на главную страницу

14 Сентября 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

«Землю просеем через сито»

Кирилл БЛИНОВ, «Красная звезда».
Фото Юрия БЕЛОУСОВА.



Инженерные войска Восточного военного округа в своей зоне ответственности выполняют сегодня несколько важных государственных задач. На полигоне Цугол в Забайкальском крае специально созданные команды занимаются утилизацией боеприпасов с истёкшим сроком хранения. Масштабы работ впечатляют. Ежесуточно уничтожается примерно 150 условных вагонов с опасным грузом.
А в Приморском крае подразделения инженерных войск заняты очисткой жилой зоны микрорайона Снеговая падь и прилегающих к ней территорий от взрывоопасных предметов. Дело в том, что на месте, где сейчас возводятся современные многоэтажки, находились артиллерийские склады Тихоокеанского флота. В 1992 году здесь случился пожар, боеприпасы самопроизвольно сдетонировали. В городе тогда даже вводилось чрезвычайное положение. Когда пожар был потушен, сапёры очистили местность. Но опасные находки тем не менее выкапывают из земли и по сей день. К сожалению, не только профессионалы.
12 июля в городке строителей, работающих на объектах Снеговой пади, случилось ЧП. В результате взрыва артиллерийского снаряда погибли двое граждан Узбекистана, ещё двое получили ранения различной степени тяжести. Следствие выяснило, что рабочие обнаружили боеприпасы и попытались их самостоятельно разобрать, чтобы впоследствии сдать на металлолом. Как военные инженеры объясняют этот трагический инцидент? Можно ли ныне считать Снеговую падь зоной безопасного проживания? Эти и другие вопросы, касающиеся положения дел в инженерных войсках на Дальнем Востоке, корреспондент «Красной звезды» задал начальнику инженерных войск ВВО полковнику Константину СМЕШКО.

     - Константин Евгеньевич, расскажите нашим читателям о том, как подчинённые вам подразделения очищают территорию микрорайона Снеговая падь.
     - Хочу сказать, что очистка местности в районе Снеговой пади не прекращалась с 2002 года. За это время сапёрными подразделениями извлечено из грунта и уничтожено свыше 10 тысяч различных взрывоопасных предметов.
     Ещё до начала строительных работ мы проверили всю территорию будущего микрорайона на глубину до двух метров. Действия личного состава контролировались различными комиссиями, в том числе по линии ФСБ, военной прокуратуры, а также территориальными органами власти. Упущений не было выявлено. Об этом свидетельствуют акты, подписанные рядом должностных лиц.
     Военные инженеры работали в тяжёлых климатических условиях: резкие перепады температур, большая влажность, гнус. Кроме того, лесной массив, примыкающий к жилой застройке, имеет сильно пересечённый рельеф. С риском для жизни мои подчинённые просеяли сотни тонн грунта. А ЧП, ставшее следствием грубейшего нарушения техники безопасности, по сути, в глазах общественности перечеркнуло усилия десятков людей.
     - Чувствуете ли вы ответственность за произошедшее?
     - Давайте попытаемся здраво, без эмоций оценить ситуацию. Строители нашли боеприпасы. Как и где, сейчас выясняет следствие. Скрыли это от руководства и командования подразделений разминирования. Попытались распилить снаряд при помощи «болгарки». Скажите, станет ли здравомыслящий человек производить подобные манипуляции? А боеприпас повёл себя абсолютно предсказуемо.
     Сразу после случившегося совместно с территориальными органами ФСБ и полиции нами была проведена тотальная проверка мест компактного проживания рабочих. Обнаружены еще три схрона с боеприпасами. Более того, тайники строители устроили прямо под палатками.
     Командующий войсками Восточного военного округа адмирал Константин Сиденко оперативно отдал указания, направленные на организацию дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности населения в этом районе.
     - В чём их суть?
     - Во-первых, до октября продлены сроки работ в лесном массиве возле жилой застройки. Во-вторых, мне предписано проверить объекты социально-культурной инфраструктуры микрорайона на предмет извлечения всех, повторяю, ВСЕХ инородных предметов на глубине до двух метров. Представляете объём работы?! Личному составу придётся землю буквально через сито просеивать. А что делать? Для нас в этой ситуации главное - восстановить доверие граждан. Ведь общественный резонанс, вызванный взрывом, напрямую затронул авторитет инженерных войск. Нас обвинили в формальном подходе к выполнению ответственной задачи. Хотя в реальности, смею всех уверить, это не так.
     - Процитирую анонимного автора из Интернета: «Сам был свидетелем - боеприпасы сапёры собирали только с поверхности. А в земле таится ещё много сюрпризов». Где здесь правда, а где - домыслы?
     - Судить об объективности данного суждения не буду. Скажу только, что военнослужащие самоотверженно выполняли и выполняют свой долг. К ним у меня претензий нет. Не возникало их и у представителей различных проверяющих комиссий. Свою работу личный состав делает качественно и добросовестно. Это не только моё мнение. Есть выводы независимой экспертной группы, которая проверила зону жилой застройки новейшими средствами поиска и специально обученными поисковыми собаками. В процессе исследования было проведено 481 вскрытие грунта. Ни боеприпасов, ни их фрагментов в районе Снеговой пади обнаружено не было.
     - Но ведь рабочие где-то их находят. Это тоже непреложный факт.
     - Выскажу своё личное предположение. Землеройные работы ведутся зачастую на глубине, превышающей отведённые нам 2 метра. Не исключено, что здесь строители и находят боеприпасы.
     А дальше в обход всех мыслимых норм техники безопасности при помощи нехитрого подручного инструмента разделывают снаряды с целью последующего сбыта металла. Хотя по всей территории стройки размещены предостерегающие объявления с указанием контактных телефонов экстренных служб. Со строителями и руководством подрядных организаций не единожды проводились разъяснительные беседы, специалисты подробно объясняли, как надо действовать в случае обнаружения подозрительного предмета, куда звонить. В районе Снеговой пади круглосуточно дежурит группа сапёров-разведчиков. И, уверен, подорвавшиеся рабочие об этом прекрасно знали. Однако предпочли риск.
     - Ещё одно замечание в адрес ваших подчинённых прозвучало на региональном совещании под руководством Генерального прокурора России Юрия Чайки. Военный прокурор ТОФа Сергей Коломиец, в частности, сказал: «Территория Снеговой пади буквально напичкана снарядами. Нами установлено, что проверка не всегда проводилась качественно, а зачастую сводилась лишь к прочёсыванию территории. Обследовалась только территория непосредственно возле мест строительства домов». Как вы прокомментируете это высказывание?
     - Скажу лишь, что представители военной прокуратуры ТОФ участвовали в приёме территории будущей застройки. Их подписи стоят под официальными актами, которые впоследствии были представлены начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
     В настоящее время совместно с рядом должностных лиц военной прокуратуры мы осуществляем комплекс проверочных мероприятий в рамках дополнительных указаний командующего войсками округа и военного прокурора ТОФ и убеждаемся, что земля снарядами не напичкана.
     - Начальник инженерных войск ВВО может поручиться, что микрорайон Снеговая падь сегодня безопасен для проживания?
     - Как профессионал с 30-летней выслугой, могу гарантировать, что земля не таит в себе сюрпризов. Здесь можно гулять по улицам, отпускать детей на придомовые игровые площадки, посещать культурные и развлекательные учреждения. Жить в Снеговой пади, уважаемые новосёлы, безопасно.
     - Думаю, очистка территории вокруг Снеговой пади - лишь один небольшой аспект жизнедеятельности инженерных войск округа. Как бы вы тезисно охарактеризовали состояние дел в подчинённых вам воинских частях?
     - В настоящее время в инженерных войсках ВВО проводятся широкомасштабные мероприятия, направленные на оптимизацию оргштатной структуры под новые формы и способы ведения войны. В итоге мы должны получить соединения инженерных войск, способные на широком фронте и большой территории выполнять весь спектр определённых руководящими документами задач по инженерному обеспечению войск.
     В настоящее время, помимо работ в Приморском крае, инженерные подразделения выполняют ещё одно важное государственное поручение. На полигоне Цугол в Забайкальском крае мы утилизируем боеприпасы с истёкшим сроком годности. Объёмы колоссальные - 1.150 тонн ежесуточно. А всего по округу - более двух тысяч тонн. Мы как-то подсчитали, что за неделю уничтожается столько боеприпасов, сколько советские войска использовали в Курской битве.
     Сроки нам установлены жёсткие: завершить работу до 1 декабря нынешнего года. Считаю, что мы в эти временные рамки уложимся.
     - Как процессы реформирования Вооружённых Сил отразились на инженерных войсках ВВО?
     - Окончательно мы придём к новому облику к 1 декабря нынешнего года. На данном этапе полностью сформированы и успешно выполняют задачи по предназначению инженерные подразделения тактического звена. Идёт комплектация соединений, которые призваны действовать в оперативно-стратегической глубине.
     - Я понял, что речь идёт о специализированных инженерных бригадах?
     - Несомненно. Данные соединения, вооружённые современными техническими средствами, будут способны устанавливать минно-взрывные заграждения, помогать войскам в преодолении препятствий, добывать воду, осуществлять широкомасштабные мероприятия по разминированию территории. То есть решать весь комплекс задач инженерного обеспечения действий наших войск.
     - А что стало с частями и соединениями инженерных войск, которые организационно входили в состав Дальневосточного военного округа?
     - Все эти соединения и части влились в состав Восточного военного округа, претерпев определённые изменения. Офицерский состав занял должности в соответствии с новыми штатами. Техника перераспределена, устаревшие образцы уже списаны и утилизированы.
     - Удалось ли удержать на руководящих позициях лучшие офицерские кадры?
     - Могу сказать однозначно: офицерский корпус мы не потеряли. По итогам аттестации все достойные офицеры получили должности в подразделениях нового облика.
     - Насколько омолодился офицерский состав инженерных войск округа?
     - Нынешним летом к нам пришло даже больше выпускников военных вузов, чем мы планировали изначально. Это позволило создать небольшой кадровый резерв в младшем командном звене. Все лейтенанты выразили желание служить в том числе и на сержантских должностях. Но мы такой вариант даже не рассматривали. Все офицеры размещены на должностях, соответствующих их военно-учётным специальностям.
     В ближайшее время пройдут инструкторско-методические сборы, по итогам которых выпускники училищ получат допуск к работам повышенной опасности.
     - Насколько остра в инженерных войсках ВВО сержантская проблема?
     - Командующий войсками ВВО адмирал Константин Сиденко определил требования к профессиональной подготовке сержантского состава, порядок и условия поступления младших специалистов на контрактную службу.
     Через 6 месяцев мы должны получить первых 15 сержантов, два с половиной года обучавшихся в одном из военных вузов. Насколько уровень их грамотности будет отвечать нынешним требованиям, сказать, понятное дело, нельзя. Придут - оценим. А ждём многого.
     - Не могу не спросить о технической составляющей службы военных инженеров. Можно ли в обозримом будущем ожидать поступления в войска новой военной техники и специализированного оборудования?
     - При оптимизации структуры инженерных войск округа мы выбраковали старую технику, выработавшую моторесурс и подлежавшую списанию. Стоящие на вооружении специализированные машины позволяют инженерным формированиям выполнять возложенные на них задачи.
     Никакого технического голода инженерные войска округа не испытывают. Связано это с тем, что техники на Дальний Восток в своё время было поставлено с избытком. В процессе реформ мы просто избавились от балласта.
     Поставки же новых образцов запланированы на период с 2015 по 2020 год. Что это будет за техника, сказать сложно. В настоящее время начальник инженерных войск Вооружённых Сил генерал-майор Юрий Ставицкий совместно с руководством и сотрудниками профильных НИИ ведёт большую работу по созданию инженерной техники на унифицированной платформе, принятой на вооружение Сухопутных войск. Идея перспективная.
     Такие машины будут способны решать комплекс задач по инженерному обеспечению войск на переднем крае. В зарубежных армиях подобные образцы называют ещё сапёрными танками.
     - Насколько серьёзно сейчас общевойсковые командиры относятся к такому предмету, как инженерная подготовка?
     - Показные бригадные тактические учения, проведённые на полигоне Цугол в рамках сбора руксостава Сухопутных войск, лишний раз доказали, что военнослужащие соединений нового облика имеют вполне весомую инженерную подготовку.
     О том же свидетельствуют и контрольные мероприятия. По итогам проверки данного сегмента боевой учёбы специальной комиссией управления начальника инженерных войск Вооружённых Сил привлечённые к ней подразделения получили твёрдую оценку «хорошо».
     - Можно ли быть уверенным, что на объектах хранения инженерных боеприпасов, расположенных на территории ВВО, не случится трагедии, аналогичной ЧП на арсеналах в Башкирии и Удмуртии?
     - На базах выполнены все мероприятия, связанные с взрывопожаробезопасностью. Объекты укомплектованы пожарным инвентарём, имеются запасы воды, созданы безопасные условия для работы сотрудников. Кроме того, на базах хранения уничтожены боеприпасы с истёкшими сроками годности, утилизированы образцы, снятые с вооружения.
     Правда, говорить, что на наших объектах повторение удмуртского или башкирского сценариев начисто исключено, я всё же не стану. От случайностей не застрахован никто. Но самые серьёзные выводы из трагедий мы извлекли и прилагаем максимум усилий, чтобы подобного развития событий на Востоке не было.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex