на главную страницу

21 Сентября 2011 года

Армия России: век ХХI

Среда

Версия для печати

Военный округ: от края и до края

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Гостем очередного выпуска программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Владимир ЧИРКИН.

     - Владимир Валентинович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Каким был ваш путь в Вооружённых Силах?
     - На выбор жизненного пути повлиял фильм «Офицеры». Окончил суворовское военное училище. В Казани учился. Затем Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище. Служил в Группе войск в Германии, в Забайкалье, окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, проходил службу в Кантемировской дивизии, потом было Закавказье. После этого - Дальний Восток. В 1995 году прибыл на Северный Кавказ. Служил во Владикавказе. Затем окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал 42-й дивизией в Чечне, был начальником штаба 58-й армии опять же во Владикавказе, командующим 36-й армией в Борзе, заместителем командующего войсками Московского, начальником штаба Приволжско-Уральского, командующим войсками Сибирского военных округов. С прошлого года - командующий войсками Центрального военного округа.
     - В эфире нашей программы мы регулярно говорим о новом облике Вооружённых Сил. А как вы оцениваете результаты военной реформы?
     - Безусловно, реформа удалась. До реформы, как известно, у нас частей постоянной готовности было очень мало. Их можно было, как говорится, по пальцам пересчитать. Теперь же частей постоянной готовности 95 процентов.
     Центральный военный округ - это 29 субъектов РФ, что составляет 49,4 процента территории России. Кроме того, у нас 201-я военная база дислоцируется в трёх гарнизонах на территории Таджикистана. Шесть частей у нас размещены в Казахстане и три – на территории Киргизии. Таков состав округа. Округам сейчас переподчинены Военно-воздушные силы, но не в полном составе. Флоты, Каспийская флотилия тоже переподчинены округам. Железнодорожные войска, арсеналы, базы, склады - всё теперь в состав округа входит...
     - Это удобней, чем было ранее?
     - В первую очередь смысл переустройства заключался в том, чтобы сократить управленческие структуры. У нас в Советском Союзе одно время было 29 округов и групп войск. Сейчас всего 4. Соответственно, сократилось количество управленческого состава. Определённые сложности, конечно, есть. Сами понимаете, объём задач увеличился намного. Но в принципе процесс управления не нарушен, современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют управлять войсками более оперативно и качественно. Для связи расстояния сейчас не проблема. Что войска, условно говоря, находятся за стеной, что за 3.000 километров. Эффект управления почти одинаков. Конечно же, теперь, работая в войсках, необходимо больше летать, ездить. Сегодня особенно ощущаешь огромные просторы государства, округа.
     - А как, кстати, вы непосредственно руководите такой махиной, как Центральный военный округ? Ваши решения доводятся непосредственно до бригады? Вы, наверное, вряд ли вмешиваетесь в процессы, которые происходят в её подразделениях?
     - В армии всё продумано, отлажено очень чётко. Во-первых, имеется штаб, в котором есть все необходимые структуры для руководства боевыми объединениями и соединениями, а также соединениями, частями родовых, специальных войск по всем видам обеспечения...
     - А где, кстати, дислоцируется штаб?
     - Штаб Центрального военного округа дислоцируется в Екатеринбурге.
     Он непосредственно руководит штабами объединений и соединений окружного подчинения. Здесь никаких промежуточных структур нет. Соответственно от объединений идёт управление бригадами, батальонами, дивизионами... И так вплоть до отдельного солдата. Таковы уровни управления. Работать приходится, как правило, параллельным способом. То есть, определив суть и замысел того или иного действия, в виде предварительных боевых или предварительных распоряжений ставятся задачи нижестоящей инстанции. Соответственно через определённое время, разобравшись, поняв смысл полученной задачи, нижестоящий командир готовит и отдаёт указания ниже. И так задача доходит до солдата, которому идти в атаку.
     - Сейчас немало говорится об автоматизированных системах управления, в том числе об автоматизированной системе управления боем в тактическом звене. Вы это уже используете?
     - Да. Сейчас проходят испытания единой системы управления тактического звена. А именно: от бригады до солдата, чтобы в реальном масштабе времени можно было цель разведать, получить о ней информацию. Затем принимается решение на применение того или иного средства поражения по этой цели.
     - Это внизу, на тактическом уровне?
     - Да.
     - А на оперативном уровне у вас есть подобные программы?
     - Безусловно. Целые институты на это работают. Просто задачи на оперативном и стратегическом уровнях более обширны. Как правило, имеется определённый временной рубеж, когда необходимо задачу понять, определить замысел, выработать решение и претворить его в жизнь.
     - Для этого требуется и новое качество, скажем так, человеческого потенциала. Появляются ведь новые требования к офицерам, в том числе к молодым. Какую в целом оценку вы бы дали ситуации с офицерским составом?
     - Ситуация с офицерским составом неплохая. У нас укомплектованность офицерами близка к 100 процентам. Как известно, в ходе реформы очень много офицерских должностей было сокращено. Поэтому сейчас дефицита в офицерах мы не испытываем. Конечно, опыт к человеку, к специалисту приходит с годами. И, окончив училище, надев офицерские погоны, лейтенант не становится сразу же профессионалом. Теоретические знания, полученные в вузах, не всегда удаётся эффективно применить на практике. Человеку необходимо неустанно совершенствоваться, повседневно повышать своё мастерство.
     - Когда планируется возобновить набор курсантов в военные вузы?
     - Думаю, со следующего года он будет возобновлён во все училища. Количество обучаемых должно соответствовать потребностям с некоторым запасом. Ведь в ходе обучения в вузах налицо определённый отсев. Некоторые осознают, что не туда попали, уходят. А на выпуске важно иметь столько, сколько необходимо. Всё тут просчитано. Главное управление кадров этими прогнозами серьёзно занимается.
     Конечно, училища не пустуют. Набор небольшой осуществляется. В вузах Министерства обороны готовят специалистов, которые в дальнейшем проходят службу, в частности, во Внутренних войсках. Учатся также курсанты из других государств. Профессорско-преподавательский состав сохранён. В ходе реформы произошла оптимизация военных вузов: некоторые упразднены, некоторые объединены по профилю, созданы военно-учебные научные центры видов Вооружённых Сил, родов войск...
     - Сегодня также проходят длительное обучение и сержанты, которые будут служить по контракту. Какими, на ваш взгляд, они будут?
     - Срок обучения сержантов - 2 года 10 месяцев. За это время они получают не только общее среднее специальное образование, но и неплохую военную подготовку. Это не тот сержант, который всего несколько месяцев назад покинул школьную скамью, попал в учебное подразделение и стал по выпуске командиром отделения, экипажа расчёта, группы орудия и так далее. Это уже человек, который, считаю, придя в войска, будет всесторонне подготовленным к обучению и воспитанию подчинённых, решению боевых задач, обслуживанию техники.
     - В западных странах статус сержанта очень высок. Сержанты, к примеру, даже питаются в общих столовых с офицерами. А наш офицерский корпус готов принять сержанта как равного?
     - Руководство Вооружённых Сил как раз и стремится к тому, чтобы у сержанта был более высокий статус. Сержанты должны иметь более высокое, чем сегодня, денежное довольствие. Им необходимы определённые льготы, которых нет у рядового состава срочной службы.
     - Где бы вы, в частности, хотели видеть у себя именно таких сержантов? Прежде всего во главе личного состава или всё-таки в качестве технических специалистов?
     - На всех сержантских должностях, я бы так коротко сказал. Если по штату предусмотрено, что эта должность сержантская, то её должен занимать человек с соответствующей подготовкой. Если это командир отделения, то он призван быть лидером, обладать какими-то качествами руководителя, организатора. А если этот сержант – начальник радиостанции, то, конечно же, он должен уметь разбираться в средствах связи или, скажем, радиолокационной станции. Хотя при всём этом он прежде всего является командиром отделения, танка, орудия и так далее.
     - То есть он должен быть прежде всего настоящим специалистом?
     - Прежде всего он должен быть лидером.
     - Без учений, новых методов боевой подготовки добиться того качественного уровня, о котором сейчас много говорится, практически невозможно. Что делается в округе для повышения выучки личного состава с точки зрения организации боевой учёбы?
     - Боевая готовность - это прежде всего такое состояние войск, которое позволяет своевременно, быстро изготовиться к действиям по предназначению. Поэтому боевая подготовка - это комплекс мероприятий, которые такую готовность формируют и закрепляют. Сейчас, к примеру, идёт апробация временных уставных положений. Где-то к концу года будут утверждены и направлены в войска новые уставные и боевые документы. На основании их мы и будем заниматься боевой подготовкой, осваивать принципы, формы и способы ведения боевых действий, наиболее характерные для нового века.
     - В связи с переходом к новому облику, изменениями в том числе штатных структур следует ждать изменений и в боевых уставах?
     - Безусловно. Серьёзные изменения произошли в организационно-штатной структуре, и это повлекло за собой изменение форм и способов ведения боевых действий. Мы все понимаем, что фронта от Баренцева до Чёрного морей, как это было в годы Великой Отечественной войны, ожидать уже не приходится. Сейчас у нас миллионная армия по сути при тех же границах. Предусматривается, что на операционных направлениях, где находятся наши войска, сейчас каждая бригада должна уметь самостоятельно вести боевые действия на разобщённых направлениях, без соседа слева или справа. Поэтому в ходе боевой подготовки как раз и отрабатываются способы ведения боевых действий на отдельных направлениях. Способы эти изменились в том плане, что мы отказались от тактики линейных действий. Сейчас тактика наступления такова, что войска с ходу могут атаковать противника даже в предбоевых порядках. Если необходимо, то часть подразделений развёртывается в боевой порядок и атакует. Другие подразделения, которые не встретили сопротивления, в предбоевых порядках продолжают выдвигаться. Если есть какие-то узлы сопротивления, они нейтрализуются, противник уничтожается...
     Известно выражение: «Устав не догма, а руководство к действию». Конечно, какие-то принципы ведения вооружённой борьбы незыблемы. А сами формы и способы меняются. И в новых уставах даются командиру более свободные, так скажем, варианты принятия решения. Ведь любая схема моментально вырабатывает контрмеры. Если мы знаем, что обязательно будет вот так-то и так-то, то мы соответственно и противодействуем адекватно. А когда противник не будет знать, как мы будем действовать, может быть, так, а может быть, вот так, то ему сложно будет подстроиться под нашу тактику. Новые уставы предоставляют командирам возможность, сообразуясь с обстановкой, с местностью, принимать то решение, которое наиболее оптимально в тот или иной момент боя.
     - Как решаются сегодня вопросы денежного довольствия, обеспечения жильём? Каково в целом морально-психологическое состояние военнослужащих?
     - Морально-психологическое состояние войск округа вполне удовлетворительное и соответствует поставленным перед ними задачам. В округе свыше 7 тысяч очередников. Это с учётом и тех войск, которые не подчинены округу, но дислоцируются на его территории. До конца 2011 года планируем решить эту проблему. Квартиры есть, они закуплены. Но оформить жильё в собственность сложнее. Предстоит собрать все документы, получить извещения, осмотреть квартиру, чтобы она соответствовала и составу семьи, и статусу этого военнослужащего. Дать согласие на заселение, потом заключить договор социального найма. На это требуется время.
     Офицер среднего звена сейчас, если вести расчёты за год, получает ежемесячно свыше 30 тысяч рублей. Помимо денежного довольствия, в которое входят оклад по должности, оклад по званию, проценты за выслугу лет и всевозможные надбавки за сложность, напряжённость, работу с секретными документами, офицер также получает в конце года 2 оклада единовременного денежного вознаграждения. Ему полагаются санаторно-курортные деньги на себя и членов семьи, если он едет в отпуск. Кроме того, сейчас применяется ежеквартальное премирование военнослужащих, установленное приказом министра обороны. Значительную прибавку получают и офицеры передовых соединений. А с 1 января следующего года денежное довольствие значительно увеличивается. Всё делается для того, чтобы военнослужащие могли, меньше заботясь о быте, служить с максимальной отдачей.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex