на главную страницу

31 Августа 2011 года

Полигон

Среда

Версия для печати

Здесь учат бороться со смертью

Кирилл БЛИНОВ, «Красная звезда». Фото автора.



Свежевзрыхлённая земля мягко пружинила под ногами. Налетевший с Амура ветерок отогнал роящийся гнус и дал долгожданную приятную прохладу. Мысли так и норовили уйти куда-то вдаль, к дому, где всё привычно, знакомо, а самое главное, мирно. Но командир учебного инженерно-сапёрного отделения младший сержант Никита Кожемяко стряхнул предательски подкатывающую расслабленность и сосредоточился. Ведь перепаханная полоса прибрежной земли таила в себе немало неприятных сюрпризов. А его подчинённым необходимо было найти и обезвредить все смертоносные закладки. Иначе подразделению за выполнение норматива по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях светила законная «баранка».
Наконец чей-то миноискатель издал протяжный писк. Группа замерла. Военнослужащий выставил специальный красный флажок. Началась кропотливая работа по очистке противотанковой мины от грунта. Сымитировав установку тротиловой шашки, сапёры обозначили уничтожение найденного боеприпаса. Метр за метром курсанты медленно проходили полосу, обезвреживая опасные находки. Многотонный гусеничный вездеход спокойно проехал по обследованной сапёрами земле. Если бы инженеры обнаружили не все «закладки», в небо взмыла красная ракета. Что это означало бы в реальной жизни, думается, объяснять излишне.

     
Востребованы и
     на «гражданке»


     Это только один из эпизодов трёхмесячной программы подготовки командиров инженерно-сапёрных подразделений в межвидовом региональном учебном центре инженерных войск, расположенном близ Хабаровска. Курсанты приступили к занятиям 1 июля, а значит, учебный процесс миновал «экватор». Но уже за столь короткий срок большая часть военнослужащих уверенно обращается со специализированной техникой, знает алгоритм действий при обнаружении взрывоопасной находки. Курсанты сами устанавливают мины, проделывают проходы в минно-взрывных заграждениях, изучают азы сапёрного дела. В ходе занятий у некоторых курсантов, которые о профессии военного инженера разве только что в книжках читали, уже возникло желание после армии продолжить изучение этой героической специальности. В сфере недропользования или, например, строительства различных транспортных коммуникаций - автомобильных и железных дорог - спрос на квалифицированного специалиста, способного точно рассчитать массу взрывчатки и место её закладки для обвала необходимого объёма горной породы, достаточно велик.
     
Честность – критерий профотбора

     Правда, стать курсантом центра может далеко не каждый призывник. Отбор кандидатов в инженерно-сапёрные подразделения не так прост, как может показаться на первый взгляд. К главным качествам будущих виртуозов взрывного дела офицеры воинской части относят прежде всего кристальную честность. Военнослужащие со временем получают доступ к сильным взрывчатым веществам и боеприпасам, на которые могут покуситься представители криминалитета. Именно поэтому офицеры инженерной учебки называют эту часть своей работы не вполне политкорректным, но, по сути, верным словом «отбраковка».
     Перед началом учебного периода анализируются личные дела потенциальных курсантов, отправляются запросы в органы внутренних дел по месту их регистрации, в наркодиспансеры, выявляются «белые пятна» в биографиях. На конечной стадии руководство центра должно чётко представлять, можно ли доверять человеку взрывчатые вещества, либо впоследствии он может стать агентом криминального влияния.
     
Нервы – канаты, голова – компьютер

     Далее выбранные военнослужащие проходят специальное тестирование, выявляющее наиболее стрессоустойчивых. Недаром существует поговорка, что сапёр ошибается только один раз. Если ты несёшь службу в зоне с повышенной террористической угрозой и каждый день выходишь на инженерную разведку своего участка дороги, априори ощущаешь себя как будто под прицелом. Огромных усилий в таких «клещах» стоит не сломаться психически.
     К тому же сапёры - всего лишь люди. И когда в придорожном кювете видишь лежащего человека, очень сложно совладать с желанием подойти, посмотреть, помочь. На это природное любопытство и рассчитывают боевики, ставя самодельные мины-ловушки в самых неожиданных местах, маскируя их под вполне безобидные бытовые предметы - журналы, авторучки, книги и прочее.
     К слову, в часы самоподготовки офицеры учебного центра как раз рассказывают курсантам о таких вот хитростях, тем самым как бы подводя их к главному жизненному постулату сапёра - эмоции оставь в прошлом, проявление чувств - смертельно опасная роскошь. Оружие сапёра - не щуп или миноискатель, а голова. Зачастую в полевых условиях, когда под рукой нет ручки и листка бумаги, все вычисления надо производить в уме и максимально быстро.
     
Теория взрыва

     Подготовка командиров инженерно-сапёрных отделений - целое искусство. В процессе обучения курсант проходит весь необходимый спектр предметов, начиная с курса общевоинской подготовки, далее следует цикл одиночной работы сапёра, выполнение задач в составе расчёта и заканчивая руководством подразделением. Основа специального образования курсантов - взрывное дело. Военнослужащие изучают типы взрывных веществ, два основных типа подрыва - огневой и электрический, изготавливают вручную из тротиловых шашек и пластида используемые в войсках заряды. Немного позже они начинают проходить способы подрыва конструкций из всевозможных материалов, а также скальных пород.
     Второй необходимый набор базовых знаний касается инженерных заграждений. Курсантам показывают несколько десятков образцов наиболее распространённых мин отечественного и зарубежного производства.
     Обязательным элементом подготовки становятся речные и морские мины. В общем, на данном этапе обучаемые, по сути дела, не только осваивают тактико-технические характеристики боеприпасов, но и готовятся к возможной в военных условиях диверсионной деятельности.
     
Здесь консультирует «Альфа»

     Занятия в оборудованных учебных классах при сжатой трёхмесячной программе тесно соседствуют с серьёзным практическим блоком. Приказарменная база центра располагает объектами, оборудованными по последним требованиям руководящих документов. И площадка подготовки командиров инженерно-сапёрных отделений, с описания занятия на которой мы и начали свой материал, - лишь один из них. Курсанты закрепляют полученные знания, тренируются в установке, обнаружении и разминировании ловушек в закрытых помещениях и на сильнопересечённой местности. В воинской части служат офицеры - участники локальных вооружённых конфликтов. Кроме того, командование учебного центра инженерных войск давно уже поддерживает дружеские отношения с несколькими спецподразделениями, чьи военнослужащие постоянно выезжают в командировки в Северо-кавказский регион. Их советы применяются при организации учебных точек, где курсантам показывают вещи, выходящие за рамки различных наставлений, но вынесенные из реального опыта современных боевых действий. Недаром на базе центра проходят подготовку спецы из подразделений «Альфа» и «Тайфун».
     
Умная техника для умных курсантов

     Не забывают в центре и о таком важном элементе учебного процесса, как техническое перевооружение. Военно-инженерная мысль не стоит на месте, и в войска, может быть, не в таком объёме, как бы хотелось, поступают различные специализированные новинки.
     Например, в мае этого года в часть пришло несколько образцов современных миноискателей.
     - Их основное отличие от старых моделей - повышенная чувствительность, - рассказывает командир учебного батальона майор Николай Овчаренко. - Миноискатели позволяют не только определить глубину закладки предмета, но и установить, какой металл присутствует в его конструкции. Кроме того, с их использованием у сапёра появляется возможность обнаружить и идентифицировать взрывное устройство, установленное нестандартным способом, например, мину, заложенную не горизонтально, а вертикально или под углом, либо фугас в каком-нибудь корпусе. С помощью графического сканера сапёр через дисплей может видеть контуры объекта.
     Миноискатель ИВПРЛ-2, который за угловатые квадратные формы в центре сразу прозвали пылесосом, весит без малого 10 килограммов. Согласитесь, довольно утомительно при полной выкладке длительное время носить такую тяжесть. Но курсанта рядового Семёна Егорова подобные сложности не сильно смущают. В своём подразделении ему больше других приходится работать с этим прибором. Быстро изучив его конструктивные и технические особенности, курсант уже вполне свободно обращается с данным типом миноискателей, выполняя различные задачи.
     Вообще Семён - типичный представитель призывного контингента новой волны. Ещё лет шесть-восемь назад в воинских коллективах редко можно было встретить человека с высшим образованием. Никто из вчерашних студентов особо не рвался тратить два года на постижение азов профессии защитника Родины. Сейчас примерно каждый пятый призывник с Дальнего Востока имеет диплом об окончании вуза. Рядовой Семён Егоров - из их числа. После пяти лет студенчества сменил модную гражданскую одежду на военную форму. Говорит, в его родной Якутии служба в армии для мужчины - фактор престижа и дальнейшего удачного трудоустройства. Во многих государственных и даже коммерческих организациях смотрят на наличие военного билета.
     
Педагогический дебют

     Командир отделения младший сержант Никита Кожемяко тоже решил после службы использовать багаж полученных знаний. В Магаданской области, откуда он родом, работают несколько организаций, занимающихся промышленными подрывами в интересах золотодобывающих предприятий или структур дорожно-строительной отрасли. Никита уверен - опыт, приобретённый в стенах центра, поможет ему устроиться в одну из этих организаций.
     Правда, на данном этапе Никиту больше занимает не столько личный карьерный рост, сколько результаты возглавляемого им маленького курсантского коллектива. Нынешний период обучения - дебютный для младшего командира в качестве преподавателя. Теперь во главу угла он ставит не собственно знания, а умение правильно и понятно донести их до подчинённых.
     - В принципе ребята подобрались грамотные, - говорит Никита Кожемяко, - им по десять раз объяснять не надо. Практически на лету схватывают материал. Но всё равно стараюсь работать индивидуально с каждым. Не стесняюсь спрашивать совета у более старших товарищей. Ведь учебный процесс довольно напряжённый, времени на педагогические эксперименты не остаётся. Уже необходимо думать о выпускных экзаменах.
     
Экзамен начинается с марш-броска

     Венец подготовки командиров инженерно-сапёрных отделений - полевой выход. В план контрольных занятий включают все пройденные темы с таким расчётом, чтобы курсанты показали свои сильные и слабые стороны. Как водится - всё начинается с подъёма подразделения по тревоге. По маршруту следования к полигону военнослужащие проводят инженерную разведку дорожного направления. При полной выкладке в сутки они проходят от сорока до шестидесяти километров. Мины-сюрпризы поджидают сапёров на всех участках маршрута. Ловушки надо уметь находить не только при помощи щупа и миноискателя, но и визуально, причём по характерным демаскирующим признакам и различным условным знакам, выложенным из веток и камней, какими, например, боевики предупреждают друг друга о близкой опасности.
     На полигоне военнослужащие разбивают временный полевой лагерь. Они устанавливают палатки, односкатные и конусные шалаши из подручных материалов - фашин, камыша, лапника, зимой к ним добавляются укрытия из нарезанного кубами снега и льда. Впрочем, солдат ночевать во временных укрытиях не заставляют и вечером военнослужащие возвращаются в пункт постоянной дислокации. А со следующего дня начинается выполнение нормативов по тактико-специальной подготовке. Сначала подразделения действуют в обороне - выполняют установку минных полей, затем в наступлении - проделывают проходы в минно-взрывных заграждениях.
     
География распределения –
     вся Россия

     Межвидовой региональный центр инженерных войск - мощный учебный комплекс, выпускающий, помимо командиров инженерно-сапёрных подразделений, младших специалистов ещё по 16 должностным категориям. В частности, из его стен выходят командиры полевого водообеспечения, экскаваторщики, автокрановщики, механики-водители инженерной техники. По словам заместителя начальника центра - начальника учебного отдела гвардии подполковника Алексея Лушагина, 1 июля к занятиям приступили свыше тысячи курсантов. Впоследствии они распределятся не только в структуры Министерства обороны, но и иные силовые ведомства, где предусмотрены инженерные подразделения. И от их умений, полученных в центре, будет зависеть не только успешность выполнения различных «мирных» инженерных задач, но жизни простых граждан.
     

     

     На снимках: идёт инженерная разведка; курсант рядовой Семён ЕГОРОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex