на главную страницу

26 Августа 2011 года

Время и судьбы

Пятница

Версия для печати

Он переиграл Отто Скорцени

Виталий КОРОТКОВ, полковник в отставке,
  ветеран СВР России,
  участник Великой Отечественной войны.
  Фото из семейного архива. Публикуются впервые.



В историю СВР России вписано немало славных имён блестящих разведчиков, истинных патриотов страны и своей службы. Среди них - Иван Агаянц. И хотя Иван Иванович ушёл из жизни более 40 лет назад, он и сегодня с нами, его коллегами и учениками. Агаянц умел привнести в коллектив атмосферу спокойствия и уверенности, уважительного отношения сотрудников друг к другу, инициативы и творчества. За что бы ни брался Иван Иванович, успех был обеспечен.

     ...В АВГУСТЕ 1941 года тридцатилетнего Агаянца вызвал начальник разведки П.М. Фитин и приказал ему выехать в качестве резидента в Тегеран. С началом Великой Отечественной войны Иран приобрёл важнейшее стратегическое значение, а обстановка в этом регионе была очень сложной. Фитин подчеркнул, что придётся решать большие задачи в предельно сложной обстановке.
     Здесь необходимо сделать биографическое отступление, обратиться к истокам этого необыкновенного человека. Родился Иван Иванович 28 августа 1911 года в большой армянской семье. Отец был священником, позже стал учителем. В семье он набирался знаний в самых различных областях и приобщился к изучению иностранных языков. Подростка восхищали взгляды двух его старших братьев, активно участвовавших в политической жизни послереволюционного Закавказья. Это впоследствии и определило выбор самого Ивана. После окончания экономического техникума он вслед за братьями переехал в Москву, где в 1930 году в 19 лет был принят на работу в ОГПУ старшим делопроизводителем в управление по борьбе с экономическими диверсиями.
     Но, конечно же, он стремился на оперативную работу! Его коллеги приметили любознательного и целеустремлённого юношу, и Иван Агаянц стал осваивать азы чекистского искусства. Большое влияние на его становление оказали старший брат Александр Иванович Агаянц, уже работавший в ОГПУ, и один из известных чекистов - Артур Христианович Артузов, опытный и требовательный руководитель (в тридцатые годы - руководитель Иностранного отдела ОГПУ). Общение с ними было для Ивана Ивановича школой профессионального мастерства. Конспекты лекций, прочитанных Артузовым молодым сотрудникам, он хранил долгие годы. Очевидно, из общения с Артузовым и его коллегами Агаянц приобрёл умение работать с подчинёнными, которые так привлекали к нему младших коллег.
     В 1936 году Ивана Агаянца перевели в Иностранный отдел, то есть во внешнюю разведку. Благодаря способностям к иностранным языкам он овладел французским, испанским, персидским и турецким языками. Позже он достаточно хорошо освоил английский и итальянский. А что касается русского, то ему мог бы позавидовать любой российский филолог или литератор.
     В 1937 году Ивана Ивановича направили на работу во Францию. В этот период ему пришлось также решать оперативные задачи и в Испании. За годы работы во Франции и Испании отшлифовалось его профессиональное мастерство, и в 28 лет Агаянц уже стал заместителем резидента. Начало Второй мировой войны застало Агаянца в Париже.
     В 1940 году Иван Иванович вернулся в Москву и был назначен начальником отделения, а позже и заместителем начальника одного из отделов внешней разведки. Но в Центре проработал он недолго.
     УЖЕ В НОЯБРЕ 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, он вместе с женой, которая ждала ребёнка, на армейском бомбардировщике вылетел в Иран. Период работы в Тегеране был крайне напряжённым. Резидентуры в Тегеране и других городах Ирана получали важную политическую информацию, а также внесли большой вклад в решение важнейшей задачи по обеспечению безопасности поставок в нашу страну грузов по программе ленд-лиза через южные иранские порты.
     Советским разведчикам под руководством Агаянца удалось в значительной мере парализовать в Иране деятельность спецслужб нацистской Германии. Совместно с англичанами были ликвидированы немецкие нелегальные резидентуры, а также ряд профашистских иранских националистических организаций, сотрудничавших с немецкой разведкой. Нашими разведчиками были выявлены каналы заброски в Советский Союз агентуры с территории Ирана, а также предотвращён целый ряд диверсионных актов в Советском Закавказье.
     Результаты работы тегеранской резидентуры за этот период получили самую высокую оценку Центра: «Важная оперативная разведывательная информация, получаемая советскими разведчиками в Иране, сыграла существенную роль в принятии военным командованием и руководством страны политических и военно-стратегических решений».
     РАССКАЗЫВАЯ об оперативном пути Агаянца, нельзя не остановиться подробно на сложнейшей операции советской разведки по обеспечению безопасности Тегеранской конференции. В конце ноября - начале декабря 1943 года в иранской столице проходила историческая встреча руководителей антигитлеровской коалиции И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Советской разведкой были получены сведения о планах фашистов уничтожить лидеров «большой тройки». По полученным данным, поручение исходило лично от Гитлера. Исполнителем теракта должна была стать группа головорезов под руководством Отто Скорцени.
     Центр поручает Агаянцу в кратчайшие сроки выявить и обезвредить участников готовившегося покушения. Сделать это было чрезвычайно сложно: немецкая разведка работала в Тегеране в то время весьма активно, да и члены диверсионной группы, как выяснили наши разведчики, были заброшены в Тегеран заранее и надёжно законспирировались.
     Агаянц решается на неординарный шаг. Он привлекает к выполнению задания по выявлению диверсантов и немецкой агентуры Геворка Вартаняна, сына советского нелегала в Иране. Совсем ещё молодой Геворк, окрылённый высочайшим доверием со стороны советской разведки, собрал небольшую группу из числа друзей-ровесников. Маленькие мобильные отряды подростков молниеносно перемещались по городу на велосипедах, фиксируя каждый шаг, каждое действие и многочисленные контакты лиц, подозреваемых резидентурой в связи с немецкой разведкой.
     Таким образом удалось выявить большинство подручных Скорцени, которые были схвачены и обезврежены. Иранским властям были переданы списки лиц, подлежащих, по соображениям безопасности, задержанию. А Геворк Андреевич Вартанян - ныне ветеран внешней разведки, Герой Советского Союза - ещё многие десятилетия проработал на нелегальном положении за рубежом.
     Операция фашистов, носившая у них кодовое наименование «Длинный прыжок», потерпела полный крах. Всего в ту пору в Иране было обезврежено более четырёхсот немецких агентов, в основном из числа местных жителей.
     Историческая встреча трёх лидеров в Тегеране в 1943 году и попытка покушения на них сегодня хорошо известны по книгам и фильмам. Операция советской разведки по обеспечению безопасности Тегеранской конференции признана во всём мире блестящей, а совещание трёх лидеров положило начало сотрудничеству СССР, США и Великобритании на фронтах. Кстати, самая правдивая версия тех событий изложена в художественно-документальной киноленте, которая так и называется «Правдивая история. Тегеран-43», снятой в цикле «Поединки» к 90-летию СВР России. Так вот, роль Агаянца в этих событиях отражена достаточно точно, за что спасибо авторам фильма.
     ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ Второй мировой войны перед советскими политиками, дипломатами и, конечно же, разведчиками ставятся задачи закрепления итогов Победы, распространения зоны влияния советского государства. В 1946 году, сразу же после окончания командировки в Тегеране, Ивана Ивановича Агаянца назначают резидентом в Париже. Послевоенная Франция стала в тот период центром проведения ряда крупнейших международных конференций по заключению мирных договоров с бывшими союзниками Германии и по её демилитаризации.
     Едва прибыв на место, Иван Иванович получает шифровки, в которых Центр требует активизировать деятельность резидентуры в этих направлениях. Как вспоминает бывший сотрудник парижской «точки»: «...Ивану Ивановичу пришлось организовать работу по оказанию помощи советской делегации, возглавляемой В.М. Молотовым и А.Я. Вышинским. По приезде в Париж И.И. Агаянц, учтя довольно благоприятную обстановку в стране и широкие возможности для ведения разведывательной деятельности с официальных позиций, поставил перед сотрудниками резидентуры задачу установления доверительных отношений с членами иностранных делегаций, участвовавших в конференции, и... подсказал пути установления контактов с ними».
     Сам Иван Иванович поддерживал широкие доверительные отношения не только с представителями французских властей, но и с членами многочисленных делегаций.
     За время работы Ивана Ивановича в Париже резидентура резко активизировалась. Существенно расширился круг источников информации, благодаря которым был получен секретный вариант «плана Маршалла», что дало советской делегации возможность разоблачать политику США в Европе.
     В сентябре 1947 года И.И. Агаянц вернулся в Москву и был назначен начальником одного из управлений внешней разведки. В период с 1954 по 1959 год Агаянц возглавлял кафедру специальных дисциплин разведывательной школы № 101 (ныне - Академия внешней разведки), и именно при Иване Ивановиче вышел в свет первый учебник политической разведки, ставший на долгие годы основным пособием для начинающих разведчиков.
     СЕРЬЁЗНЫЕ изменения в международной обстановке в условиях «холодной войны», обострение борьбы между двумя противостоящими общественными системами требовали пересмотра форм и методов работы внешней разведки. Просто добывать информацию было уже недостаточно. Время требовало от разведки уделять больше сил и внимания содействию внешней политике страны, разоблачению и срыву антисоветских планов США и их союзников. Иван Иванович Агаянц, разведчик, дипломат и политик, становится одним из основных поборников реализации этого направления в деятельности советской разведки.
     16 декабря 1965 года Совет Министров СССР принял постановление о присвоении Ивану Ивановичу Агаянцу звания генерала, а в 1967 году он был назначен заместителем начальника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ. На этом посту в полной мере проявились его лучшие личные и деловые качества. Он пользовался всеобщим уважением. Не знаю людей, кто бы отозвался о нём негативно. По натуре спокойный, мягкий и деликатный человек, эрудит и интеллигент, он щедро делился своим богатым жизненным и оперативным опытом с молодыми коллегами.
     Верным другом и помощником Ивана Ивановича на протяжении всей его жизни была Елена Ильинична. Они вместе вырастили и воспитали двух сыновей, Николая и Александра, и дочь Арфеник. Николай стал известным журналистом, Александр - дипломатом, а Арфеник посвятила себя семье. Внуки впитали лучшие качества династии Агаянцев.
     Иван Иванович Агаянц умер в расцвете творческих сил 12 мая 1968 года - сказались многолетняя болезнь и работа на износ. Иван Иванович жил разведкой, отдавая ей все силы и знания. Всё в нём было подчинено служению Родине, обеспечению её безопасности.
     

     Автор выражает благодарность дочери И.И. Агаянца Арфеник Ивановне за предоставленные материалы.
     

     На снимках: Генерал-майор И.И. Агаянц; Иван Агаянц - красноармеец. Москва, 25 декабря 1934 г.; Москва, с женой Еленой Ильиничной, 1958 г.; Иван Иванович в курдском горном селении в местной одежде. Иран, начало 1940-х годов; И.И. Агаянц в гриме. Ориентировочно - конец 1940-х годов.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex