на главную страницу

31 Августа 2011 года

Военные династии

Среда

Версия для печати

Кем сильна Россия

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».
Фото автора.



Не перестаю удивляться людям, хотя и живу на этой земле не первый год. Повидал разных и всяких. Общался и с академиками в научных кулуарах, и с пахарями в бескрайних российских полях. Поднимал заздравную рюмку с генералами, выполнившими поставленную боевую задачу. Холодной гречневой кашей питался на боевых позициях вместе с рядовыми бойцами. Чаёк попивал уже в воздухе с лётчиками-транспортниками, возвращавшими меня из командировок. У каждого из тех, с кем встречался, за плечами своя судьба и достойная повествования жизнь...


     На первый взгляд всегда кажется, что все они равны перед Родиной. Но когда потянешь разговор за ниточку откровения, тут только и начинаешь понимать, кем сильна Россия, кто в непростой истории страны помогал и даже заставлял её подниматься с колен, на кого она может рассчитывать в любую, самую трудную минуту. Догадались? Или не вспомнили знаменитое: «Братья и сёстры!» Да-да! Это наш русский народ, простые россияне, порой критикующие государство, но безмерно любящие своё Отечество и отдающие за него жизнь, когда это необходимо. И совсем не случайно жизненный путь каждого из нас, получив продолжение в наследниках, во многом повторяется ими, хотя и по-своему.
     Вот и герой нашего повествования неожиданно и не один раз удивил меня. Сперва, когда появилась идея написать о Михаиле Александровиче Круке, подумалось, что без труда разыщу его и легко договорюсь о встрече. Не тут-то было. Один звонок на домашний телефон, второй, третий, а аппарат бессовестно отвечает продолжительными гудками... Второй день, третий... Думаю, всё, не получится... И тут нагрянула уже нечаянная радость - в ответ прозвучало долгожданное «алло».
     - Здравствуйте, Михаил Александрович, хочу написать о вас, я из «Красной звезды».
     - Приветствую вас, такой интерес ко мне очень приятен, я не против.
     - Это срочно, Михаил Александрович. Когда мы можем встретиться?
     - Сейчас посмотрю... Завтра у меня две рабочие встречи, послезавтра ещё две... Вот 17-го числа перед мероприятием в Главном штабе ВМФ есть пара свободных часов, подъезжайте...
     Вторая волна удивления накрыла меня уже полностью: откуда столько энергии у человека, за плечами которого не один и не два десятка лет служения Отечеству?
     
Морские дали
     так манят...

     В Главный штаб ВМФ ехал с чувством некоторого волнения. Думалось, чем ещё удивит меня ветеран Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга в отставке? Не может не удивить! Так и оказалось.
     Естественно, какие-то сведения о Михаиле Александровиче узнал заранее. Знал, что он подводник, участник обороны и освобождения Севастополя, что на Черноморском флоте прошёл путь от командира боевой части до командира бригады кораблей, что четырежды избирался депутатом Севастопольского горсовета. Знал и то, что существует военно-морская династия, носящая фамилию Крук.
     И действительно, связанных с морем в этой большой семье много. Брат супруги Михаила Александровича Василий - капитан 1 ранга, его сын Сергей – капитан 2 ранга, а внук Александр постигает военно-морские азы в одном из военных вузов. Двоюродный брат Михаила Крука - Николай Николаевич Крук - был капитаном дальнего плавания, ходил на «Адмирале Ушакове» на линии Одесса - Бомбей. А троюродный - Михаил Иванович Крук - был капитаном «Адмирала Нахимова» и во времена Карибского кризиса осуществлял доставку на остров людей и грузов. Да и сама фамилия Крук происходит из селения Збурьевка Херсонской области, жители которого издавна на дубках (большая дубовая долблёная лодка, чёлн) ходили в Одессу, возили арбузы. Очень много выходцев из селения впоследствии стали моряками. Сам Михаил Александрович в детстве каждое лето пропадал и в селе, и в Одессе, где увлекся яхтенным спортом. Отец, Александр Карлович, не препятствовал этому, даже поощрял увлечённость морем. Хотя, будучи деканом во Всесоюзном государственном институте кинематографии, мог направить сына по совсем другой стезе. Ведь в семье частыми гостями были Михаил Ромм, Сергей Эйзенштейн... И всё в судьбе Михаила Александровича могло сложиться совсем по-другому.
     
Спецшкольник

     Море всё-таки взяло своё, и в помещении КПП Главного штаба ВМФ меня встречал подтянутый капитан 1 ранга с внушительным набором орденских лент. Удобно располагаемся в так называемой ветеранской комнате.
     - Михаил Александрович, так почему море возобладало?
     - Личность моряка формируется под влиянием многих причин: это и морские легенды, и обычаи, и своеобразный уклад жизни. А семья была тесно связана с морем. До поступления в 1940 году в I Московскую военно-морскую спецшколу я уже был яхтенным рулевым 1-го класса.
     Сказались детское увлечение парусами и поездки в Херсонскую область и Одессу. Михаил Александрович, а тогда просто Мишка, активно занимался яхтами в московском «Воднике» и военно-морском клубе при Осоавиахиме и даже стал впоследствии (уже в 1941-м) яхтенным капитаном.
     Увлечение не прошло даром. Конкурс в военно-морскую спецшколу был огромным - на 520 мест претендовали 6 тысяч человек! Принимали учеников 8-10-х классов. Будущих «спецов» отбирала строгая медицинская комиссия. После успешного окончания спецшкол их выпускников без экзаменов зачисляли в высшие военно-морские училища. И Мишка стал курсантом, ведь он так мечтал о тельняшке, бескозырке, об океанских просторах!
     Школа дала очень многое Михаилу Александровичу. Преподаватели были сильными, а курсанты как на подбор - почти все отличники. Просуществовала школа всего четыре года, но стала альма-матер для четырёх Героев Советского Союза и трёх Героев Социалистического Труда. Многие выпускники впоследствии командовали флотами, эскадрами. И не только. В первой роте вместе с Михаилом Александровичем учился и будущий Маршал Советского Союза Сергей Фёдорович Ахромеев. Восемь спецшкольников стали лауреатами Ленинских и Государственных премий.
     Тогда, в 1940 году, курсант Крук ещё не мог знать об этом. А через год началась война.
     
Жёсткая правда жизни

     Война... Нам, ныне живущим, с ещё большим трепетом и вниманием стоит прислушиваться к этим негромким, но по-прежнему твёрдым голосам ветеранов, которые рассказывают суровую правду о тех годах. Не ту, что нашим детям пытаются внушить в некоторых учебниках истории, а настоящую, подлинную историю жестокой войны. Она перемалывала людские судьбы безжалостно, не делая скидок на возраст.
     Так было и в жизни Михаила Александровича. Не всякому пацану посчастливилось заглянуть в лицо войне раньше собственного отца. А ему удалось. Уже во второй половине дня 22 июня над его головой летали вражеские самолёты. Михаил с однокашниками тогда находился на морской практике на острове Валаам на Ладоге. Курсанты сразу включились в процесс эвакуации населения острова. Пережить пришлось многое, в том числе обстрелы и бомбёжки.
     Отец, Александр Карлович, в те дни настойчиво пытался пробиться на фронт, но мешала бронь, от которой никак не удавалось избавиться. Её сняли, когда немцы подошли к Москве. Вместе со студентами ВГИКа в составе ополченцев с двумя «шпалами» в петлицах (майор) он и отправился защищать столицу. В те дни первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Александр Щербаков поинтересовался: «Ты же со времён Гражданской войны оружия в руках не держал, справишься?» На что и получил единственно возможный тогда ответ: «Я обязан быть вместе со своими студентами!»
     Далее последовали Ельненская операция и окружение под Вязьмой. Из состава 138-го стрелкового полка практически никого не осталось. А Александр Карлович Крук до сих пор числится в списках без вести пропавших. Отец - незаживающая боль в сердце Михаила Александровича...
     
Боевые и мирные будни

     После боевого крещения Михаил Александрович был зачислен курсантом Ленинградского высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. Но учёба опять чередовалась с практикой войны: сначала участие в битве за Москву в составе частей морской пехоты, а позже - ежегодная летняя «практика» на подводной лодке Черноморского флота. С её экипажем он совершил за годы войны три боевых похода. А после выпуска из училища им. В.М. Фрунзе вернулся на лодку командиром БЧ-2-3.
     «Летом 1944-го состоялся мой последний боевой поход в составе экипажа С-33. Мы шли с боевых позиций из района Босфора, где потопили два транспорта, направлявшихся в Констанцу. Сигнальщик обнаружил (ночь, надводное положение, зарядка батарей) прямо по курсу вражескую БДБ (быстроходная десантная баржа). Командир принял решение топить её артиллерией. Сорок снарядов из 45-мм орудия к желаемому эффекту не привели - БДБ оставалась на плаву, да и огрызаться стала. Ещё 40 снарядов уже из 100-мм орудия - снова неудача, но ответный огонь смолк. Командир принимает решение подойти к БДБ и ошвартоваться. Так и сделали, убедившись, что экипаж баржи уничтожен нашим артогнём. Сняли кормовой флаг, который, кстати, в 1945 году был брошен к стенам Мавзолея, и изъяли всю техническую документацию. Оказалось, что баржа состоит из 92 водонепроницаемых отсеков, и потерять плавучесть она могла только в случае повреждения не менее 60 из них. Отошли на шесть кабельтовых и торпедой с нулевой установкой уничтожили БДБ. Далее срочное погружение, так как появилась немецкая летающая противолодочная лодка «Гамбург». Благополучно дошли до Поти. Здесь, как и положено, нас встретили жареными поросятами. Так закончилась моя стажировка. Возвращаюсь в училище для сдачи госэкзаменов (осенью 1942 года оно было перебазировано в Баку). Его начальник - капитан 1 ранга Константин Сухиашвили - вызвал меня к себе и объявил, что я награждён орденом Отечественной войны I степени за тот самый артиллерийский бой».
     Первый орден - как первая любовь! Да и родная С-33 ждала обратно. Но уже не курсанта, а офицера-орденоносца. Дослужился на ней до старпома. Далее последовали командирские классы и возвращение на эту же лодку командиром. Затем получил под командование С-35, а через год С-41 (трофейная итальянская типа «Тритон»). Через четыре года последовали назначения ещё на две лодки, а далее – командиром дивизиона, бригады и расставание с Черноморским флотом - пришёл приказ принять под командование 32-ю бригаду кораблей специального назначения на Новой Земле. Через три года новое назначение - командиром 63-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, возвращение на ЧФ.
     Михаилу Александровичу за время службы приходилось выполнять много ответственных задач, беря при этом всю ответственность за принимаемые решения на себя, действуя на свой страх и риск.
     «Во время службы на Новой Земле мне была мне поручена очень сложная задача - укладка на грунт реакторного отсека АПЛ К-19 (без ядерного топлива). Его вес - 3,5 тысячи тонн. Приняли на Севмаше, наварили носовые, кормовые оконечности. Получил карту с местом утопления отсека. У меня в распоряжении два аварийно-спасательных буксира. Сам я на СКР 42-го проекта. На пути к месту назначения сложная ледовая обстановка - много битого льда. Даю команду уменьшить ход. Буксиры по возможности её выполняют, дабы не увеличить провисание тросов и не допустить их намотку на винты. Но вдруг носовую оконечность отсека бьёт о крупную льдину. Образуется пробоина размером с приличный шкаф, и отсек становится на дыбы, вести его дальше невозможно. Вскрываю пакет: до места назначения еще 50 миль. Что делать? Надо задействовать водолазов со спасательных судов. Аргон... Сварка растянулась на шесть часов. Водолазы - молодцы, справились! Поставили отсек на ровный киль. Пришли в точку затопления. Под килем - 23 метра. Отдали буксиры, открыли все кингстоны. Ровненько положили. Доложил на ЗКП, что задача выполнена, и только в этот момент из доклада там узнали обо всём произошедшем».
     Оказывается, смелость и точный расчёт берут не только города!
     
Главная гордость

     Много ещё было в военной жизни капитана 1 ранга Михаила Крука сложного и интересного. Всего не перечислишь. Но не сказать о главной гордости в жизни Михаила Александровича - о семье, о детях - мы просто не вправе.
     Сын, Юрий Михайлович Крук, пошёл по стопам отца. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Службу проходил на большом противолодочном корабле «Сметливый» Черноморского флота. Далее был командиром роты, курса в родном училище. В 1992 году СВВМИУ перешло под юрисдикцию Украины. Юрий Михайлович остался верен присяге.
     Внук, Виталий Юрьевич Крук, окончил ВВМИУ им. В.И. Ленина. В настоящее время капитан-лейтенант и службу проходит на большом противолодочном корабле «Североморск» Северного флота. Деда не забывает: регулярно докладывает старшему по воинскому званию о всех своих достижениях и задумках.
     Правнук Ярослав ещё молод, но со второго класса не расстаётся с тельняшкой. А деду было решительно заявлено: «Я буду моряком!»
     И, конечно, супруга Валентина Моисеевна. Она вырастила детей, беззаветно и преданно ждала любимого из дальних морских походов - всего 60-80 дней в году он бывал дома. О ней Михаил Александрович вспоминал с такой любовью, нежностью и трепетом, что стало понятно, кто был в жизни главным для него Адмиралом. К огромному сожалению, её не стало два года назад...
     
Жизнь продолжается

     Сегодня заместитель председателя президиума Совета ветеранов войны Краснознамённого Черноморского флота капитан 1 ранга в отставке Михаил Александрович Крук в гуще ветеранских дел. Активная жизненная позиция не позволяет ему сидеть сложа руки. Он бескомпромиссно отстаивает право нашего народа на историческую правду, сохранение памяти о Великой Отечественной войне. «Да, история - не проспект, было в ней всякое, - считает фронтовик. - Но народ встал на защиту своей Родины вопреки всему. Ветеранам есть что рассказать молодым о том героическом времени и о себе. И пока мы живы, будем это делать!»
     Со времени Победы прошла практически целая жизнь. Даже тем, кто встретил её в 19-20 лет, ныне за 80. Но, несмотря на преклонные годы, в ветеранах войны по-прежнему чувствуется несгибаемый характер, внутренняя сила, беспокойство о будущем Отечества.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex