на главную страницу

7 Сентября 2011 года

«Спасская башня»

Среда

Версия для печати

На Красной площади – оркестры

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.




     Четвёртый по счёту Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», который проходил в Москве в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с 31 августа по 4 сентября, стал в очередной раз настоящим символом «музыкальной дипломатии» России. На Красной площади выступили более 20 оркестровых коллективов из 14 стран Европы, Азии и Северной Америки: России, Норвегии, Испании, Бельгии, Мексики, Китая, Италии, Швейцарии, Великобритании, Иордании, Пакистана, Греции, Франции, Украины. А всего в этом музыкальном шоу приняли участие более полутора тысяч военных музыкантов и артистов. С российской стороны свое мастерство зрителям продемонстрировали в том числе Президентский оркестр, Президентский полк, Центральный военный оркестр Министерства обороны, Сводный оркестр Московского гарнизона Минобороны РФ, Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища, Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ им. Н.А. Римского-Корсакова.
     Заметим, что за время существования фестиваля на нём уже выступили более 50 оркестровых коллективов из 27 государств мира.
     Название фестиваля связано со Спасской башней неспроста. Башня получила своё название в 1658 году в честь иконы Спаса Смоленского, установленной над её воротами. Здесь, у парадных ворот Московского Кремля, встречали иностранных дипломатов все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича. Символично, что замурованная в XX веке надвратная икона была найдена под слоем штукатурки, отреставрирована и незадолго до открытия фестиваля «Спасская башня» прошлого года вновь открыта в присутствии Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, совершившего торжественное освящение иконы.
     Исключительную грандиозность этому музыкальному «сражению» оркестров армий разных стран за любовь и восторги зрителей придаёт то, что проходит оно на фоне величественных древних стен Кремля. «Обычно такие фестивали проводятся на стадионах, на территориях старинных замков, но нигде больше - на главной площади страны. Так что статус «Спасской башни» можно определить как государственный. Сама архитектоника Красной площади - это потрясающее, ни с чем не сравнимое поле действия. Фестивальная «сцена» представляет собой редчайший историко-культурный памятник, аналог которому трудно найти или создать декоративным путем. Мы стараемся по максимуму использовать эти уникальные возможности: бой курантов на Спасской башне, Кремлёвскую стену, красоту храма Василия Блаженного... Красная площадь предполагает очень хорошее резонирующее звучание», - о таком отличии фестиваля в России от подобных ему рассказывает музыкальный руководитель фестиваля, начальник военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Халилов. Именно он в своё время инициировал проведение в России такого военно-музыкального спектакля-шоу, и наша российская «Спасская башня» вступила в строй международных военных фестивалей.
     По сравнению с другими милитари-шоу в мире, наше ещё совсем юное, но сразу взяло такую высокую ноту, что Россия стала полноправным участником Международной ассоциации IATO, основной вдохновительницей движения Military Tattoo. Важно и то, что в нашей стране традиционно сильна школа духовой музыки, поэтому и фестиваль у нас год от года становится интереснее и масштабнее, всё больше оркестров мира стремятся на него приехать.
     Символ фестиваля «Спасская башня» 2011 года - фарфоровый гренадёр-трубач в мундире Преображенского полка. Статуэтка работы Михаила Шемякина изготовлена по специальному заказу Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге. В основе работы образ Щелкунчика, созданный художником для постановки одноимённого балета П.И. Чайковского в Мариинском театре. Десять лет назад Михаил Шемякин по просьбе Валерия Гергиева обработал либретто и создал оригинальную концепцию, возвращающую балетной сказке дух немецкого романтика Гофмана. Щелкунчик в постановке Шемякина - это обаятельный герой, покоряющий сердца своим бесстрашием и галантностью.
     Передать торжественность атмосферы каждого из представлений сложно. Конечно, можно представить по телевизионной трансляции действа. Но для того чтобы понять, насколько великолепно сбалансирована вся режиссура праздника, как органично вписано представление в сценографию площади, надо побывать здесь самому.
     Вот фанфары в исполнении суворовцев Московского военно-музыкального училища и Российского Рогового Оркестра возвещают открытие шоу. Выступление роты специального караула и Кавалерийского почётного эскорта Президентского полка службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны РФ задают особый темп всему действу.
     Российский роговой оркестр - музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, явление уникальное. Аналогов исполнения роговой музыки в мире до сих пор не существует. Но подвижники сумели возродить утраченную традицию исполнения исконно русской музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине XVIII века во времена императрицы Елизаветы Петровны. Этот оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. Только при полном взаимодействии высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя служит залогом успеха всего коллектива. Звучание этой музыки подобно органу.
     «Спасская башня» - это на самом деле уникальная возможность для России познакомиться с культурными военно-музыкальными традициями чуть ли не всех государств мира.
     Совершенно покорили зрителей Королевский оркестр Гвардии Его Величества и церемониальный взвод из Норвегии. Он состоит исключительно из солдат и сержантов срочной службы, и для многих из них служба заканчивается именно в момент их выступления на Красной площади России. И надо слышать, с каким волнением и уважением к нашим традициям они по завершении своего выступления исполняли на великолепном русском марш «Прощание славянки». Кстати, норвежские гвардейцы считаются одними из лучших в формате международных военно-музыкальных фестивалей Military Tattoo.
     Секретный корпус барабанщиков Швейцарии поддержал «музыкальный пульс» фестиваля своим, особенным, ритмом. Барабанная дробь базельских музыкантов происходит от военной дроби швейцарских солдат Средневековья. Конечно, сегодня они звучат более современно и мелодично, с привнесением неких «спортивных» элементов: жонглирования палочками, «дуэли барабанщиков», размахиванием флагами...
     Культурная группа Ши-Хо из Сианя (Китай) своей настоящей музыкой-молитвой давали некий духовный настрой всем участникам действа. А само красочное шоу в исполнении китайской труппы поразило сложностью акробатических трюков. Здесь надо учитывать и то, что покрытие Красной площади - это неровная брусчатка, а не асфальт. В основе искусства Ши-Хо лежат тысячелетняя история и богатая народная культура Китая, представляемая на традиционных и религиозных празднованиях.
     И конечно же, как всегда, просто «взрывали» Красную площадь овациями юные суворовцы из Оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища. Чётко отработанный алгоритм исполнения ими оригинального музыкального попурри вроде бы и не предполагает импровизации, но позволяет чувствовать себя даже на такой неординарной сцене уверенно и играть «на кураже» - свежо и нетривиально. Отмечу, что когда ребята играли знаменитое «Время, вперед!», мне почему-то так и представлялась к этой музыке речёвка: «Россия, вперёд!». «Музыка удваивает, утраивает армию», - говорил некогда генералиссимус Суворов. И когда слышишь наши военные марши в исполнении юных музыкантов, понимаешь, где ещё хранится секрет славных побед полководца.
     Оркестр испанской королевской гвардии порадовал всех блестящим исполнением знаменитого пасодобля. Название «Paso Doble» на испанском языке означает «два шага». Это связано с маршевым характером танца на счёт «раз, два» или «левой, правой». Первое название танца - «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль один из многих испанских народных танцев, в котором отражены различные стороны испанской жизни. Кроме того, в нём есть некоторые элементы боя с быком. Здесь герои - тореро и его плащ, а характер музыки соответствует процессии перед корридой.
     Неповторимое звучание волынок, свойственное родоначальникам Military Tattoo, привнесли в атмосферу представления Оркестр королевского артиллерийского полка Великобритании и Оркестра вооруженных сил Иордании, созданный в 1921 году.
     У каждого оркестра был свой, неповторимый «музыкальный пульс» своей страны.
     Музыканты из Оркестра министерства обороны Пакистана подарили гостям фестиваля все оттенки красочного фьюжн - от музыки до оформления выступления. Фьюжн - это сочетание нескольких традиций, когда присутствует много вещей с восточным колоритом, когда сочетается, казалось бы, несочетаемое.
     Дала мастер-класс Историческая группа уличных флагоносцев из итальянского города Кори. Итальянские сбандьератори просто восхитили необычным действом - филигранной техникой средневековой «игры флагов». Кстати, раньше такая игра флагов была настоящей военной азбукой: так передавали сообщения в войска.
     Марширующий оркестр «Ягуарес де ла Тамайо» и фольклорно-танцевальный ансамбль «Тенохтитлан» из Мексики показали настоящий драйв, совершив музыкальный марш-бросок по Красной площади. Кстати, своё название ансамбль получил в честь древнего ацтекского города, на месте которого был основан современный Мехико.
     Марши Оркестра военно-воздушных сил Греции, отмечающих в этом году своё столетие, органично сочетаются с российскими военными маршами. А когда греческие оркестранты сплясали в сердце нашей столицы зажигательное сиртаки, то казалось, что помогали им даже на зрительских трибунах! И было интересно наблюдать, как греческие и позже украинские музыканты (Национальный президентский оркестр Украины) состязались в пластике движений.
     Королевский оркестр бельгийских проводников показал, как можно утончённо исполнять симфоническую музыку.
     Духовой оркестр пехотинцев из Лекко (Италия) - духовой оркестр берсальери «Гульельмо Коломбо». Он был создан в 1997 году в честь стрелка Гульельмо Коломбо, в 1926 году создавшего стрелковое отделение. Берсальери - это военное итальянское подразделение, ранее принимавшее участие в вооружённых конфликтах и партизанских войнах. Коллектив отличается созвучием энергии движения и исполняемой ими музыки.
     Оркестр Иностранного легиона Франции, исполнившего свой знаменитый марш, на ответственном выступлении по традиции поддерживает их знаменитая соотечественница певица Мирей Матье, которая уже стала музыкальным символом фестиваля. В нашей стране она - своя. Недаром Мирей награждена почётным знаком «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». Бурю оваций вызвала песня, исполненная а капелла на великолепном русском языке, «Не уезжай, ты мой голубчик». Не менее впечатляюще звучали и композиции на французском языке.
     Органичное сочетание военной, классической, народной и эстрадной музыки, парадные дефиле военных оркестров и танцевальные шоу, показательные выступления с оружием, лазерные и пиротехнические эффекты - всё это делает фестиваль «Спасская башня» одним из самых ярких и запоминающихся зрелищ года. Истинным украшением финала каждого представления было (благодаря искусным световым 3D-инсталляциям) превращение собора Василия Блаженного в переливающуюся всеми цветами радуги невиданной красоты шкатулку.
     Как запоминается в разговоре последняя фраза, так и финал каждого представления запомнится тем, кто его видел, навсегда. Когда на Красную площадь одновременно выходят до полутора тысяч музыкантов и в едином строю исполняют «Оду к радости» Бетховена и торжественную увертюру «1812 год» Чайковского, то остаться равнодушным просто невозможно. Управлять сводным фестивальным оркестром на самом деле очень сложно, но генерал-лейтенант Валерий Халилов справляется с армией музыкантов безупречно.
     В этом году в рамках фестиваля все желающие могли бесплатно посетить выступления наездников Кремлёвской школы верховой езды. На специально построенном манеже воспитанники и мастера КШВЕ демонстрировали зрителям программу «Возрождая традиции». Также на фестивале показывали своё мастерство лучшие бариста мира - специалисты по приготовлению кофе. Любопытно, что они изобрели посвящённый «Спасской башне» официальный кофейный напиток под одноимённым названием. Уже традиционно в День города на этот раз в парке усадьбы «Коломенское», состоялся благотворительный концерт российских и зарубежных участников фестиваля. Своё мастерство жителям и гостям города показали более 700 человек из подразделений почётной охраны глав государств, а также ведущие военно-оркестровые и творческие коллективы России и зарубежья.
     Отметим, что в этом году фестиваль поддержали Ростехнологии, Рособоронэкспорт, Транснефть, Лукойл, Банк Москвы, Внешэкономбанк, Уралсиб, Газпром и другие крупные компании. Партнёры «Спасской башни» с большим вниманием относятся к событиям подобного масштаба и видят в их поддержке социальную ответственность бизнеса.
     А фестиваль в этом году увидели более 40 тысяч человек (с учётом Интернета и телевизионной аудитории - более 250 миллионов).
     Кстати, каждый наш фестиваль посвящён какому-либо историческому событию. Нынешний был связан с празднованием 300-летия Военно-оркестровой службы России. Три века назад Пётр I приказал для поднятия воинского духа всем пехотным полкам создать свои оркестры. В них должны были входить один гобоист-иностранец и восемь гобоистов-русских. А помимо оркестра - 16 барабанщиков для сигнальной службы. Заложенные царём-реформатором традиции сохранились. Музыканты и сейчас играют марш Преображенского полка, которому уже 300 лет.
     А юбилейная, пятая по счёту «Спасская башня» будет посвящена 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex