на главную страницу

28 Сентября 2011 года

Армия России: век ХХI

Среда

Версия для печати

МТО: проверка боем

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото Юрия МАГАСА.



Под общим руководством заместителя министра обороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова в Центральном военном округе завершилось специальное учение с органами управления, соединениями, воинскими частями и организациями материально-технического обеспечения (МТО) войск на Центрально-Азиатском стратегическом направлении в рамках стратегического учения «Центр-2011».


     ПРОШЛО более года с момента проведения подобного учения в Восточном военном округе и создания новой системы материально-технического обеспечения. За это время Тыл Вооружённых Сил трансформировался, претерпев серьёзные организационно-штатные и структурные изменения. В армии и на флоте сформирована новая структура материально-технического обеспечения, имеющая чёткую трёхуровневую вертикаль, от центрального аппарата до войскового звена. Более того, новая система МТО взяла на себя ранее нетипичные для неё функции, а именно обеспечение деятельности Главного автобронетанкового, Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ и др. В целом это 14 главных и центральных управлений, в том числе и Железнодорожные войска. Насколько отлажена эта система? Специальное учение должно было дать ответ на этот вопрос.
     Среди главных целей учения заместитель министра обороны генерал армии Булгаков обозначил проверку работы технического прикрытия железнодорожных и автомобильных магистральных путей. Проверялось также, насколько органы управления системы МТО соответствуют возложенным на них задачам по планированию и управлению силами и средствами, которые в свою очередь подверглись всестороннему изучению с точки зрения структуры, организации и количества.
     На манёвры были привлечены структуры Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв), а именно его хранилища (комбинаты), Минтранса, ОАО «РЖД», а также ОАО «Оборонсервис». В учении приняли участие более 5 тысяч человек и 1.630 единиц техники. Была задействована отдельная гвардейская танковая бригада, которую структуры МТО Центрального военного округа обеспечили по всем параметрам.
     ПЕРВЫМИ на учении начали активно действовать Железнодорожные войска. Два неопознанных самолёта условного противника нанесли по железнодорожному участку и мосту через реку Енисей - главную водную артерию Западной Сибири - мощный авиаудар, обозначенный средствами имитации на земле. В результате были обрушены строения одной из важнейших стальных магистралей ЦВО, а также пролёты моста.
     Подразделениям 5-й отдельной Познанской Краснознамённой железнодорожной бригады под командованием полковника Алексея Королёва предстояло в сжатые сроки восстановить разрушенную часть моста. В боевой обстановке в соответствии с установленными нормативами они должны были приступить к выполнению такой задачи через час после её получения.
     Перед восстановлением характер повреждений моста исследовало отделение водолазов отдельного понтонно-мостового батальона. Разведка разрушений сооружения осуществлялась также с помощью фотографирования объекта и запуска автомобиля по рельсам на комбинированном ходу для оценки повреждений и доставки инструментов. Только после того как понтонщики убедились в том, что работы по ремонту магистрали безопасны, они приступили к наведению железнодорожного наплавного моста с помощью выводного парома.
     ...Внезапно на берегу возникает пожар. Это диверсионная группа условного противника предприняла попытку сорвать планы железнодорожников по восстановлению моста. После нейтрализации диверсантов для тушения возникшего пожара были привлечены самолёт Бе-200 и вертолёт Ми-8, оборудованный выливным устройством объёмом 5 куб. м.
     Когда работы по наведению наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 были завершены, по мосту начали движение локомотив с железнодорожным составом, гружённым тяжёлой бронированной военной техникой, а по дублёру выдвинулась колонна КамАЗов и «Уралов». Огневую поддержку с воздуха осуществляла пара вертолётов Ми-8.
     Военные железнодорожники впервые форсировали такую крупную водную преграду, как Енисей.
     - Мы намеренно пошли на укрощение Енисея со всеми его сложностями. Скорость течения реки не менее 8 м/сек. В этих условиях мы в сжатые сроки навели через Енисей наплавной железнодорожный мост протяжённостью более 500 метров, - отметил заместитель министра обороны.
     Подводя итоги первого этапа крупномасштабного учения, генерал армии Булгаков высоко оценил действия Познанской Краснознамённой железнодорожной бригады.
     - Я очень доволен действиями бригады и её подразделений. Они выполнили свою задачу на 20 минут раньше, чем положено по нормативам. Вот результат того, что мы перешли от частей сокращённого состава к формированиям постоянной боевой готовности. По наведённому бригадой мосту через Енисей трижды прошёл железнодорожный состав с тяжёлой военной техникой общим весом более 1.600 тонн и проследовали автомобильные колонны. Такие мосты есть только у наших железнодорожных войск. Их нет ни в РЖД, ни в Минтрансе, - подчеркнул он.
     Кстати, в этом году Вооружённые Силы РФ получат первый комплект понтонного железнодорожного моста «Лента», не имеющего аналогов в мире по грузоподъёмности и скорости наведения через водную преграду. Он недёшев. Его цена - 1 млрд. рублей.
     ВТОРОЙ этап учения проходил в районе Екатеринбурга на предприятиях «Росрезерва» и ОАО «Оборонсервис». На этом этапе Минобороны и «Росрезерв» отрабатывали вопросы массовой отгрузки различных видов материальных средств для обеспечения войск в боевых условиях.
     На комбинате под Екатеринбургом производилась заправка военных автоцистерн с помощью специалистов предприятия. Техника туда направляется, по сути, после объявления в войсках определённой степени мобилизационной готовности и когда принято решение о пополнении топливных ресурсов. Заправка автоцистерн была прервана из-за проникновения на объект диверсионной группы, которой силами военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов был дан отпор. Кроме того, в учебных целях для участников учения были продемонстрированы действия работников и руководства комбината при тушении пожара, нарушении электроснабжения и т.д.
     «Оборонсервис» создавался для удовлетворения в мирное и военное время потребностей Вооружённых Сил в ремонте вооружения и военной техники, производстве и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, эксплуатации, обслуживании и ремонте объектов Вооружённых Сил.
     Как заявил на учении генерал армии Булгаков, гражданские предприятия ОАО «Оборонсервис» займутся обслуживанием современных образцов вооружения и техники.
     - За один год службы в армии мы не в состоянии научить солдата-срочника квалифицированно и грамотно обслуживать вверенную ему сложную боевую технику. Поэтому ОАО «Оборонсервис» и взяло на себя функции по ремонту, восстановлению и техническому обслуживанию их современных образцов. Ранее эти обязанности возлагались на личный состав и соединения Вооружённых Сил РФ, - сказал заместитель министра.
     Сегодня практически 100 процентов соединений и частей Минобороны перешли на использование услуг ОАО «Оборонсервис» в пунктах постоянной дислокации.
     - За каждым заводом «Оборонсервиса» закреплены свои соединения и воинские части, - заметил генерал армии Булгаков. - Заводы имеют в своём составе выездные бригады, работающие по территориальному принципу в своих зонах ответственности.
     Бригады проводят диагностику вооружения и военной техники, определяют объёмы и перечень работ, которые необходимо провести. Они также проводят техническое обслуживание военной техники. Если же сделать ремонт на месте по какой-то причине невозможно, техника отправляется на завод-изготовитель.
     Благодаря этому учению была отработана схема, при которой ремонтно-восстановительные технические подразделения частей и соединений осуществляют эвакуацию повреждённой военной техники с поля боя или помогают экипажам боевых машин восстановить их для выхода оттуда своим ходом. Всё остальное делают гражданские специалисты предприятий ОАО «Оборонсервиса».
     В дальнейшем, уже в полевых условиях, специалисты 144-го бронетанкового ремонтного завода и других предприятий выполнили задачи по ремонту машин в интересах подразделений отдельной танковой бригады, действуя в их боевых порядках.
     В восстановлении автомобильной техники приняли участие выездные ремонтные бригады автозаводов «Урал» и КамАЗ. По словам представителя «Урала» Виктора Бобровничего, для рабочих полевые условия, разумеется, оказались непривычными, а развёрнутый на полигоне мобильный сервисный комплекс имеет опытную эксплуатацию. Для заводчан это исследовательское учение, на котором они приобретают первый опыт работы в условиях, максимально приближенных к боевым.
     В ХОДЕ активной фазы учения отдельная бригада МТО отработала практические действия воинских частей и подразделений при налёте авиации условного противника. Дорожно-комендантский гарнизон, развёрнутый силами отдельного дорожно-комендантского батальона бригады МТО, организовал проход колонн техники, а понтонно-мостовая рота восстановила мост для переправы танковой роты через водную преграду. При этом тыловыми службами было учтено техническое прикрытие объектов на сети военных автомобильных дорог с использованием табельных средств дорожных войск.
     Кроме того, для подавления условной диверсионно-разведывательной группы была осуществлена высадка десанта посадочным способом из вертолёта Ми-8.
     Венцом этой части учения стала доставка материальных средств войскам беспосадочным способом двумя самолётами военно-транспортной авиации Ил-76МД с использованием парашютных систем на площадках приземления. После восстановления инфраструктуры (мостов, дорог и т.д.) движение колонн было возобновлено.
     Позже участникам учения показали полевой аэродром армейской авиации, а также укладку специального аэродромного покрытия в неприспособленных условиях, в том числе действия подразделений по оборудованию складов вооружения и ГСМ, подготовке к вылету и организации погрузки материальных средств на авиационный транспорт.
     Завершающим этапом учения стал розыгрыш эпизода и практические действия частей и подразделений МТО по обеспечению войск, где можно было наблюдать работу штатной хлебопекарни, пункта управления МТО отдельной танковой бригады и т.д.
     В ходе активного этапа на полигоне Чебаркуль было отработано взаимодействие и всестороннее обеспечение межвидовой группировки войск в составе подразделений отдельных мотострелковой и танковой бригад, МВД, МЧС и ФСИН различными видами топлива, боеприпасов, а также эвакуация и восстановление повреждённой военной техники. Изучались всевозможные способы эвакуации с поля боя бронетанковой техники с помощью вертолётов Ми-26 и Ми-8.
     Действия наземной группировки войск велись при поддержке штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24 и армейской авиации на вертолётах Ми-24 и Ми-8. Интенсивно работали реактивные системы залпового огня.
     В район условных боевых действий были направлены тяжёлые военно-транспортные вертолёты Ми-26 2-го командования ВВС и ПВО с целью заправки горючим техники танковой бригады. Та же винтокрылая машина была задействована и при эвакуации с поля боя повреждённых бронированных машин.
     
* * *

     Созданные в военных округах бригады МТО, комплексные базы МТО, арсеналы и базы резерва в ходе этого специального учения показали свои возможности. Учение в системе МТО в контексте СУ «Центр-2011» продемонстрировало степень её жизнеспособности и эффективности.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex