЕС поначалу «мягко стелили»...
     Что касается России, то наша страна, по словам Дмитрия Медведева, «занимает аккуратную позицию и смотрит за развитием событий». Как отметил президент, Россия заинтересована, чтобы сами ливийцы договорились между собой. «Ливия - очень сложное государство, там масса самых разных племён и кланов. Каддафи поддерживал некий баланс между ними, создавал возможности для того, чтобы государство развивалось как единое», - сказал Президент РФ. И добавил, что не знает, как дальше будут развиваться события. Россия исходит из того, что две известные резолюции Совбеза ООН должны неукоснительно исполняться. «Только при их исполнении на ливийской земле может наступить мир», - подчеркнул глава Российского государства.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex