на главную страницу

3 Сентября 2011 года

Ветераны

Суббота

Версия для печати

Здравствуй, бриллиантовая...

Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Моему сослуживцу генерал-майору в отставке Ширшову Георгию Михайловичу, в настоящее время работнику Всероссийского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности, почётному нефтехимику СССР, – 84 года, а его супруге Надежде Тимофеевне, бывшей учительнице русского языка и литературы, – на три года меньше. И они только что отпраздновали бриллиантовую свадьбу. 60 лет вместе!

     В суете сегодняшних дней мы нередко проходим мимо таких событий, не задумываясь, что сие значит. А почему?
     Может, потому, что их, таких свадеб, не так много ныне. Я это не к тому, что все должны стройными парами брать «бриллиантовый рубеж». Жизнь многообразна – и по возрасту, и по велению или неудачливости судьбы. Многие просто не доживают до «золотой», а то и до «серебряной». Но речь о том, что в нашей нынешней жизни вообще очень быстро стали распадаться браки. Расходятся, казалось бы, нашедшие друг друга молодожёны. Вроде бы в сравнении с прошлым жизнь им благоприятствует: свобода выбора, устремлённые планы на будущее. Прекрасные свадебные обряды – невесты в белоснежных платьях, мчащиеся красивые лимузины с разноцветными шарами, воодушевляющее окружение родственников и друзей, треск фото- и киноаппаратов. А во многих случаях – венчание в церкви, где на вопросы священника: «Берёшь себе в жёны... в мужья...» – с готовностью и блеском в глазах следует ответ – «Да!» – и кто-то ещё прибавляет: «Навсегда!» Казалось, всё говорит о грядущем счастье и, как полагается, продолжении рода человеческого...
     Но, увы, далеко не всегда браки, заключаемые, как говорят, на небесах, становятся земным раем. Статистика свидетельствует, что почти половина их в нашей стране распадается где подобру-поздорову, а где со скандалами и скрупулёзной делёжкой имущества.
     Я это вступление сделал с возвращением к началу очерка, глядя на шестидесятилетние «бриллиантовые» итоги жизни моего товарища Георгия Ширшова и его супруги. Их пример, по-моему, другим наука...
     Он родом с Урала, из небольшого городка Троицка, на фронт не попал, хотя и рвался, – одного года не хватило. Но окончил школу авиамехаников в Магнитогорске, послужил на аэродромах в Энгельсе, Риге и поступил в Черновицкое военно-техническое училище. Учёба у уже «засвинцованного» авиамеханика шла успешно, а на последнем курсе на танцах в училище познакомился со студенткой третьего курса мединститута Надей, дочерью погибшего в первые дни войны на границе командира противотанкового полка Тимофея Парфенюка. Девушка была симпатичная, обаятельная и скромная. Вот она и заронила искру в сердце курсанта. Подружились, ходили в кино и театры. Объяснились... Решили пожениться.
     Возникло, правда, препятствие. В то время курсантам даже последнего курса жениться запрещалось. Тогда Георгий, старший сержант, отличник учёбы, пишет рапорт командиру взвода, тот ходатайствует по команде перед командиром батальона, а последний – перед начальником училища полковником Иваном Лашко. И он, кстати, знавший Ширшова, начертал: «Разрешаю».
     Этот рапорт до сих пор хранится у супругов. И, конечно, помнится свадьба: в окружении десятка товарищей и подруг Надежды и командира взвода.
     Вскоре был выпуск, на погонах засверкали «путеводные звёздочки», в кармане – диплом и направление в Северный военный округ. Первая лейтенантская фотография с женой. С переживанием, но сорвалась с третьего курса мединститута Надежда. Как говорится, куда иголка, туда и нитка...
     Забегая вперёд, скажем, что за служебным ростом Георгия – инженер в Службе горючего, учёба в Военной академии тыла и транспорта (окончил с золотой медалью) – не хотела отставать и Надежда. Заочно окончила педагогический институт и стала преподавателем русского языка и литературы. В общем, дополняя друг друга, соединились физик и лирик...
     И покатили по городам и весям. Так, проходя службу в течение шести лет в Грозном, Георгий углублялся в совершенствование качества топлива и имел успех – получил несколько патентов. А Надя тем временем в классах не просто рассказывала чеченским школьникам о перипетиях чувств Наташи Ростовой и подвигах героев «Молодой гвардии», а, сама пережившая войну, потерю близких людей, старалась проникнуть в души учеников и возвысить их. Они отвечали ей любовью. Прошло более полувека, а ученики до сих пор шлют ей поздравления с днём рождения из Грозного, Самары. А к 80-летию доставили букет от чеченской женщины из Лондона...
     Можно ещё заметить, что в тех гарнизонах, где не было места в школе, Надежда с удовлетворением работала медсестрой – трёх курсов мединститута хватало.
     Не успел Ширшов попасть на фронты Великой Отечественной, но война достала его в мирное время. Два года во Вьетнаме, где попадал в боевые переделки, в Эфиопии в период её войны с Сомали и полной мерой – в Афганистане. Разлуки с Надей были долгие и, конечно, нелёгкие, Георгий рано поседел. Но они и на расстоянии всегда оставались вместе.
     За 60 лет офицерская семья сменила 7 городов и 11 квартир. За нескончаемыми делами как-то некогда было заниматься собственным благоустройством. Правда, своими руками Георгий Михайлович построил небольшой домик на шестисоточном садово-огородном участке. «По курортам не разъезжали, – улыбается генерал, – нам нравится своя так называемая дача...» До сих пор водит машину.
     Вырастили сына Александра, который три года отслужил в морфлоте и окончил Московский авиационный институт, сейчас работает по специальности.
     А Надежда Тимофеевна помогает растить правнучку Катю.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex