на главную страницу

25 Августа 2011 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Полевая наука «малой артиллерии»

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».



Гранатомётный взвод в батальоне морской пехоты называют «малой артиллерией». Зачастую его расчёты высаживаются на берег в составе передового отряда, где мобильность и маневренность гранатомётчиков приобретают особую значимость. Автоматический гранатомёт «Пламя», состоящий на вооружении такого взвода морской пехоты – весьма эффективное и компактное оружие боя для подразделений тактического звена. Но многое в его успешном применении зависит от выучки тех, кому это оружие доверено.




     - Сержант контрактной службы Сократ Рамазанов - командир гранатомётного взвода, - представил коренастого парня в полной боевой выкладке помощник командира батальона капитан Дмитрий Петрий. - На недавних боевых стрельбах его подразделение выдало «пятёрку» из всех видов штатного оружия.
     Буквально через полчаса после знакомства мне довелось наблюдать, как гранатомётчики вели учебный бой на полевом занятии по тактике. Вводные от руководителя занятия сыпались щедро. Расчёты АГСов должны были постоянно маневрировать с фланга на фланг действующего на захваченном плацдарме передового отряда морского десанта. Дующий из степи прокалённый суховей поддавал жару и без того горячей обстановке учебного боя.
     - Первому отделению занять позицию на ближнем скате высоты «Ёж». Огонь открывать по сигналу командира передового отряда, - отдал команду по рации сержант Рамазанов и приложил к глазам бинокль, чтобы лучше рассмотреть маневр своих подчинённых. «Противник» готовился к контратаке, и огневая поддержка гранатомётчиков была остро необходима морским десантникам передового отряда.
     В действиях матросов осеннего призыва Андрея Кузина и Виктора Волобуева чувствовались выверенный расчёт и сноровка. Пригибаясь и используя складки местности, они тремя бросками доставили свою «малую артиллерию» на указанную позицию. И тут же огнём своих автоматов стали прикрывать выдвижение на позицию расчёта в составе матросов Максима Петрова и Николая Гопанчука, которые несколько минут таким же образом обеспечивали огневое прикрытие передвижения своих товарищей по полю боя.
     Сержант Рамазанов ещё на срочной службе усвоил, сколь важное значение для морских пехотинцев имеют слаженность и выверенное взаимодействие в бою. Ему не раз приходилось высаживаться с десантных кораблей на плацдарм и вести учебный бой с хорошо подготовленным условным противником. Командир роты старший лейтенант Александр Чуян своих морских пехотинцев приучал к жёсткому ритму боевой учёбы, и уже практически через полгода они соответствовали гордому званию морского десантника как по физическим, так и по боевым качествам. Так что Сократ Рамазанов на собственном опыте мог убедиться: чем быстрее будет выполнена команда, чем точнее будет выстрел, тем реальнее возможность добиться высокого результата в учёбе. Поэтому теперь, став командиром взвода, сержант использует любой выход на занятия в поле так, чтобы одиночная подготовка матросов крепла с каждым часом тренировок, а затем становилась надёжным компонентом прочного сплава боеспособности отделения и взвода. Подводя итоги занятия, сержант кроме оценки тактических элементов действий, выполнения нормативов обязательно подметит и уровень слаженности в действиях номеров расчёта, отделений, проявленную подчинёнными в учебном бою взаимопомощь.
     Ещё до срочной службы Сократ поступал в военное командное училище, сдал экзамены, ждал зачисления, но набор был сокращён, и ему пришлось возвращаться домой в Дагестан. Потом вместе с братом-близнецом Имратом они попали служить в бригаду морской пехоты Черноморского флота. Сократ стал командиром отделения, Имрат - наводчиком-оператором БМП. Отслужив, вместе решили подписать контракт на продолжение военной службы. Сократ, приняв командование гранатомётным взводом, так и не оставил мечту стать офицером, намерен учиться заочно. Имрат служит заместителем командира взвода в десантно-штурмовой роте. Тоже хочет заочно получить высшее образование. Служба в морской пехоте - дело нелёгкое, физические и психологические нагрузки выдерживают далеко не все контрактники, решившие приобщиться к романтике «чёрных беретов». Но братьям Рамазановым она нравится, и справляются они с ней, по оценкам командования батальона, неплохо.
     Вот и на этот раз, несмотря на палящее солнце, «малая артиллерия» батальона работала без условностей и упрощений. Позиции для автоматических гранатомётов оборудовались по всем правилам инженерной науки, целеуказание, подготовка данных для стрельбы и корректировка огня отрабатывались до полного автоматизма. Матросский камуфляж побурел от пота, пыль, смешиваясь с потом, придавала естественную боевую раскраску лицам бойцов. Взвод гранатомётчиков сержанта контрактной службы Сократа Рамазанова продолжал постигать нелёгкую науку «малой артиллерии» морской пехоты. А сам сержант делал ещё один шаг по пути своего профессионального командирского выбора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex