на главную страницу

14 Сентября 2011 года

Великобритания - США

Среда

Версия для печати

«Особые» отношения разведок

Сергей ПЕЧУРОВ, доктор военных наук, профессор.



Триумфальный визит американского президента Барака Обамы в Ирландию и Великобританию в мае этого года с сопутствующими ему восторженными комментариями и явно излишней детализацией времяпровождения лидера США в обеих странах отодвинули на задний план на первый взгляд довольно неординарное событие. Речь о решении Вашингтона и Лондона организовать так называемый объединённый американо-британский орган обеспечения национальной безопасности.

     Его целью, подчёркивает «Дэйли мэйл», является налаживание на постоянной основе диалога представителей властных структур обеих стран по вопросам политики, обороны и безопасности, включая проблемы международного терроризма. Причём обмен мнениями предполагается вести по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть-восемь недель как на персональных встречах, так и в форме видеоконференций.
     Готовность двух ведущих англо-саксонских держав к расширению обмена развединформацией стала ещё одним проявлением «особых» отношений США и Великобритании. Об их формировании стали говорить ещё в годы Второй мировой войны. С того самого момента, когда британский премьер Уинстон Черчилль в ходе одной из первых встреч, уже после вступления в войну США, с американским президентом Франклином Рузвельтом поделился сверхсекретной информацией по программе «Ультра» о вскрытии германских военных и военно-дипломатических шифров.
     После войны, когда, по образному выражению того же Черчилля, «железный занавес опустился в центре Европы», разделив тогдашний мир по идеологическим критериям на два враждебных лагеря, «особые» американо-британские отношения, в том числе и в разведывательной сфере, заметно укрепились. Особенно с подписанием в 1947 году специального Соглашения об объединении усилий радио-разведывательных организаций англо-саксонских субъектов международных отношений - Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и США.
     Естественно, первые скрипки в этом многостороннем разведывательном сообществе стали играть США и Великобритания. Именно они и разделили зоны ответственности разведывательных служб, сосредоточив усилия на СССР, его союзниках и сателлитах. Британская штаб-квартира правительственной связи с центром в Челтенхэме взяла на себя ответственность за радиоразведку в европейской части СССР, Восточной Европе и на африканском континенте. Управление национальной безопасности США мало того, что дублировало перехват своих коллег, так ещё и в соответствии с договорённостями имело мощное присутствие в том же Челтенхэме, а также располагало собственными объектами радиоразведки в Менвит-Хилле (Йоркшир), на базе ВВС Чиксэндс и в ряде других объектов на британской территории. Помимо этого, сотрудники УНБ с санкции официального Лондона вели интенсивный радиоперехват из здания американского посольства в британской столице. Вполне на законном основании с территории Великобритании вели разведку, используя свои технические возможности, такие организации - члены американского разведсообщества, как впервые «раскрытое» в 1994 году «для информирования общественности» Национальное управление воздушно-космической разведки, Разведывательное управление министерства обороны США и другие.
     Координация действий военных разведок обеих стран осуществлялась через штаб обороны Великобритании. В лучшие времена в обеих столицах насчитывалось до 200 официальных представителей американской и британской разведок. Но и в периоды относительных охлаждений в отношениях руководства обоих государств разведкооперация, как правило, не страдала.
     Общность разведсообществ США и Великобритании была апробирована в период Карибского кризиса. Президент Джон Кеннеди даже ввёл, правда, неофициально, в свой кризисный исполнительный кабинет британского премьера Гарольда Макмиллана и посла Дэвида Ормсби-Гора. А глава объединённого бюро по разведке британского министерства обороны Кеннет Стронг получил возможность в отличие от американских законодателей знакомиться с самыми свежими разведсведениями о советских ракетах почти одновременно с президентом США. По мнению видного британского специалиста в области международных отношений Джона Дамбрелла, именно непрерывность в обмене мнениями между лидерами англо-саксонских держав и главами их разведок позволила президенту Кеннеди принять единственно правильное решение и пойти на деэскалацию кризиса.
     Считается также, что в этот период Вашингтон благодаря особым разведотношениям двух стран получил возможность знакомиться с добытой британцами информацией из столиц, где США по тем или иным причинам не были представлены или имели весьма ограниченные возможности для получения интересующей их информации.
     Своеобразно складывались отношения между США и Великобританией в годы вьетнамской войны. С одной стороны, Лондон воздержался от посылки своих войск во Вьетнам, даже несмотря на постоянное давление президента Линдона Джонсона насчёт командирования туда «хотя бы символической британской роты». С другой - интенсивность обеспечения американцев развединформацией из британских источников только нарастала. Радиоразведка Великобритании оказывала весьма существенное содействие УНБ в перехвате переговоров и сообщений американских антивоенных организаций и отдельных активистов, мешая координации их действий во имя прекращения «грязной войны» во Вьетнаме. В свою очередь, британская разведка всячески поощряла проникновение ЦРУ в профсоюзы Великобритании, пытаясь поставить их под контроль.
     Ярким проявлением «особости» в отношениях США и Великобритании и центральной роли при этом разведывательной кооперации двух стран явилась Фолклендская война 1982 года. После нескольких неубедительных попыток официального Вашингтона выступить посредником, которые вызывали лишь раздражение как в Буэнос-Айресе, так и в Лондоне, президент Рональд Рейган снял «маску миротворца» и дал команду встать на сторону своего «испытанного союзника». Всякая помощь Аргентине была прекращена, и наоборот, в оперативном порядке организован поток самого современного оружия для нужд британских вооружённых сил, включая поставки ракет «воздух—воздух» «Сайдуиндер» и системы ПВО «Стингер». Но более важным вкладом в победу британцев оказалась опять же разведывательная кооперация. Американцы частично переключили свою спутниковую разведку на нужды англо-саксонского союзника, помогли быстро расколоть аргентинские военные и дипломатические шифры и обеспечить британцев всей интересующей их развединформацией.
     Во всех последующих кризисах и конфликтах, которые либо инспирировал Вашингтон, либо втягивался туда вынужденно, Лондон оказывался в числе первых, кто, даже формально выдерживая нейтралитет, оказывал американцам исчерпывающую разведпомощь. Так было вокруг Афганистана после ввода туда советских войск в 1979 году и вплоть до их вывода. Так было накануне и во время первой войны в Заливе в 1991 году и на протяжении всего десятилетнего кризисного развития обстановки в регионе.
     Причём, как подчёркивает упоминавшийся выше Дамбрелл, Лондон никогда не испытывал особого желания делиться своей развединформацией с европейскими союзниками даже в рамках НАТО, но всегда откликался на просьбы из-за океана. За это британская разведка щедро поощрялась Вашингтоном. Так, например, финансируя на 90 процентов общий бюджет радиоразведывательного сообщества англо-саксонских государств, львиную его долю американцы передают британской штаб-квартире правительственной связи.
     Мегатеракты на территории США в сентябре 2001 года стали очередным импульсом к усилению взаимодействия разведслужб обоих государств. Достаточно привести такой пример. Сразу после террористической атаки специальный самолёт доставил в Вашингтон всех трёх глав основных британских спецслужб: Ричарда Деарлава из МИ-6 (разведка), Элайзу Мэннингхэм-Баллер из МИ-5 (контрразведка) и Франсуа Ричардса из штаб-квартиры правительственной связи. Консультации начались незамедлительно. Их результатом стала не только выработка объединённой стратегии действий против реального (или мнимого?) организатора терактов - исламских фундаменталистов «Аль-Каиды» в Афганистане - Пакистане, но и дальнейшие шаги по параллельной «разборке» с общим врагом англо-саксов - саддамовским Ираком.
     Взаимодействие разведслужб США и Великобритании на пути к вторжению в Ирак заслуживает отдельного повествования. Остановимся лишь на некоторых принципиальных моментах. Как известно, поводом для начала военной акции против Ирака стала распространённая информация о наличии у него оружия массового поражения. Именно британцы первыми, основываясь на «данных» своей разведки, в сентябре 2002 года опубликовали доклад о попытках иракцев приобрести в Нигере материалы, необходимые для создания ОМП. Американцы словно ждали этого, чтобы тут же начать «расследование». Но они явно переусердствовали. Началась элементарная гонка в соперничестве уже спецслужб США за представление первыми убедительных доказательств наличия у Саддама Хусейна ОМП. Военная разведка и ЦРУ, основываясь каждая на своих, порой весьма сомнительных источниках, доказывали реальность фактов разработки Багдадом такого оружия. Британская же разведка, формально инициировавшая данную кампанию, невольно оказалась между жерновами двух мощнейших конкурирующих разведведомств. Но дело было сделано. Премьер Великобритании Тони Блэр, похоже, сам себя убедивший в правдивости фактов, приводимых разведслужбами, всецело завяз в начатых американцами военных приготовлениях, которые и привели к совместному вторжению в Ирак весной 2003 года. Признаков оружия массового поражения так и не нашли. Попытки выявить причину и первоисточники дезинформации, начатые было через несколько лет после тотального погружения в постконфликтное урегулирование, уже мало кого волновали.
     И все же «особый» характер отношений между США и Великобританией в области разведки многие аналитики по обе стороны океана не склонны описывать только в розовых тонах. Некоторые из них, взяв за основу разность «весовых категорий» на международной арене обеих стран, вполне резонно подчёркивают и неравноценность в обмене разведывательной информацией. Так, например, тот же Дамбрелл в одном из своих исследований англо-американских отношений приводит выдержку из доклада госдепа США за 1968 год, где однозначно отмечается, что «в области разведки... Британия получает больше, чем даёт, но и то, что даёт, является посредственным». Вообще порой представители британской разведки чувствовали себя ущемлёнными и даже униженными отношением к ним американских коллег, как к «младшему брату».
     Даже в период наибольшего рассвета американо-британских отношений в эру Рейгана - Тэтчер, отмечает один из бывших в своё время руководителей разведки Великобритании Мартин Морланд, «хотя и подразумевалось, что «всё пополам», но даже и тогда американцы кое-что придерживали». При этом приводится эпизод, когда глава ЦРУ в конце 1970-х годов прошлого века Стэнфилд Тернер с неуместной в данном случае прямотой отказал британцам в предоставлении интересующей их спутниковой информации.
     Такое «недоверие» американцев к своим британским коллегам по разведке, считает Дамбрелл, уходит корнями к первым годам «холодной войны», когда спецслужбы Альбиона были сильно скомпрометированы «кембриджскими шпионами» и другими случаями проникновения Советов в руководящие органы разведки Великобритании. В последующем успехи британцев, связанные с вербовкой полковника ГРУ О. Пеньковского в начале 1960-х годов (на самом деле «инициативщика»!), а затем и перебежчика О. Лялина из ПГУ (КГБ), в определённой степени компенсировали предыдущие провалы, хотя, видимо, не до конца. Но и для злорадства британцев было достаточно поводов, если вспомнить, например, о так называемом «деле Эймса», то есть о завербованном офицерами КГБ высокопоставленном сотруднике ЦРУ.
     Однако в целом это не отразилось на сути разведывательной кооперации США и Великобритании. Более того, Вашингтон и Лондон постоянно изыскивают возможности для доведения данного сотрудничества до совершенства. В этом плане заслуживает внимания развернувшаяся в Британии дискуссия после прихода к власти в 2010 году консерваторов относительно улучшения разведпотенциала страны и его более плотного сопряжения с заокеанским. Так, один из ведущих разработчиков программного документа консервативной партии «Зелёной книги по вопросам национальной безопасности» Марк Филипс, аккумулируя различные точки зрения на сей счёт, предлагает если и не полное копирование, то учёт позитивных черт американского разведсообщества, естественно, с национальным британским колоритом.
     Предлагается вернуться к вопросу о создании должности, аналогичной должности директора национальной разведки в США, введённой специальным законом в 2004 году. Предыдущая практика формирования должности координатора британской разведки в начале 2000-х годов якобы не оправдала себя, поскольку данному официальному лицу не хватало полномочий держать всю разведсистему страны жёстко в одних руках. Да к тому же как важнейший аргумент в пользу копирования американской системы М. Филипс приводит несоответствие уровня высших должностных лиц британской разведки (и в прошлом, и в настоящем) уровню американского «директора», с которым «на равных» должен иметь дело его британский коллега.
     При всём при этом, подчёркивает Филипс, следуя примеру США и добиваясь определённой централизации в управлении всеми элементами национальной разведсистемы, не следует нивелировать десятилетиями складывавшиеся особенности работы, внутреннюю структуру и специфику каждой из спецслужб, входящих в Национальный аппарат разведки.
     Вместо заключения хотелось бы привести цитату из совместного исследования британских учёных Дж. Ричелсона и Д. Болла, посвящённого сотрудничеству США и Великобритании: «Британо-американское разведывательное сообщество с более чем четвертью миллиона персонала и бюджетом в 16—18 млрд. долларов являет собой одну из самых грандиозных бюрократий в мире. Она обладает не только огромной политической силой и влиянием, но также наглядно демонстрирует все возможности величайшей бюрократической организации, включая формирование и определение целей политических объектов, которые совсем необязательно могут соответствовать национальным интересам этих государств...»



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex