на главную страницу

27 Сентября 2011 года

Страна и мир

Вторник

Версия для печати

Бои продолжаются...

Виктор РУЧКИН.



В Ливии формирования Переходного национального совета (ПНС) пытаются подавить последние очаги организованного сопротивления сторонников Каддафи. В минувшие выходные они вновь безуспешно штурмовали город Сирт. Обе стороны применяют тяжёлое вооружение. Атакующих по-прежнему поддерживает авиация стран НАТО, поражающая с помощью управляемых бомб уцелевшую за полгода войны артиллерию каддафистов. Боевики имели наибольший успех на западных окраинах и почти прорвались в центр города, но, столкнувшись с прицельным огнём из стрелкового оружия, отошли на исходные позиции.

     Ливия



     Тактика действий отрядов ПНС под Сиртом, как сообщают блогеры, весьма примитивна. Вначале в бой вступают пикапы с 23-мм автоматическими зенитными пушками и 106-мм безоткатными орудиями, они подавляют выявленные огневые точки. Затем вперёд выдвигаются боевики со стрелковым оружием, и, если обороняющиеся не отходят, атакующие откатываются. Спустя какое-то время начинается новый «штурм».
     Если у отрядов ПНС есть танки, то в действие вступают и они. Одновременно по радио запрашивается через приданных «технических специалистов» (иностранных авианаводчиков) поддержка с воздуха: прилетевшие самолёты НАТО наносят удары по зданиям на линии соприкосновения сторон, где теоретически могут находиться огневые средства каддафистов. Обе стороны используют снайперов, но до настоящих уличных боёв дело не доходит, обе стороны не обладают боевой стойкостью и при ощутимых потерях предпочитают отойти на безопасное расстояние.
     В блокированном Сирте его защитникам отступать некуда, этим обстоятельством во многом объясняется нетипичное для арабов упорство в боестолкновениях. Родной город Муаммара Каддафи обороняют остатки подразделений ливийской армии, активисты народных комитетов, «революционные гвардейцы», общая численность которых после нескольких недель обороны составляет не более двух тысяч штыков.
     Вторым по значимости оплотом каддафистов является Бани-Валид, где имеется примерно такое же количество бойцов, включая племенное ополчение варфаллы. В последние дни отряды ПНС не предпринимали активных действий против защитников города. К линии соприкосновения сторон подвозились боеприпасы и подкрепление. Авиация НАТО выявляет наземные цели и наносит по ним бомбовые удары.
     А вот в оазисе Себха военная удача, видимо, на стороне сторонников Каддафи. Вошедшим с юга боевикам не удалось закрепиться в городе, хотя все информационные агентства поспешили сообщить о новом успехе ПНС. Потеряв несколько десятков человек убитыми и ранеными и израсходовав привезённые припасы, боевики стали отходить по автостраде в северном направлении.
     Вместе с тем отряды ПНС отбили атаку верных Каддафи формирований на город Гадамес, расположенный в 600 км к юго-западу от Триполи, неподалеку от границы с Алжиром и Тунисом. По поступившей информации, сохранившие лояльность свергнутому ливийскому лидеру бойцы предприняли попытку штурма на рассвете в воскресенье. В столкновениях погибли десять повстанцев и 15 получили ранения. Как заявил в Триполи военный представитель ПНС Ахмед Омар аль-Бани, за этой атакой стоят вооружённые группы, связанные с полковником Хамисом Каддафи, одним из сыновей бывшего ливийского лидера.
     Неустойчивой остаётся ситуация в самом Триполи. Для контроля над этим городом с населением почти в полтора миллиона человек требуется, по оценке экспертов, до семи тысяч полицейских. В распоряжении же исламистов, которым фактически принадлежит власть в столице, не более двух тысяч боевиков. Они в состоянии обеспечить относительный порядок в посольском квартале и центральных районах города. В столице существуют ячейки тайных сторонников Каддафи, которые прибегают к диверсионной тактике, уничтожая исламистов из-за угла.
     Ориентирующиеся на Запад лидеры ПНС по-прежнему делают ставку на военную помощь НАТО. Когда несколько дней назад председателя исполкома ПНС Махмуда Джибриля телерепортёр спросил, не приведёт ли наступление на Бани-Валид к острому конфликту между ПНС и племенем Варфалла, он откровенно заявил: «Да, это так. Племя варфалла примет ответные меры, но французы и британцы намного сильнее этого племени, и мы просим их остаться здесь столько, сколько это будет необходимо».
     Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Махмуд Джибриль призвал мировое сообщество разморозить оставшиеся активы режима Каддафи, чтобы направить их на «послевоенное восстановление и развитие страны». Он обратился к Совету Безопасности ООН с просьбой открыть ПНС доступ к 150 млрд. долларов, якобы хранившимся прежними властями за границей.
     По словам Джибриля, окончательная победа над Каддафи ещё не достигнута. «Ливия ещё не освобождена, - констатировал он. - Нам предстоит освободить от войск тирана Сирт и ряд других городов и укрепленных пунктов».
     Пока же в большинстве районов Ливии свои порядки устанавливают местные полевые командиры, мало прислушивающиеся к указаниям из Триполи и Бенгази. Так что власть ПНС в стране номинальна. Новые правители пытаются как-то наладить координацию действий отрядов «революционеров», но пока без особых успехов. Правда, в Мисурате объявлено о слиянии всех формирований противников Каддафи и создании «Объединённых батальонов ливийской революции» («Союза революционных батальонов Ливии»). Об этом вроде бы удалось договориться на совещании полевых командиров, прибывших из разных районов.
     Общая численность вооружённых формирований, поддерживающих ПНС, оценивается примерно в 20 тысяч бойцов. За август–сентябрь они основательно поредели (убитые, раненые, дезертирство). Настроение во многих «фронтовых» отрядах ПНС подавленное. Бойцы не получают жалованья и вынуждены заниматься «самообеспечением». В ходе боёв за Сирт и Бани-Валид они понесли большие потери, ранеными переполнены больницы Мисураты и Бенгази, не хватает крови для переливания. Для простых ливийцев, в силу разных причин оказавшихся в рядах противников режима Каддафи, становится очевидным, что захват Триполи и смена власти в стране не приведут к позитивным переменам в их жизни. Некоторые начинают жалеть о своём участии в «революции» и, прихватив автомат, разбредаются по домам.
     Большинство арабского населения Ливии ведёт себя по-прежнему крайне пассивно, в том числе в столице, и не склонно участвовать в борьбе против новой власти. Люди постепенно приспосабливаются к новым реалиям. В «берберском треугольнике», юго-западнее Триполи, амазиги (берберы) однозначно поддерживают новую власть в столице.
     Муаммар Каддафи может рассчитывать только на поддержку своего родного племени каддафа (район Сирта), а также варфаллы (Бани-Валид). Но со старейшинами варфаллы эмиссары ПНС рано или поздно договорятся, обещав не вмешиваться в их племенные «внутренние дела».
     Некоторые блогеры из числа сторонников Каддафи утверждают, что полковника поддерживают туареги - один из племенных союзов берберов, населяющих область, которая включает южные районы Ливии и Алжира, а также Марокко, Мали и Нигера. На протяжении сотен лет они, ведя кочевой образ жизни, контролировали торговые пути между Западной Африкой и странами Магриба. Во времена правления Каддафи им помогли осесть на юге Ливии и обрести рабочие места в нефтяной промышленности. Но надежды на этот фактор пока не оправдываются, никакие колонны туарегов не идут на помощь к затравленному полковнику, за которым охотится и иностранный спецназ, и исламисты.
     Роковой ошибкой престарелого Каддафи стало его убеждение, что он вошёл в «мировую элиту». Финансовая поддержка западноевропейских политиков (имена некоторых из них сегодня на слуху), участие в конфиденциальных переговорах по ценам на нефть, подобострастные улыбки иностранных лидеров создали у полковника ложное впечатление, что он - один из «избранных». Но пришло время новой геополитической комбинации - переформатирования всей исламской цивилизации, и полковник стал не нужен. Об этом откровенно сказал недавно премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в кругу своих молодых соратников: «Могущественные люди решили убрать Каддафи и начать новую эру».
     Западный спецназ при содействии радиотехнической и воздушной разведок рано или поздно найдёт скрывающегося в пустынных районах бывшего лидера Джамахирии. Но в целом роль военнослужащих НАТО в наземных операциях не стоит переоценивать. Вопреки «гуляющим» в блогосфере разговорам это далеко не так.
     По имеющимся данным, в Ливию было переброшено не более 50 британских спецназовцев, включая примерно 30 военнослужащих из 22-го полка Специальной авиадесантной службы (Special Air Service) и небольшое подразделение полка специальной разведки (Special Reconnaissance Regiment). Британские журналисты утверждали также о действиях на ливийской территории личного состава подразделения 18-го полка связи специального назначения, которое решало задачи радиоразведки в интересах выявления расположения Каддафи и его ближайшего окружения по излучению используемых ими радиосредств.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex