на главную страницу

31 Августа 2011 года

ХРАНИТЕЛИ ФЛОТСКИХ ТРАДИЦИЙ

Среда

Версия для печати

С океанским размахом

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



В библиотеке Дома офицеров Балтийского флота некоторое время назад состоялось открытие передвижной выставки Музея Мирового океана «Из истории водолазного дела в России».


     13 стендов рассказывали о первых шагах в развитии водолазного снаряжения, становлении водолазного дела в России, о Кронштадтской водолазной школе, экспедициях, подводных работах, об участии водолазов в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, о том, как героически устранялись последствия войны, о современном состоянии водолазного дела и деятельности 6-го отряда подводных работ...
     Эта выставка - лишь одна из многих акций, которые проводит Музей Мирового океана, отметивший в прошлом году своё 20-летие. Согласно его уставу музей, ставший одной из визитных карточек Калининграда, осуществляет научные исследования, является центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана. В музее создана единственная в стране Набережная исторического флота, у причала которой ошвартованы: самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь»; единственная в стране подводная лодка - музей на плаву Б-413; единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», имеющее музейную экспозицию; единственное в стране рыболовецкое судно-музей «СРТ-129». Набережная исторического флота протянулась до Санкт-Петербурга, где ошвартован старейший в мире ледокол «Красин», являющийся филиалом музея. На музейных судах представлена история исследования и освоения Мирового океана.
     Каждое из представленных в музее судов требует отдельного рассказа. Например, научно-исследовательское судно «Витязь» совершило 65 научных рейсов. С его борта измерена максимальная глубина (11.022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных - погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали учёные 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало во многих крупных международных проектах. Его принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. С «Витязя» начинался Музей Мирового океана, и он по-прежнему главный экспонат музея, основа Набережной исторического флота, самое большое по водоизмещению научно-исследовательское судно в мире, ставшее музеем...
     Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» в 2001 году было ошвартовано у причала Музея Мирового океана. Его постановка в городе Калининграде, возможно, спасла корабль от горькой участи остальных судов флотилии. НИС «Космонавт Виктор Пацаев» - свидетель значительных побед нашего государства в освоении космоса. Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полёты космических аппаратов. 24 ноября 1978 года на судне был поднят вымпел Академии наук СССР. До 1994 года судно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полётами спутников и межпланетных станций, для приёма и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт в акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащён универсальной телеметрической системой и специальной техникой.
     Уникальна и подводная лодка Б-413. Она сохранена в первозданном виде. Прочный и лёгкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота. На подлодке развёрнута экспозиция «Из истории подводного флота России», рассказывающая об основных вехах истории отечественного подводного флота.
     Эта субмарина была построена на Ново-Адмиралтейском заводе и спущена на воду в сентябре 1968 года. С 1969 по 1999 год она находилась в составе соединений Северного и Балтийского флотов. У музейного причала была ошвартована в июне 2000 года. Наружный вид лодки даёт представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации лёгкий корпус является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
     В носовой части лодки размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над лёгким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
     Посередине корпуса подлодки установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением лёгкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении. Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства: перископ атаки и зенитный перископ, антенны радиопеленгатора, радиолокационной станции, станции радиоразведки, устройство РДП (работа дизеля под водой). В корме находится отполированное кольцо комингс-площадки с входным люком. Эта площадка предназначена для посадки на неё подводных спасательных аппаратов в случае, если лодка потерпела аварию и потеряла возможность всплыть.
     Подводная лодка Б-413 имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвёртом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк...
     А вот «СРТ-129» - одно из отечественных рыболовецких судов послевоенного периода и единственное сохранившееся в Северо-западном регионе России. Заложенные ещё в 1939–1944 годах на верфях Германии рыболовные суда типа «логгер» и «логгер-траулер» были достроены в 1947–1949 годах в Германии и переданы Советскому Союзу в счёт репараций. Они предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов. В 1952–1953 годах на верфи «Нептун» (Росток) специально для Балтийского моря была построена небольшая серия модифицированных траулеров с клёпаным корпусом. Наряду с поставкой судов с клёпаными корпусами в 1949 году Министерство рыбной промышленности СССР заказало на верфях ГДР по тем же чертежам большую серию траулеров со сварным корпусом, в том числе и «СРТ-129».
     Суда этого типа в послевоенный период сыграли огромную роль в добыче рыбных ресурсов. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 1950-х годов в открытый океан, обнаруживая новые районы промысла. Именно на судах этого типа формировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11 процентов рыбных запасов всей страны. На СРТ внедрялись новые методы лова и хранения и переработки рыбной продукции. На базе СРТ было построено около 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана, например «Александр А. Ковалевский», «Академик Берг», «Миклухо-Маклай», «Шельф» и многие другие. Сегодня на борту «СРТ-129» создана музейная экспозиция, посвящённая истории рыбопромыслового флота России. В Калининграде она начинается с 1945 года. Средние рыболовные траулеры стали главными героями истории становления рыбной отрасли в Калининградском регионе. Они были первыми в широкомасштабном освоении дальних районов промысла, стали кузницей кадров для последующего перехода на более современные индустриальные методы рыболовства.
     Послевоенную Балтийскую базу советского рыбопромыслового флота составляли лишь 27 парусных судов и два мотобота. Со временем удобное положение порта Калининград, незамерзающий путь из Балтики в открытый океан, помощь всей страны, энтузиазм и героизм первопроходцев позволили создать здесь мощную рыбопромысловую отрасль. В 1990-х годах в Калининграде базировались 250 средних рыболовных траулеров.
     Маршрут экскурсии проходит через открытую палубу судна, носовой отсек с жилой каютой, трюм, салон команды, каюту капитана, ходовую и штурманскую рубки и заканчивается на шлюпочной палубе. В экспозиции «Пионеры океанического лова» ярко представлены история рыболовного промысла в России и в Калининградской области, работа средних рыболовных траулеров в океане, жизнь и труд рыбаков. Среди экспонатов - макеты тралов, фрагменты разноячеистых сетей, из которых делались различные орудия лова, канаты, кухтыли, карты основных районов промыслов.
     В ходовой рубке установлены приборы и устройства управления судном - основной прибор гирокомпаса «Амур», рулевая колонка со штурвалом, индикатор радиолокационной станции «Донец-2», машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор поискового эхолота «Лещ», пульт радиостанции «Корабль-3». В штурманской рубке - радиопеленгатор «Рыбка» и индикатор навигационного эхолота «НЭЛ-5»; в радиорубке - радиоприёмник «Волна-К», передатчики различной модификации и назначения, пульт управления сигнальными огнями; на верхнем мостике - рамочная антенна радиопеленгатора, плоская антенна радиолокационной станции, нактоуз главного путевого компаса.
     Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Основной же функцией парусов была стабилизация судна на воде при работе с дрифтерными сетями. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (стаксель) - на грот-мачте.
     Работы на СРТ прекращались лишь при волнении 7–8 баллов, а во время путины, несмотря на шторм, продолжались до полного наполнения трюмов рыбой. На палубе и сейчас представлен рыбодел, на котором обрабатывалась рыба. Работа экипажа рыбопромыслового судна имела особую специфику. Выполнение плана требовало совместных, отлаженных действий всех служб. Работу осложняла сильная качка (из-за малых габаритов судов), условия труда были сложные - это работа на открытой палубе, зачастую в штормовых условиях; во время путины рабочая вахта рыбаков длилась «до последней обработанной рыбы» - по 12–18 часов. Суровые штормы зачастую выводили СРТ из строя, бывали трагические случаи. Всего в эти годы в море погибли 10 рыболовных траулеров типа СРТ и более 1.500 рыбаков. В экспозиции представлены подлинные свидетельства героического рыбацкого труда: фотографии, архивные документы, дипломы, грамоты, награды...
     В состав музейного берегового комплекса в Калининграде входят: главный корпус, где представлена экспозиция «Мир океана. Прикосновение...» с удивительными морскими аквариумами, коллекциями раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, крупнейшим в стране скелетом кашалота; экспозиционно-выставочный корпус «Морской Кёнигсберг - Калининград»; выставочный корпус «Пакгауз» и другие объекты.
     Музею Мирового океана принадлежит возрождённый памятник архитектуры XIX века «Королевские ворота», в котором разместилась экспозиция «Великое посольство». В торжественном открытии историко-культурного центра принимал участие Владимир Путин. В 2007 году музею передан памятник архитектуры XIX века «Фридрихсбургские ворота».
     Музей динамично развивается - коллегией Министерства культуры России была одобрена концепция развития Музея Мирового океана до 2012 года, которая предусматривает строительство океанариума, организацию филиалов в Балтийске, Светлогорске и Архангельске. Реализация концепции будет способствовать увеличению количества посетителей, а значит, всё больше граждан страны будут интересоваться историей нашей морской державы.
     Одной из инициатив директора музея Светланы Сивковой стало создание в 2009 году ассоциации «Морское наследие России», объединившей всех, кто заинтересован в сохранении, изучении и популяризации морской истории страны. Результаты деятельности музея оценены на высоком уровне. Так, на XI Всероссийском музейном фестивале «Интермузей-2009» Музей Мирового океана был признан лучшим в России и завоевал Гран-при, за развитие патриотического направления музей был награждён дипломом и почётным знаком «За патриотическое воспитание», за вклад в развитие подводной археологии музею была вручена Российская национальная премия «Подводный мир - 2010». Ресурсный потенциал музея, геополитическое положение Калининградской области определяют миссию и статус музея как структуры регионального, общероссийского и международного значения. Миссия Музея Мирового океана - всестороннее представление музейными средствами океана как планетарного феномена и великой роли российского народа в его освоении, формирование у посетителя целостного мировоззрения через осознание богатейшего ресурса Земли - океанского пространства, разделяющего страны и народы, и одновременно связывающего их.
     

     

     На снимках: научно-исследовательское судно «Витязь»; центральное здание Музея Мирового океана в Калининграде.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex