на главную страницу

7 Сентября 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Алексей Учитель:
«Я – мастер по ремонту танков»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



«Проходным баллом» в знаменитый ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) для народного артиста России режиссёра Алексея Учителя должна была стать срочная служба в армии. И солдатскую форму ему носить пришлось, но уже после получения диплома. Впрочем, обо всём по порядку.


     - Вы родились в семье известного ленинградского режиссёра-документалиста и оператора народного артиста СССР Ефима Учителя. Наверное, не было проблем ни с выбором профессии, ни с поступлением?
     - С профессией определился рано и, конечно, имел о ней вполне определённое представление по отцовской работе: сразу после школы поехал в Москву и подал документы во ВГИК. Мне тогда было всего 16 лет. Прекрасно помню, как заведующий кафедрой операторского искусства Анатолий Дмитриевич Головня внимательно посмотрел на меня и сказал: «Деточка, сходи в армию, послужи, придёшь, я тебя обязательно приму». Тогда сдавали порядка 8 экзаменов и, несмотря на то, что получил всего две четверки, а остальные оценки отличные, всё равно одного балла не хватило - был очень суровый конкурс.
     - Значит, пошли трудиться?
     - Конечно. Причём по будущей специальности - устроился ассистентом оператора на студию документальных фильмов. Первая съёмка была самая что ни на есть ответственная: в праздничный день 7 ноября снимали военный парад на Красной площади, демонстрацию трудящихся, потом салют. Вот такое у меня было «боевое крещение» как специалиста, пусть пока и без диплома. Работал на этой студии и получал зарплату.
     - А в армии служили?
     - До поступления не призвали - мне ведь ещё не было 18 лет. Но после ВГИКа год отслужил в учебной дивизии в Сертолово в ремонтном батальоне. В военном билете так и написано: мастер по ремонту танков. Правда, этим делом занимался только первую неделю службы, а потом, когда командование прознало, кто попал под начало, стали меня эксплуатировать по «киношной линии». Был внештатным кинофотоспециалистом - и в армии не только носил военную форму, но и поддерживал форму творческую. Правда, сержантом так и не стал - уволился в звании рядового.
     - Вы второй год являетесь президентом Международного кинофестиваля «Послание к человеку», который пройдёт в Петербурге с 23 по 30 сентября. По вашему опыту, насколько участие в таких кинофорумах важно для начинающих кинорежиссёров? Свой первый кинофестиваль помните? Удалось там получить какую-то награду?
     - Мне эта проблема очень хорошо знакома: в этом году во ВГИКе у меня был выпуск в мастерской режиссуры, которой я руководил. Дипломы получили 15 человек. Но положение таких специалистов-дебютантов в России ужасное. Приведу такой факт. В начале июля Министерство культуры РФ проводило конкурс грантов, которые даются на производство кинокартины. В экспертном совете было 30 человек, в том числе и ваш покорный слуга. Было подано более 200 сценариев игрового кино, а выделено всего 7 грантов, на авторское дебютное кино - 1 грант. Это, я считаю, катастрофа. Как ни парадоксально, чуть лучшее положение в документальном кино, которое наше государство финансирует довольно активно, - ежегодно на выделенные деньги снимается около 300 фильмов.
     Пока, слава богу, и в нашем кинофестивале, и в других дебютные работы представлены. Для молодых кинематографистов это не только сулит признание коллег и окрылённость первой победой, но и есть шанс привлечь внимание продюсеров у нас в стране, а может быть, и за рубежом.
     Свой первый кинофестиваль конечно же помню. Это было в Киеве в конце 70-х годов прошлого века. Кинофестиваль назывался «Арсенал», и я представил на нём документальный фильм «Сто тысяч «я». Там получил свой первый приз.
     - Сегодня вы активный сторонник международного сотрудничества. Почему?
     - Без этого современный кинематограф существовать не может. Необходима кооперация и совместное производство. Недаром только за последний год были созданы две киноакадемии: российско-германская и российско-французская. Дай бог, чтобы это дало какие-то результаты. Недавно мы были в Лос-Анджелесе и вели разговор о создании некоего российско-американского фонда по производству совместных фильмов с обоюдными бюджетными вложениями - это вполне приемлемый путь. И прежде всего работа академий и возможного фонда должна быть направлена на поддержку именно дебютантов, потому что для меня загадка, как будет развиваться наш кинематограф, если перестанем делать дебютные картины.
     - В то же время по аналогии с актёрами известно, что сейчас масса соблазнов уйти от серьёзной работы и всецело посвятить себя элементарному зарабатыванию денег - тут не до творческого поиска. Проблема известная и описана ещё Оноре де Бальзаком в «Утраченных иллюзиях».
     - Она существует. Талантливого и проявившего себя на фестивале дебютанта могут перехватить телеканалы, где он станет выпускать не самую лучшую продукцию. Речь не только о сериалах, но и о кинодокументалистике. Даже на известных телеканалах речь, скорее, о передачах, а не о серьёзном кино. С трудом представляю, что фильмы Сергея Лозницы или Виктора Косаковского покажет один из трёх федеральных каналов, хотя они лауреаты престижных международных кинофестивалей. В лучшем случае покажет канал «Культура». Поэтому эта проблема есть. Но всё равно фестиваль для дебютанта - это единственный путь, где ему можно себя показать, проявить и проложить себе дорогу в будущее.
     - В заключение традиционный вопрос о творческих планах кинорежиссёра Алексея Учителя.
     - Над новой картиной начну работу только после кинофестиваля «Послание к человеку». Буду снимать фильм по новой повести Захара Прилепина «Восьмёрка», которая ещё не опубликована и увидит свет только после выхода картины на экраны. Вот пока всё, что могу сказать о планах.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex