на главную страницу

23 Сентября 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Проверено. Мин нет

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».
  Фото Александра СИДОРЕНКО.



После выполнения разведывательного поиска мин в главную базу Краснознамённой Кольской флотилии разнородных сил Северного флота вернулся морской тральщик «Владимир Гуманенко», которым командует капитан 3 ранга Михаил Уткин. Экипаж успешно выполнил поставленные задачи в Обской губе по боевому тралению, обнаружению и уничтожению мин, находившихся там с времён Великой Отечественной войны.

     Боевой поход продолжался 45 суток и проходил в сложных метеорологических условиях. Как подчеркнул заместитель командующего Кольской флотилией капитан 1 ранга Олег Голубев, командовавший оперативным морским отрядом разминирования (ОМОР), корабли соединения тральщиков в последний раз выполняли такие задачи в Обской губе 30 лет назад. Однако это не помешало экипажу морского тральщика успешно провести все этапы операции по обнаружению мин, миноподобных объектов и их уничтожению.
     Обская губа является самым крупным заливом Карского моря и расположена между полуостровами Ямал и Гыданский. Длина губы составляет более 800 км, ширина - от 30 до 80 км. Глубина небольшая, в разных точках от 10 до 20 метров, дно илистое и вязкое, что создаёт особые сложности при поиске мин. Обская губа освобождается от льда в июле, а уже в конце октября вновь сковывается ледяной бронёй, поэтому основные работы по обнаружению взрывоопасных объектов были запланированы на август.
     Об опасном наследии Великой Отечественной войны стало известно из архивных документов. Летом 1943 года в Карском море советская подводная лодка С-101 успешно атаковала немецкую подлодку U-639. На месте гибели немецкой субмарины обнаружили документы, в том числе и вахтенный журнал. Как выяснилось, лодка U-639 была одним из подводных минных заградителей и заминировала акваторию Печорской и Обской губ.
     Основное разминирование этих районов было проведено в 60-80-е годы прошлого столетия, причём кораблями трального соединения Северного флота. Тогда они успешно выполнили поставленную задачу, что способствовало созданию там судоходного фарватера.
     Теперь же североморцам предстояло в интересах топливно-энергетического комплекса подготовить плацдарм для установки нефтяной буровой платформы и проведения углубительных работ, что позволит следовать по Обской губе кораблям с большой осадкой.
     - Морской тральщик «Владимир Гуманенко» стал первым военным кораблём за последние тридцать лет, выполнявшим задачи в Обской губе, - отметил командир ОМОР капитан 1 ранга Олег Голубев. - Операция по поиску и уничтожению мин проходила с 31 июля по 2 сентября, работать приходилось при волнении моря в 3-4 балла. Мы обнаружили и уничтожили четыре мины, пролежавшие 68 лет на грунте в иле, глубина которого составила около полутора метров.
     Средства миноискания, которыми оснащён тральщик, позволили выполнить эту задачу. Основная же сложность похода заключалась в том, что корабль весь период находился в значительной удалённости от пунктов базирования. Однако это не сказалось на жизнедеятельности экипажа. Вместе с тральщиком «Владимир Гуманенко» в составе оперативного морского отряда разминирования выполняли поставленные задачи суда вспомогательного флота - гидрографическое судно ГС-405, спасательный буксир «Памир» и танкер «Сергей Осипов». Командир ОМОР особо отметил слаженность и профессионализм команды танкера, обеспечивавшей тральщик и его экипаж топливом, водой и продовольствием.
     Встречая корабль из похода, командующий Краснознамённой Кольской флотилией разнородных сил Северного флота контр-адмирал Владимир Касатонов поблагодарил экипаж за успешное решение поставленных задач и отметил значение проделанной работы для экономики страны.
     - За долгие годы вы стали первыми, кто освоил движение по Северному морскому пути и прошёл эти дальние, малообследованные и малопосещаемые районы, - сказал контр-адмирал Владимир Касатонов. - Результатом вашей работы станет возможность дальнейшего развития нефтедобывающей и газодобывающей промышленности на Крайнем Севере России.
     Свою оценку действиям экипажа дал командир оперативного морского отряда разминирования капитан 1 ранга Олег Голубев, для которого этот поход был уже тринадцатым по счёту:
     - Действия экипажа были грамотными, к поставленным задачам моряки подошли профессионально. Теперь можно с уверенностью сказать, что в обследованной акватории площадью 229 квадратных миль мин нет. А это очень важно, так как в протраленном районе будет проложен канал для танкеров-газовозов, осадка которых составляет более 10 метров.
     В числе лучших офицеров командование флотилии отметило командира дивизиона морских тральщиков капитана 2 ранга Александра Свириденко, заместителя командира соединения по работе с личным составом капитана 2 ранга Дмитрия Румянцева, дивизионного механика капитана 3 ранга Андрея Квитко.
     Самая большая нагрузка в походе легла на электромеханическую боевую часть, которой командует капитан-лейтенант Сергей Кобелев. Личный состав БЧ-5 трудился в напряжённом ритме и сделал всё возможное для нормальной жизнедеятельности экипажа. Боевая часть связи под командованием старшего лейтенанта Андрея Стаценко обеспечила корабль надёжной связью и своевременной информацией.
     Следует отметить, что в составе экипажа были и военнослужащие по призыву, пополнившие ряды Вооружённых Сил РФ осенью 2010 года. Как признались моряки, для них этот поход стал самым ярким и запоминающимся событием за год службы, сделал их настоящими мужчинами. Среди «срочников» особых успехов в службе сумел добиться электрик БЧ-5 матрос Михаил Дедов. Он добросовестно исполнял свои обязанности, с усердием вникал в тонкости военной специальности и проявлял здоровую инициативу при несении вахт.
     Профессионалами своего дела показали себя военнослужащие контрактной службы. Старшина команды мотористов главный корабельный старшина Андрей Пфайфер в 2002 году прибыл на тральщик служить по призыву, а потом решил остаться здесь на контрактной основе. По его словам, экипаж этого корабля отличается сплочённостью, взаимовыручкой и профессионализмом. Здесь каждый понимает, что от качества его работы зависит успех всего экипажа. В походе корабельный старшина Пфайфер вместе с командой мотористов оперативно провёл необходимый ремонт двигателя и обеспечил его обслуживание и бесперебойную работу. Однако моряков в море ждали не только напряжённая служба, но и радостные события. Пока длился поход, у двенадцати членов экипажа наступили дни рождения. Помимо традиционных подарков от родных, которые родственники загодя передали на корабль, для именинников подготовили видеозапись с поздравлениями от жён, мам и детей. Такой сюрприз для моряков организовал заместитель командира соединения по работе с личным составом капитан 2 ранга Дмитрий Румянцев.
     Пожалуй, самое радостное потрясение пережил лейтенант Иван Пудов, прикомандированный на корабль из соединения дизельных подводных лодок на время похода. 5 августа у Ивана родился сын, и поздравляли молодого офицера с этим важным событием всем экипажем. На память ему вручили замечательную фотографию с поздравлениями и пожеланиями от всех моряков. Но лейтенант Пудов особо гордится своими профессиональными достижениями: в начале похода он прошёл обучение по работе на новой гидроакустической станции «С-MAKC» и затем с её помощью успешно вёл обследование дна. Он также наравне со всеми нёс вахты, выполнял штурманские прокладки.
     Не остались без работы в полуторамесячном походе и специалисты медицинской части. За время траления хирург старший лейтенант медицинской службы Владимир Гургенидзе провёл шесть несложных операций, а ассистировал ему фельдшер прапорщик медицинской службы Автандил Саканелашвили. Все операции прошли успешно, без осложнений, и моряки быстро вернулись в строй.
     Анализируя результаты похода, командир корабля капитан 3 ранга Михаил Уткин признался, что он очень доволен действиями экипажа - моряки приложили все усилия и на высоком уровне выполнили поставленную задачу.
     - За время похода экипаж показал высокий профессионализм, вдумчивый подход, образцовую исполнительность. Никаких замечаний по дисциплине не было, - подчеркнул командир корабля.
     Михаил Уткин служит на тральщике «Владимир Гуманенко» с 2002 года. На корабль он пришёл лейтенантом, сразу после окончания штурманского факультета Санкт-Петербургского военно-морского института. Успешно прошёл все ступени служебной лестницы и в 2008 году был назначен командиром своего первого корабля «Владимир Гуманенко». Рассказывая о походе и показывая фотографии, командир корабля отметил отличную службу всего экипажа, который оказался на высоте и не подвёл своего командира.
     Как сообщило командование Кольской флотилии, отличившиеся военнослужащие и гражданские моряки, принимавшие участие в работах по разминированию, будут представлены к наградам и другим видам поощрения. Теперь часть моряков отправится в отпуск, остальные же займутся послепоходовым ремонтом корабля, чтобы потом вновь выйти в море и выполнить задачи по предназначению.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex