на главную страницу

7 Сентября 2011 года

Кавказская линия

Среда

Версия для печати

На южных рубежах

Юрий Бородин, «Красная звезда». Фото автора.



«Граница на замке». Эта фраза нам известна с детства. Без надёжного замка на своих рубежах государство не в силах обеспечить безопасность и спокойствие своих граждан. В Дагестане, который имеет не только внутренние, административные, но и внешние границы с Азербайджаном и Грузией, пограничникам приходится работать особенно напряжённо. Наш сегодняшний рассказ – о сотрудниках Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, которое возглавляет генерал-майор Иван АГЕЕНКО.

     
На суше...


     Дагестан давно уже стал южным форпостом России. В республике представлены все возможные виды государственной границы протяжённостью более тысячи километров, проходящие как по суше, так и по морю. И контролировать их приходится самыми разными способами. Вот и усилия сотрудников КПП «Махачкала-аэропорт» направлены на это.
     – Террористы и боевики? Да нет, у нас всё больше контрабандисты и лица, пытающиеся проскользнуть мимо нас по поддельным или чужим документам, – рассказывает начальник названного КПП майор Виктор Хасанов. И приводит примеры: в 2010 г. была обнаружена контрабанда на сумму свыше 8 млн. рублей. Тогда при досмотре самолёта, прибывшего из Объединённых Арабских Эмиратов, в технологических нишах туалетов было выявлено более 1 тысячи мобильных телефонов, 30 игровых приставок Sony-PSP и 2 свёртка с игровыми приставками. В этом году было пресечено ещё несколько попыток незаконно ввезти в нашу страну различную контрафактную продукцию – от спиртных напитков до электроники.
     А старший лейтенант Сергей Прокошин – заместитель начальника КПП «Махачкала-аэропорт» – в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» останавливается на многочисленных попытках пересечь госграницу по недействительным документам. Среди нарушителей и граждане России, и представители других государств. Поддельные, просроченные или даже чужие документы – вот с чем приходится сталкиваться пограничным нарядам. В 1-м квартале 2011 г. в пунктах пропуска задержаны 6 нарушителей государственной границы, выявлено и не пропущено через границу свыше 140 лиц без документов либо с недействительными документами, а также более 100 граждан, которым не разрешён въезд в Российскую Федерацию. Кроме того, в ходе оперативно-служебной деятельности выявлено и изъято более 17 кг наркотических веществ, свыше 600 шт. различных боеприпасов.
     И майор Хасанов, и старший лейтенант Прокошин – из пограничных династий. При этом нисколько не жалеют, что служат именно на этом пограничном пункте. Может быть, здесь нет романтики горных погранзастав, зато в избытке работы с людьми. Особенно много приходится работать пограничникам в «сезон». Например, во время ежегодного хаджа. В это время в разы увеличивается количество вылетов. Да и самих паломников в здании аэровокзала собирается множество. В прошлом году за месяц через КПП прошло порядка 14 тыс. человек, в то время как в среднем их число как минимум втрое меньше. Особое внимание – на документы. Ведь их перечень для каждой страны – особый. Одним профессионализмом сотрудников в этом случае не обойтись. Контролёры вооружаются не только знаниями, навыками и интуицией, но и современной техникой. Очень помогает и информационная база, над которой «колдует» инженер КПП лейтенант Артём Антонюк. Кстати, в ходе недавней московской проверки «вотчина» офицера была названа одной из лучших на территории Дагестана.
     Рассказывая о «зелёных фуражках», принято наведываться на заставы. Но мы решили изменить журналистской традиции. И отправились в гости к казакам, которые испокон веков несли службу на границе. Отрадно, что в последние годы эта традиция активно возрождается. В том числе и в Дагестане, где налажено продуктивное взаимодействие между пограничниками и местными казаками.
     Принятие Федерального закона «О государственной службе российского казачества» позволило призывать казаков на государственную службу. После чего в ряде российских регионов – там, где сохранилось компактное проживание казаков, – они начали привлекаться к оказанию помощи в охране рубежей нашей Родины. В Дагестане казаки и пограничники начали активно сотрудничать ещё несколько лет назад, после того как в ходе встречи руководства Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан с делегацией Кизлярского приграничного окружного казачьего общества Терского казачьего войска был подписан договор «О привлечении к охране Государственной границы Российской Федерации Терского казачьего войска». Он предусматривал широкое взаимодействие пограничников и казаков. В частности, было решено формировать добровольные казачьи дружины, целью деятельности которых и стала помощь пограничным подразделениям.
     Тогда же был подписан план совместной работы, которым предусматривалось совместное участие казаков и пограничников в мероприятиях военно-патриотического воспитания молодёжи. На участке Погрануправления ФСБ России по Республике Дагестан действует Кизлярское окружное казачье общество Терского казачьего войска, которым руководит атаман Николай Спирин. Пограничники совместно с казаками организуют военно-спортивные игры по типу «Зарницы», проводят показные занятия и стрельбы из боевого оружия для юных казачат. И уже в казацком активе – совместная работа по выявлению и задержанию нарушителей пограничного режима, специальные оперативно-профилактические мероприятия по охране биоресурсов Каспийского моря. Кроме того, казаки взяли шефство над заставой «Новотеречная», где большая часть военнослужащих-контрактников – казаки.
     – Наше сотрудничество продолжается вот уже более 12 лет. За это время десятки казаков отслужили по призыву на заставах Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан. Многие из них затем продолжили службу. Вот и сегодня 12 казаков служат в нашем погрануправлении на контрактной основе, – сказал «Красной звезде» атаман Спирин.
     Впрочем, призывники из Кизлярского особого приграничного округа Терского казачьего войска (КОПОКО ТКВ) служат и в других частях, в том числе в армейских. Так, 16 выпускников детско-юношеского военно-патриотического клуба «Патриот», созданного при КОПОКО ТКВ, проходят службу по призыву в Вооружённых Силах России. Причём 13 из них служат в Будённовской отдельной мотострелковой бригаде, носящей почётное наименование «казачья». Немало новобранцев из Кизлярского района служат и в подразделениях внутренних войск МВД РФ, МЧС и других силовых структурах. По мнению первого заместителя начальника управления генерал-майора Александра Эктова, подобное взаимодействие между российским пограничным ведомством и казачеством должно продолжаться. Ведь оно обоюдовыгодно. И важно. Особенно в Северо-Кавказском регионе, до полной стабильности в котором пока далеко.
     
...и на море

     Каспий ласково накатывал волны на берег. Утомлённые жарой горожане спешили на пляж – поскорее сбросить с себя одежду и забраться в воду. Море так и манило забыть обо всём... Однако на КПП «Махачкала-морской порт» расслабляться нельзя ни на минуту. Ведь именно здесь осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и грузов.
     Махачкалинский порт разделён на две части – нефтеналивной и грузовой районы. Сухогрузная гавань почти на 80 процентов занята отправкой экспортного товара. Поэтому основная нагрузка приходится на нефтеналивную гавань, куда приходят российские, азербайджанские и казахстанские танкеры. Выкачиваемая из их резервуаров нефть идёт на расположенную рядом нефтебазу, а оттуда – на Новороссийск и в Европу.
     Приходящим из-за кордона судам пограничники уделяют особое внимание. Непосредственно с грузом они не работают (их задача – проверка документации). Определить её подлинность – задача не из лёгких. Поэтому здесь трудятся опытные контролёры, такие как прапорщики Виктор Кожин, Сергей Васильев, Руслан Мамаев, Айшат Гасангусейнова и Виктория Щербанюк. На вооружении пограничников – специальные технические средства паспортного контроля. А ещё опыт и знания. Сложные задачи стоят и перед сотрудниками, осуществляющими досмотр судов. «Прошерстить» огромное судно за короткий временной промежуток – дело непростое. Ведь пограничники призваны пресекать поставки контрабанды и транспортировку наркотиков, а также укрытых в закоулках нарушителей. В ход идут специальные приспособления для обнаружения тайников. Впрочем, лучшим средством для этого является профессионализм пограничников. В этом особенно преуспели прапорщики Владимир Сухоруков, Марат Муртазалиев и Андрей Сараев. Неудивительно, что именно на КПП «Махачкала-морской порт» в апреле прошлого года был обнаружен тайник, в котором находились 14 кг опия-сырца и контрабандный товар. И это не первое задержание наркотиков в этом пограничном пункте. Как подчеркнул временно исполняющий обязанности начальника названного КПП майор Дмитрий Телюк, в Махачкалинском морском порту работают высококлассные специалисты, которым под силу решать все поставленные перед ними задачи.
     Это только на первый взгляд у сотрудников КПП «Махачкала – морской порт» курортные климатические условия. На самом деле это не так. Солёный воздух, например, почти вдвое сокращает срок службы спецтехники. Ремонтировать её часто приходится своими силами. И здесь не обойтись без техников пограничного пункта старших прапорщиков Руслана Гарунова, Арсена Гаджиева и Евгения Жаркова, прапорщиков Умара Габекова и Наримана Абдуллаева, которые порой демонстрируют чудеса инженерной мысли.
     Впрочем, службу на море несут не только сотрудники названного КПП. Не меньше забот и у морских пограничников. Ведь им приходится выявлять и задерживать как нарушителей пограничного режима, так и браконьеров. К примеру, уже в первые дни операции «Путина-2011» было вытравлено свыше 40 тыс. м сетей, изъято около 500 кг водных биоресурсов, более 30 экземпляров рыб осетровых пород выпущено обратно в воду. Всего же в ходе названной операции пограничники вытравили более 150 тыс. м сетей, уничтожена 21 браконьерская база, изъято около 3.800 кг рыбы осетровых видов и свыше 2.000 кг рыбы частиковых пород и других морепродуктов. Что касается итогов прошлого года, то они ещё более солидные: 4 судна задержаны, изъято около 200 маломерных плавсредств, более 340 тыс. м браконьерских сетей, свыше 18 тысяч тонн незаконно добытых морепродуктов.
     Для эффективного решения задач используются современные методы противодействия нарушителям. Например, применение разведки с воздуха с использованием беспилотных летательных аппаратов. В оперативно-профилактических мероприятиях по охране водных биоресурсов в акватории Каспийского моря участвуют силы и средства подразделений береговой охраны Погрануправлений ФСБ России по Республике Дагестан, Республике Калмыкии и Астраханской области, Регионального управления береговой охраны Погранслужбы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, подразделения федеральных органов исполнительной власти Дагестана, решающих задачи в пограничной сфере.
     – Работы нам, конечно, хватает. Но, к счастью, размах браконьеров заметно скромнее, чем ещё несколько лет назад, – отмечает исполняющий обязанности командира отряда пограничных сторожевых кораблей капитан 1 ранга Михаил Рябов.
     Сказались усилия морских пограничников, а также их перевооружение. Сегодня в море выходят не только катера и корабли с солидным стажем, но и современные катера проекта «Мангуст» (самые быстроходные в своём классе). От них «убегать» не пытаются даже скоростные лодки и катера.
     А вот на траление сетей по-прежнему выходят «старички» – катера проекта «Сайгак». Сами морские пограничники при упоминании этого проекта вспоминают слова Валентина Пикуля, сказанные о минных тральщиках: «Скромные пахари моря». Вот «Сайгаки» и есть эти самые «пахари». И работу свою они делают на совесть. Между экипажами катеров существует даже некая соревновательность. Но наиболее успешно действует подразделение мичмана Александра Фунтикова. Стараются не отставать от передовиков и их сослуживцы. В итоге многие пограничники отмечены или представлены к награждению ведомственными наградами – медалью «За отличие в охране государственной границы» и знаком «Отличник пограничной службы», именным оружием, ценными подарками.
     Впрочем, браконьеры тоже не лыком шиты – в море они выходят не только на современных плавсредствах, но и используют во время незаконного лова хитроумные приборы. Это и эхолоты, и навигаторы, и средства связи. Незаконный лов морепродуктов напоминает порой хорошо подготовленную спецоперацию, в которой задействовано несколько звеньев: те, кто проводит разведку, кто отвлекает, кто снимает рыбу с сетей. Пограничники признаются, что подчас на глаза наворачиваются слёзы, когда при тралении сетей доводится вытаскивать больших икряных рыбин. Большая часть их погибает...
     – Нарушители пограничного режима и контрабандисты – это тоже наши «клиенты», – поясняет капитан 1 ранга Михаил Рябов.
     В ходе всё той же «Путины-2011» было задержано 67 нарушителей пограничного режима. А осенью прошлого года морские пограничники пресекли дерзкую попытку незаконного перевоза через границу крупного груза контрабандных товаров из Азербайджана. Тюки с задержанной одеждой и обувью весили ни много ни мало 6 тонн. И подобные задержания, пусть и не столь крупные, случаются регулярно.
     ...Граница – на замке. А ключи от него – в надёжных руках. Я в этом убедился лично. Это особенно важно для такого непростого региона, как Дагестан.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex