на главную страницу

31 Августа 2011 года

Геополитика

Среда

Версия для печати

Можно ли обойтись без «Крепких медведей»?

Сергей МЕДВЕДЕВ.



Почти весь август вооружённые силы Канады при участии воинских контингентов США и Дании проводили в проливе Ланкастер и проливе Дэвиса, а также Баффиновом заливе и на острове Корнуоллис учения под кодовым наименованием «Nanook 11». И хотя число участвующих в них военнослужащих (1.100 человек) выглядит довольно скромным, тем не менее для Канады эти учения, по словам министра обороны Питера Маккея, стали «самыми крупными в новейшей истории». Тем более что в них были задействованы истребители CF-18 Hornet, другие разведывательные и транспортные самолёты, боевые корабли.


     Однако не этим «Крепкий медведь», а именно так переводится с языка коренных жителей крайнего севера Канады слово «Nanook», привлёк к себе повышенное внимание. Важнее заявленные цели учений - «демонстрация постоянного и периодического присутствия Канады на Севере». А главное, что по времени они совпали с другим событием: снимки со спутников Европейского космического агентства (ESA) показали, что два главных арктических морских пути - Северо-Западный проход вдоль побережья Канады и Северный морской путь в российских арктических водах - полностью открылись в результате рекордного таяния льдов в этом году. Причём настолько, что, как утверждается, большие танкеры, которые ходят через Суэцкий канал, могут пройти Северным морским путём с полной загрузкой.
     Нельзя не видеть, что эти два события тесно связаны друг с другом, так как по мере освобождения Арктики ото льда развивается и процесс милитаризации региона. Дело в том, что прежде недоступный регион открывается для добычи полезных ископаемых на шельфе, перевозки грузов, рыболовства и туризма. По оценкам ученых, к 2030 году льды в Северном Ледовитом океане растают, и путь к арктическим богатствам будет открыт. А они огромны: по прогнозам 30 процентов неразработанных запасов газа и 13 процентов нефти на планете лежит за границами полярного круга.
     Доступ к арктическим кладовым облегчит Северный морской путь, который проходит вблизи российских сухопутных границ. К тому же это кратчайший путь из Европы в Азию. В частности, расстояние от Гамбурга (Германия) до Иокогамы (Япония) по Севморпути составляет 12 тысяч км, а через Суэцкий канал - 20,5 тысяч. Такая разница в расстояниях экономит судам по 13 дней хода, а значит, и значительные материальные средства. Экспериментальные проходы судов по Севморпути уже начались. По оценкам экспертов, объём грузопотока по этой транспортной артерии в 2012 году может превысить 5 млн. тонн, а в перспективе увеличиться более чем в 10 раз.
     Не менее важно и открытие Северо-Западного прохода у берегов Канады, который также соединяет Атлантический и Тихий океаны и позволяет многим странам - в том числе Китаю - отказаться от использования Панамского канала или от ещё более длинных морских путей для коммерческого судоходства и доставки энергетических ресурсов. Правда, этот путь имеет ряд проблем. С одной стороны, существуют прямые территориальные споры между Канадой и США за Море Бофорта и между Канадой и Данией за Восточный остров, который иногда называют Остров Ганса. Кроме того, США считают Северо-Западный проход международными водами, а Канада исходит из того, что он полностью принадлежит ей.
     Между тем тающие льды Арктики открывают перед странами большие возможности. Однако нет ни одного международного документа, который бы определял, как поступать со всем тем, что станет доступно благодаря освобождению Арктики ото льда. Нынешний статус Арктики регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, в соответствии с которым ни одно государство не имеет права устанавливать единоличный контроль над ней. При этом страны могут объявить зону, которая простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена ещё на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф - это продолжение её материковой территории. В частности, Россия собирается представить в 2012 году в ООН прошение о расширении её континентального шельфа. Канада передаст аналогичные бумаги в 2013 году. Дания, которой по сей день принадлежит Гренландия, уже заявляет о правах собственности на Cеверном полюсе.
     Три года назад президент США подписал директиву № 66, в которой говорится, что у Соединенных Штатов Америки имеются широкие фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. «Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации», - отмечается в документе.
     На достояния Арктики помимо пяти прибрежных государств - США, Канады, Дании, Норвегии и России - претендуют ещё более 20 стран. А это означает, что Арктика может стать следующим геополитическим полем боя в мире. Пока дипломаты предпринимают активные попытки как-то договориться. Однако вопросы о национальной принадлежности недр арктического региона для многих северных стран стали настолько важными, что резко повысилась вероятность возникновения там кризисных ситуаций. Так, адмирал Джеймс Ставридис, верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе, в предисловии к статье, недавно опубликованной Королевским институтом стратегических исследований в Лондоне, утверждает: «До сих пор споры на Севере велись мирно, однако изменение климата может в ближайшие годы нарушить равновесие и привести к тому, что все будут стремиться получить возможность эксплуатировать ставшие более доступными природные ресурсы».
     В связи с этим многие страны стали наращивать своё военное присутствие в Арктическом регионе. Проведение учений Nanook 11 канадскими вооружёнными силами лишь один и, возможно, не самый яркий пример. Тем не менее, следуя в русле набирающего силу процесса, в Оттаве полагают, что сегодня без подобных учений уже не обойтись. Ведь они не только демонстрируют канадский суверенитет, но и помогают догонять соперников в военном смысле, а также установить постоянное присутствие в Арктике. «С каждым годом учения становятся сложнее и серьёзнее. Канада многому научилась благодаря им», - говорит эксперт по безопасности из Университета Калгари Роб Хьюберт. Кроме того, канадскими властями принято решение увеличить число рейнджеров-эскимосов, охраняющих арктические территории, и модернизировать их оснащение, а также ускорить развитие военно-морских сил.
     Руководствуясь вышеуказанной директивой своего президента, значительно активизировался в арктических районах Пентагон. Усиливается военное значение Аляски, на территории которой расположены военно-воздушные базы, армейская и морская базы и ещё 54 других военных объекта. С 2009 года начались поставки в войска адаптированных для действий в условиях Арктики многоцелевых вертолётов «Блэк Хок». Принято решение о строительстве двух новых передовых баз береговой охраны на Аляске (в Барроу и в Номе). Рассматриваются возможности выделения дополнительных патрульных кораблей. Усиливаются противолодочная оборона и обеспечение десантных операций.
     Вместе с тем, выступая 12 августа в сенате, командующий береговой охраной США адмирал Роберт Папп сетовал, что возможности его службы в Арктике очень ограниченны. «В районе северного шельфа у нас нет ни ангаров для самолётов, ни стоянок для судов, ни баз для проживания личного состава. Командование располагает всего одним действующим ледоколом», - сказал адмирал.
     В гонку вооружений в Арктическом регионе включились и другие страны. В декабре прошлого года шведский министр обороны Стен Тольгфорс заявил, что «в капиталовложениях в оборону приоритетом станут закупки вооружений и совершенствование инфраструктуры с целью усиления военно-воздушного и военно-морского потенциала страны на Крайнем Севере». Дополнительно он сообщил, что Швеция намерена иметь в составе своих ВВС 100 многофункциональных боевых и разведывательных самолётов Gripen. В 2011–2014 годах также планируется выделение ассигнований на усиление подводного флота Швеции для обеспечения безопасности на Крайнем Севере.
     В прошлом году Норвегия решила переместить на север объединённый штаб вооружённых сил страны и разместить его в защищённых от ядерного взрыва тоннелях на берегу фьорда возле города Будё - прямо возле Северного полярного круга. И сегодня, сидя в слабо освещённом оперативном центре, расположенном глубоко под землёй в горах Заполярья, десяток армейских офицеров, как пишет «Файнэншл таймс», следят за гигантскими экранами, на которых в режиме реального времени отображаются полёты авиации, перемещения судов торгового флота и льдов на северных рубежах Европы. «Более половины норвежских вод находится севернее полярного круга, - говорит заместитель начальника штаба генерал-майор Руне Якобсен, показывая на карту, где морские границы Норвегии сходятся в районе Северного полюса с границами России, Канады, США и Гренландии. - Поэтому вполне естественно, что мы уделяем этому столь пристальное внимание».
     Наряду с отдельными членами НАТО Североатлантический альянс в целом теперь считает Арктику ещё одной зоной своих интересов. Это вытекает из новой стратегической концепции НАТО, которая была одобрена на саммите этого военного блока в Лиссабоне в ноябре прошлого года. В этом документе особо подчёркиваются так называемые вопросы энергетической безопасности. Альянс призван выполнить назначенную им самим роль по защите энергетической безопасности в Каспийском море, в Гвинейском заливе, то есть, по сути, везде в мире. А теперь ещё, конечно, и в Арктике.
     При этом за словами стоят конкретные дела. Например, альянс усиленно проталкивает идею о создании «арктической мини-НАТО», высказанную в 2009 году бывшим министром обороны и иностранных дел Норвегии Торвальдом Столтенбергом. Он призвал тогда к созданию «военной и гражданской рабочей группы по нестабильным регионам, совместного десантного воинского формирования, подразделения по действиям в условиях катастроф и стихийных бедствий, морского подразделения реагирования на уровне сил береговой охраны, совместных систем кибернетической обороны, совместной воздушной, морской и спутниковой разведки, к налаживанию сотрудничества по вопросам управления в Арктике». В неё должны войти члены НАТО Дания и Норвегия, партнёры альянса Финляндия и Швеция, а также удалённые форпосты указанных стран: Гренландия (принадлежит Дании), Фарерские острова (также принадлежат Дании) и Аландские острова (входят в состав Финляндии).
     Кроме того, участники Северного совета одобрили вхождение в этом году всех его восьми членов (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) в Северную боевую группу. В настоящее время она включает в свой состав 1.600 военнослужащих из Швеции, 250 - из Финляндии, 150 - из Исландии и 100 - из Эстонии и Норвегии. Последняя в состав ЕС не входит, однако является членом НАТО. Штаб группы расположен в Швеции.
     Эти и другие факты свидетельствуют о том, что беспрецедентная военная экспансия и интеграция в арктической области осуществляются с такой головокружительной скоростью, что они в конце концов могут сделать процесс неуправляемым. И это в то время, когда клубок выдвигаемых территориальных притязаний на Арктику можно распутать мирно. Примером тому является подписанный между Россией и Норвегией договор о морских границах. В прошлом году две страны покончили с длившимся сорок лет спором по поводу 175.000 квадратных километров территории Баренцева моря, договорившись поделить спорный район пополам. В июле этого года соглашение вступило в силу. В результате каждая из стран получила возможность вести разведку нефти и газа в своей зоне и реализовать в ней собственные интересы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex