на главную страницу

31 Августа 2011 года

В иностранных армиях

Среда

Версия для печати

Бундесвер: последний призыв

Владимир СИДОРОВ.



Распространённая когда-то поговорка «Немец или в сапогах, или под сапогом», суть которой заключалась в том, что представители этой нации издревле любили военную службу и готовы были ради неё наниматься даже за пределами своей страны, похоже, окончательно уходит в небытие. Подтверждением тому являются реформы, которые в настоящее время проводятся в военной сфере Германии, в частности «приостановление» с 1 июля действия принципа всеобщей воинской повинности, на основании которого немецкая армия формировалась с небольшими перерывами 200 лет.


     Над радикальными изменениями вооружённых сил в Германии задумались давно. Их необходимость диктовали требования времени, когда бундесверу больше не нужно изображать «ударный кулак НАТО», а безопасности страны угрожает не широкомасштабная внешняя агрессия, а международный терроризм. «Терроризм, распад государств – вот вызовы будущего, против которых нам необходимо направить наши усилия», – заявила в этой связи канцлер ФРГ Ангела Меркель. Эти вызовы очень часто исходят из регионов, находящихся за пределами Европы, подчеркнула она. По этой причине за минувшие годы более 300 тысяч немецких военнослужащих приняли участие в зарубежных миссиях. «Задачи бундесвера существенно изменились, – отметила канцлер. – В этой связи необходимо изменить его структуру так, чтобы подготовить к поиску ответов на новые вызовы».
     Актуальность такой постановки вопроса подтверждает и тот факт, что сам бундесвер уже далеко не тот, каким был хотя бы лет двадцать назад. Так, немецкий еженедельник Wirtschaftswoche со ссылкой на данные Европейского оборонного агентства (EDA) написал 2 июня, что бундесвер – самая неэффективная армия в НАТО. По сведениям EDA, действия каждого немецкого солдата, принимающего участие в военных операциях за рубежом, обеспечивают в Германии 35 других военнослужащих, а также 15 гражданских служащих бундесвера. У британцев эти показатели составляют 16 военнослужащих и четыре гражданских, у французов – восемь военнослужащих и два гражданских. Участие одного военнослужащего в военной операции обходится бундесверу в 5,16 миллиона евро. Это примерно втрое больше, чем средний показатель по Евросоюзу. Эксперт Свободной демократической партии Германии по вопросам оборонной политики Кристоф Шнурр считает такое соотношение затрат и результатов «ужасающей диспропорцией». «Бундесвер до сих пор не реализовал концепцию своего превращения из застывшей танковой армии в высокомобильные вооружённые силы», – подчеркнул Шнурр.
     Во внутренних документах бундесвера, которые попали в распоряжение немецкой прессы, отмечается обеспокоенность командиров слабой подготовкой личного состава. В частности, офицеры указывают на низкий уровень огневой подготовки солдат. Сообщается, что военнослужащие не в состоянии обращаться со стрелковым оружием. Кроме того, у личного состава отсутствуют необходимые навыки для управления бронетранспортёрами в условиях центральноазиатского театра военных действий (Афганистан).
     В свою очередь, уполномоченный бундестага по делам бундесвера Райнхольд Роббе говорит, что его «угнетает плохое состояние казарм, низкая оплата ратного труда военнослужащих». По его словам, самые плохие условия прохождения службы – за рубежом, где не хватает современных казарм, душевых и туалетов. «Условия жизни в полевых лагерях в Киншасе просто ужасны, – сказал Роббе. – В палатках нет антимоскитных сеток, кругом плесень, после дождя по палаткам плавают фекалии. Оставляет желать лучшего состояние казарм и на западе ФРГ».
     Комментируя эти и другие заявления Райнхольда Роббе, германская газета «Альгемайне цайтунг» отмечала, что немецкая армия не готова к решению новых задач. «Солдаты бундесвера жиреют как на дрожжах, – пишет газета. – При этом они не выпускают из рук сигареты и дымят подобно заводским трубам. Их оснащение вызывает сожаление. Тот, кто с такой армией намерен участвовать в миротворческих миссиях по всему миру, вряд ли осознаёт ответственность. Задачи бундесвера полностью изменились со времени краха коммунизма. В новой ситуации вместо тяжёлых танков нужны доставляемые по воздуху вертолёты и бронетранспортёры. Ведь враг уже не наступает стройными дивизиями, а нападает мелкими группами из засады. Кто не понимает этого, тот играет жизнью мужчин и женщин в униформе».
     В числе недостатков бундесвера отмечалась и высокая забюрокраченность его руководства. Комиссия бундестага, которая занималась изучением вопроса проведения военной реформы, в своём докладе зафиксировала, что в министерстве обороны насчитывается 17 отделов и штабов, в которых занято свыше 3.000 человек. Причём более 2.500 работают в Бонне, где формально и находится штаб-квартира министерства, и ещё более 500 – в Берлине. «Необходимость согласования между различными действующими лицами и слишком многочисленными бюрократическими уровнями непомерно снижает скорость принятия решений в министерстве и бундесвере и затрудняет эффективное управление», – указывает в своём отчёте комиссия. Рецепт комиссии по реформе бундесвера был прост и радикален: резко, как минимум наполовину, сократить численность министерства и свести всех сотрудников в одном месте.
     Наконец, с каждым годом уменьшалось число немцев, желающих посвятить себя военной службе. Власти пошли на её сокращение с 12 до 6 месяцев, однако и это не изменило тенденцию к лучшему. По статистике министерства обороны ФРГ, в последние годы лишь 13 процентов призывников надевали военную форму, тогда как 32 процента отдавали предпочтение альтернативной службе. В 2009 году в ФРГ насчитывалось около 90,6 тысячи «альтернативных призывников».
     Учитывая эти и другие аспекты, было принято провести радикальную реформу бундесвера, положив в основу принцип «меньше, лучше, дешевле». Её результатом должно стать преобразование бундесвера в профессиональную, эффективную и относительно малочисленную армию, которая, по представлениям минобороны, в большей мере отвечала бы требованиям времени и надёжнее обеспечивала бы безопасность страны. В этой связи прежде всего спланировано постепенное сокращение вооружённых сил с нынешних 250 тысяч человек до 170 тысяч. Самым крупным сокращениям будут подвергнуты сухопутные силы, которые уменьшаются почти вдвое. Предполагается, что в бундесвере останутся 54.500 пехотинцев, один артиллерийский батальон, один полк ВДВ численностью 2 тысячи человек и три танковых батальона, в каждом из которых на вооружении будут стоять 44 тяжёлых танка «Леопард-2». Одобрено приобретение 405 боевых машин пехоты «Пума», которые до 2020 года должны заменить БМП «Мардер», стоящие в настоящее время на вооружении немецкой армии. Будет закуплено 311 противотанковых ракет Eurospike с перспективой возможного увеличения партии ещё на 1.160 единиц, бронетранспортёры «Боксёр» и другие виды военной техники и вооружений сухопутных сил. На вооружение ВВС поступят 31 многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon, средневысотные беспилотные летательные аппараты с большой продолжительностью полёта, в ВМС – новые боевые корабли и подлодки.
     Реформа предусматривает закрытие 10–15 мест дислокации воинских частей. А это ставит под угрозу 122 тысячи рабочих мест, занятых вольнонаёмными гражданскими лицами. Заработка лишатся многие работники закусочных, парикмахерских, булочных, иных предприятий, специализирующихся на обслуживании военнослужащих. В этой связи окончательное решение о закрытии конкретных военных городков примут осенью нынешнего года, после того как будут учтены все возможные последствия такого шага.
     Главной же особенностью нынешней реформы является приостановка всеобщей воинской повинности. При этом государство сохраняет за собой возможность призывать граждан на воинскую службу, но прибегнуть к ней оно имеет право лишь при возникновении реальной угрозы безопасности и суверенитету страны и на основании закона, который должен быть принят в этом случае. Для этого из нынешних 52 военкоматов останется лишь 10. Комплектоваться же бундесвер будет за счёт контрактников. Причём помимо профессиональных военных, решивших связать свою жизнь с армией, служить будут и те, кто пожелает исполнить свой гражданский долг. Для них в армии сохранено 5 тысяч мест.
     Юноши и девушки могут записаться в бундесвер, не связывая себя никакими обязательствами. Если служба им не понравится, они могут уволиться. Продолжительность добровольной службы – от года до 23 месяцев по выбору солдата. В первые шесть месяцев доброволец будет получать денежное довольствие в размере 800 евро. В течение остального срока службы – 1.100 евро в месяц. За службу за границей идут солидные надбавки. В Афганистане рядовой в зависимости от характера службы дополнительно получает до 3.500 евро в месяц, которые не подлежат налогообложению. До сих пор рядовые и ефрейторы срочной службы получали около 300 евро в месяц плюс 172 евро к Рождеству и 690 евро при увольнении в запас.
     3 января 2011 года в последний раз в бундесвер влились 12.150 новобранцев, призванных в обязательном порядке, а 4 июля уже первые 3.419 рекрутов, в том числе 44 женщины, вошли в казармы. В одной из них в Берлине их лично приветствовал министр обороны Томас де Мезьер, который поздравил новобранцев с началом службы в новых условиях. Он также сообщил, что в октябре службу начнут ещё полторы тысячи рекрутов. То есть будет выполнена поставленная им цель: к концу года набрать 5 тысяч солдат. Однако сделать это, по мнению наблюдателей, министерству обороны будет непросто.
     Желающих служить добровольно оказывается немного. Среди них почти нет высококвалифицированных специалистов, которые службе в армии предпочли работу в крупных концернах. В этой связи в военном ведомстве была создана рабочая группа, призванная повысить привлекательность службы в бундесвере. Для этого увеличивается численность офицеров-консультантов по вопросам службы в армии, то есть вербовщиков, задача которых состоит в том, чтобы представить службу в армии в самом выгодном свете. Особая роль в повышении престижа армии отводится СМИ, которые на положительных примерах должны убедить соотечественников в том, что служить в армии интересно и перспективно. Да и государство пошло на ряд серьёзных в этом плане мер.
     В частности, в армии можно будет бесплатно овладеть навыками вождения автомобиля и получить водительские права. Бундесвер обязуется за счёт средств госбюджета подготовить специалистов, которые могут быть востребованы на рынке труда. При этом речь идёт не только о профессии автомеханика, но и капитана торгового и пассажирского флота. Курс обучения рассчитан на 9 месяцев, по окончании которого выпускник обязан 10 лет прослужить в ВМС. Срок службы в бундесвере будет засчитываться в трудовой стаж для начисления пенсии. Военнослужащим-добровольцам предоставят скидки на билеты в театры и на концерты. Новобранцев надеются заманить перспективой получения высшего образования за счёт бундесвера. По окончании службы бывшим солдатам обещают льготы при зачислении в армейские вузы, где можно освоить 50 различных профессий – от инженера до политолога или журналиста, от программиста до туроператора. Два университета бундесвера – в Гамбурге и Мюнхене – готовят бакалавров и магистров по 20 направлениям.
     В поиске потенциальных солдат вербовщики свой взор обращают прежде всего на школьников со слабой успеваемостью, а также на тех, кто так и не получил свидетельство о среднем образовании. Именно на них ориентирован сайт Treff.bundeswehr.de, что можно перевести как «место встречи – бундесвер». Здесь есть весьма динамичные видеоролики с бодрым лейтмотивом, раскрывающим весь спектр мотивации добровольных рекрутов: «Бундесвер – это современный, привлекательный работодатель. В армии вы можете освоить профессию, которая пригодится и на «гражданке». И далее: «С самого начала обучения вы будете получать зарплату. Сделайте важнейший шаг в вашей жизни – присоединяйтесь к команде бундесвера... Бундесвер – это перспективная карьера».
     А подполковник Фальк Марш, перед которым стоит задача завербовать на военную службу 690 юношей и девушек в год, ездит в школы, техникумы и ПТУ на боевой машине пехоты «Фукс», что сразу же привлекает внимание потенциальных военнослужащих-контрактников. Директор школы Герольд Вендельгаcc не возражает против присутствия военной техники на дворе учебного заведения. Он рассматривает бундесвер как базовый инструмент обеспечения демократии. «Государству необходим такой институт, – считает директор, – а потому это мероприятие я рассматриваю не только как вербовку личного состава для бундесвера, но и как элемент уроков обществознания и политики».
     Пока подполковник ведёт урок, в фойе его подчинённые разворачивают мобильный стенд бундесвера. На перемене обер-штабс-боцман Франк Райельт рассказывает о профессиях, которые можно освоить в бундесвере.
     Немалый вербовочный ресурс, по мнению представителей министерства обороны, составляют женщины. Ныне службу по контракту проходят 16.900 женщин, которые допущены ко всем военных специальностям. Они управляют танками, истребителями, командуют взводами. В перспективе доля женщин в вооружённых силах страны может достичь 10 процентов. Для привлечения на службу женщин при казармах будут создавать детские сады. Командование бундесвера заявило о намерении принимать женщин на службу в элитный отряд специального назначения «Коммандо специалькрефте». Как заявил инспектор сухопутных сил генерал Ханс-Отто Будде, «без женщин спецназу не обойтись».
     Не исключена возможность приглашения в бундесвер и граждан из других стран. В бундесвере сейчас служат ливанцы, палестинцы, эритрейцы, вьетнамцы, выходцы с Арабского Востока. Мигранты идут в армию, так как военная служба в ФРГ хорошо оплачивается, что позволяет лучше обеспечить семью. Однако до сих пор закон о военной службе предписывал наличие немецкого гражданства для всех военнослужащих. За сохранения этого принципа многие выступали и при обсуждении проекта нынешней реформы. Например, Серкан Тёрен, отвечающий за политику интеграции во фракции СвДП, высказался против превращения армии в «Иностранный легион». «Кто присягнул немецкому флагу, тот должен быть гражданином Германии», – считает он. Тем не менее в документе сделана оговорка, открывающая дверь иностранцам: жителей других стран призывать можно, «если для этого имеется служебная потребность».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex