на главную страницу

10 Сентября 2011 года

Уроки истории

Суббота

Версия для печати

«Великому государству подобают великие дела»

Валерий ПРИВАЛИХИН.



     Эти слова принадлежат командующему Черноморским флотом адмиралу Николаю Васильевичу Копытову (на снимке), ратовавшему строить Великий Сибирский паровой путь - это непревзойдённое русское чудо - напрямик, от Урала до берегов Тихого океана, а не отдельными, по семьсот, по тысяче километров отрезками, в промежутках между которыми можно продвигаться на восток, используя где Обь-Иртышскую водную систему, где - Байкал, где - Амур.
     Хотя для казны была трудноподъёмна сплошная дорога длиной свыше семи тысяч верст, построить кою нужно за восемь лет, правительственная комиссия сумела-таки расслышать слова адмирала: «Великому государству подобают великие дела».
     Очень даже не лишне вспомнить и помнить ясно эти слова сейчас, когда ещё не растрачен до конца промышленный и научно-технический потенциал великой державы...
     Большинство из тех, кто изучал историю строительства Транссибирской магистрали, почему-то по сей день, а уж около века с четвертью минуло, остаются в убеждении, будто весь мир радовался и хлопал в ладоши, когда дикие тысячевёрстные просторы стремительно покрывались железнодорожными путями, в медвежьих углах росли посёлки и города, из Центральной России на сибирские и дальневосточные земли двинулись многочисленные семьи переселенцев.
     Впечатление такое осталось, закрепилось в сознании во многом потому, что русские газеты выбирали из зарубежной печати, публиковали на своих полосах в основном материалы хвалебные. Выходили в свет книги, составленные из хвалебных статей, восхищённых высказываний иностранцев. Какие только лестные эпитеты ни звучали, с чем только ни сравнивали строящийся Транссиб! И с позвоночным хребтом великана по мощи, и с открытием Америки, прорытием Суэцкого канала по значимости и важности. На всемирной выставке 1900 года в Париже Сибирская дорога была удостоена Большой золотой медали как непревзойдённое чудо технической мысли и блестящей её реализации... Мир, могло показаться, пребывал в упоительном восторге от успехов России, желал процветания. А в действительности?
     В действительности же в высших деловых и политических кругах стран европейского Запада и Северо-Американских Штатов царила настоящая паника. И тем больше нарастающая, чем дальше самая протяжённая в мире рельсовая нить убегала на восток от Урала к Тихому океану. Истинные настроения по поводу успехов России в сооружении дороги нет-нет да и прорывались в череде восторженных материалов зарубежных репортёров, хлынувших в Сибирь описывать ход работ. Я приведу всего один такой материал, напечатанный в пересказе в русских газетах в марте 1896 года под заголовком «Чего ждут на Западе от Сибирской железной дороги»:
     «Некто Фок рисует в «Nouvelle revue» очень мрачными красками будущность европейской торговли и промышленности с открытием Сибирской железной дороги. На начало ХХ века, говорит он, окажут чрезвычайно важное влияние два факта: открытие Сибирской железной дороги и промышленное пробуждение жёлтой расы. То и другое поведёт к неисчислимым негативным последствиям и вызовет потрясения в экономическом положении Европы, которые легко могут привести к общему перевороту.
     Единственным спасением для Европы может быть только открытие новых рынков сбыта в центре африканского материка. Большинство колониальных держав предвидят это и приносят тяжёлые жертвы для проведения железных дорог внутрь чёрного материка. Времени терять нельзя, так как Сибирская железная дорога будет открыта через 5 лет, если не раньше. Неизбежным последствием этого события будет ускорение экономической эволюции, стремящееся перенести в руки народов Крайнего Востока роль регулятора цен на международных рынках.
     Японо-китайская раса уже теперь пользуется в этом отношении абсолютным превосходством, благодаря денежной единице, долгому рабочему дню и полному отсутствию рабочего вопроса. Нынче летом (имеется в виду лето 1895 года. - В.П.) в японском обществе в Лондоне было заявлено сведущими людьми, наблюдавшими на месте за работой в японских доках, что находящиеся в них пароходы средней величины обходятся гораздо дешевле английских, между тем как японские механики и другие рабочие ни в чем не уступают европейским. Необычайные успехи наблюдаются и в ткацком производстве. Число шёлковых и бумажных фабрик в Иокогаме и Осаке увеличилось за два года с 37 до 50.
     СибирскаЯ дорога не преминет дать ещё больший толчок промышленной деятельности Дальнего Востока, а под давлением России и Японии пробудится, в свою очередь, и Китай. В самой России необходимость в огромных количествах рельс и подвижного состава на Азиатской линии буквально вызвала из земли металлургические заводы во многих частях империи. В то же время Россия готовится к мануфактурному экспорту, поскольку с открытием Сибирской дороги ни одна держава, кроме Японии, не будет в силах конкурировать с нею на китайских рынках, в особенности когда вдоль всей дороги откроется эксплуатация горных богатств Сибири и разрастутся заводы и фабрики, которые с наплывом дешёвых рабочих рук из Китая получат возможность производить и продавать дёшево. Важная часть грузов - чай и шёлковые ткани, - идущих теперь из Китая в Европу морским путём, будет отвлечена Сибирскою дорогою, потому что сухим путём доставка грузов в Лондон потребует на две трети менее времени, чем морской путь, что особенно важно для чая.
     Всем известно, какая перемена совершается в Туркестане и Средней Азии с проведением Закавказской железнодорожной линии и как быстро привилось там разведение хлопка. Ещё больше следует ожидать от Сибирской дороги, которая пройдёт по странам, гораздо более изобилующим природными богатствами.
     Европа должна заранее примириться с мыслью, что обширные японо-китайские рынки совершенно закроются для неё. Что станут делать все рабочие союзы и синдикаты, хотя бы и международные, против сотен миллионов жёлтых людей, терпеливых и воздержанных? Правительство США пыталось отклонить эту опасность воспрещением высадки кулиев (наёмные работники, батраки, нанимавшиеся в качестве дешёвой рабочей силы. - Ред.) на берегах Тихого океана. Но Россия, нуждаясь в китайских руках, конечно, не станет применять подобные меры на своей монгольской границе, и ничто не остановит тогда притока в Европу жёлтой расы. С другой стороны, и низкие цены производства в Китае и Японии будут роковым образом регулировать цены всемирных рынков и влиять на плату европейским рабочим.
     Ввиду всего этого автор настоятельно советует французским государственным людям не отставать от других держав, уже приступивших к проведению рельсовых путей внутрь чёрного материка. Других средств и предупреждений страшных внутренних катастроф они пока не видят».
     Вот так. Ни убавить, ни прибавить, какой истинный «восторг» от близящегося бешеного экономического рывка России испытывали страны европейского Запада и Нового Света, наблюдая за прокладкой Сибирской железной дороги.
     И других средств, кроме тех, какие предлагал автор статьи во французском «Новом обозрении», иностранные деловые и политические круги за пять лет до наступления ХХ века пока не видели. Пока в то время не видели.
     Но вот в 1899 году в Северо-Восточном Китае вспыхнуло Ихэтуэньское восстание (более известное как восстание боксёров), в зону которого странным образом попала вся уже построенная Восточно-Китайская железная дорога, и вся 1.400-вёрстная эта дорога оказалась сплошь, до основанья, разрушенной.
     Едва русские военно-инженерные батальоны восстановили пути и по ним двинулись поезда, Япония объявила России войну. Россия капитулировала в этой ну никак не проигрываемой войне и по подписанному почему-то в американском городе Портсмуте договоре о мире отдала Японии пол-Сахалина, Курилы и Южно-Маньчжурский участок КВЖД с выходами на военно-морские крепости Дальний и Порт-Артур...
     Загадочное «кровавое воскресенье» в Петербурге... Революция 1905–1907 годов...
     Следом - не менее непонятный по сию пору, чем события 9 января, расстрел рабочих-старателей в глухой сибирской тайге на Ленских золотых приисках (принадлежавших на тот момент нерусским компаниям), о котором мигом узнал и очень дружно и со слишком уж преувеличенными озабоченностью и возмущением затрубил весь мир...
     Потом - настойчивое втягивание России в большую европейскую войну, ввязываться в которую у России не было никакой нужды. И так далее, и так далее.
     До тех пор, пока вся земля России из самой великой в мире созидательной стройки не превратилась в землю самой великой в мире затяжной кровавой междоусобной бойни...
     Обретённое Россией великое благо - построенный Транссиб, оживление дремотного края обернулись и великим злом. Во многом оттого, что, затеяв гигантскую стройку на площади, захватывающей десять миллионов квадратных вёрст, Россия загодя не позаботилась о мощном военном прикрытии своих экономических достижений. Просчёт, за который позднее пришлось заплатить сверх всякой меры...
     На снимках: Строительство Транссиба; Транссиб, 1900 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex