на главную страницу

28 Сентября 2011 года

Армия России: век ХХI

Среда

Версия для печати

Покорители глубин

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ Герой России вице-адмирал Алексей БУРИЛИЧЕВ.


     - Алексей Витальевич, начните нашу беседу с рассказа о себе. Как складывалась ваша служебная биография?
     - Моя биография складывалась так же, как и у многих других военных моряков. После средней школы в 1975 году поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, которое в 1980-м окончил. Попал на Северный флот, на подводные лодки. Там в общей сложности, с небольшими перерывами на учёбу, прослужил 25 лет, прошёл путь от командира штурманской группы до заместителя начальника штаба флота. В 2005 году был назначен в Главное управление Министерства обороны, которое занимается глубоководными исследованиями океана.
     - История глубоководных исследований насчитывает не одно столетие. Актуально это и сегодня...
     - Океан занимает большую часть нашей планеты. И сколько времени существует человечество, столько и пытается изучить, исследовать океан. Но сделать это непросто. По изученности океан, пожалуй, отстаёт от космоса. Даже наши пруды и озёра могут скрывать тайны, которые и представить сложно, а океан тем более.
     77 процентов океанов имеют глубины до 4-5 тысяч метров. Около 7 процентов - превышают 6 тысяч. И символично, что перед тем, как человек полетел в космос, 23 января 1960 года, исследователь Жак Пикар достиг дна Марианской впадины на батискафе «Триест». Только в 50-х годах прошлого столетия началось активное строительство глубоководных аппаратов, и исследователи начали поступательно достигать различных отметок океанских глубин. Так, в 1953 году Франция достигла глубины 3.000 метров. В 1964 году США достигли глубины около 2.000 метров. Затем Франция достигла глубины 6.000, а Япония - 6.500 метров. И наша страна в этом не отставала. У нас активно строились глубоководные аппараты. Так была создана целая серия аппаратов типа «Бриз» с глубиной погружения до 1.000 метров, которые до сих пор стоят на вооружении Военно-морского флота. Институт океанографии Российской академии наук построил аппарат с глубиной погружения 1.600 метров. В ВМФ были построены две глубоководные исследовательские лаборатории. Одна с глубиной погружения 2.000, вторая - 6.000 метров. В советское время реализовывались и совместные проекты. Так, вместе с Канадой был построен глубоководный аппарат «Пайсис», а с Финляндией - аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые хорошо известны и сегодня.
     - Глубоководные исследования требуют затрат, на которые готовы далеко не все государства, даже имеющие выход на океанские просторы...
     - Помимо человеческого любопытства за этими исследованиями стоят и чисто практические интересы. Трудностей при создании такой техники не меньше, чем при создании космических аппаратов. Ведь глубоководная среда более агрессивна, чем космическое пространство. И работа над проектированием, строительством техники, способной погружаться на большие глубины, даёт большой импульс к развитию научной мысли в целом. Ведь перед тем как достичь глубины, например, 6.000 метров, были разработаны новые сплавы, материалы, технологии. Если раньше аппараты строились из стали, то теперь они уже титановые.
     Создаются и специальные радиотехнические средства, способные работать на больших глубинах. Появляются приборы, позволяющие осуществлять координацию таких средств и глубоководных аппаратов на океанском дне. Нельзя забывать и о том, что в океане скрыты огромные богатства. И я уверен, что будущее человечества неразрывно связано с изучением, исследованием океана.
     - Какие основные задачи стоят сегодня перед вашим управлением?
     - В нашей стране два органа занимаются исследованием Мирового океана. Это Управление навигации и океанографии Министерства обороны и наше - Главное управление глубоководных исследований. Наша работа - это дно и большие глубины. Она требует создания специальной, сложной техники, особое требование к которой - безопасность. Часть техники у нас, конечно, роботизирована. Но есть и та, на которой непосредственно работают люди.
     В советское время океан изучался очень активно. Достаточно сказать, что в СССР существовало пять научно-исследовательских флотов различных министерств и ведомств. В Министерстве обороны был, пожалуй, самый крупный научно-исследовательский флот в мире. Изучением океана активно занимались учёные, морские геологи, рыбаки, транспортники.
     Конечно, опредёленные трудности были и в 1990-е годы. В частности, ощущалась нехватка средств на финансирование некоторых наших программ. Но большая часть проблем была всё-таки постепенно решена. Руководство нашей страны прекрасно понимает важность этого направления деятельности. Недаром в 2006 году тогдашним Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным была утверждена комплексная концепция развития гидронавтики в нашей стране. Она касается не только Министерства обороны, но и всех заинтересованных органов федеральной исполнительной власти. Сегодня мы планово развиваемся, все негативные моменты, которые были ранее, преодолены. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Активно, как это сегодня и происходит, будут развиваться не только глубоководные исследования, но и в целом исследования Мирового океана. Не будем забывать, что есть ещё ряд нерешённых проблем, касающихся, в частности, внешних границ континентального шельфа в Арктике...
     - А какова ситуация в целом с глубоководными исследованиями с точки зрения мирового законодательства?
     - Есть соответствующая конвенция Организации Объединённых Наций. При ООН создана комиссия, которая рассматривает материалы, представляемые различными странами. У нас там свои квалифицированные представители, длительное время занимающиеся работой в области Международного морского права. В частности, в 2001 году Россия подавала заявку по вопросам континентального шельфа в Арктике. Она была рассмотрена. Правда, не принята, отклонена. Были сделаны замечания. Сейчас активная работа развёрнута, она ведётся под флагом и руководством Министерства природных ресурсов. Это серьёзная работа, требующая больших затрат. ООН потребовала от нас дополнительных вложений в развитие технической базы. Многие современные технические средства были закуплены, установлены на носителях. Организуются ежегодные экспедиции в Арктику. Устраняются недостатки, которые были в нашей заявке. Наша техника и люди вносят свой вклад в общее государственное дело.
     - А чувствуется ли при этом давление со стороны иностранных партнёров?
     - Сегодня ряд стран активно осваивают Арктику. Например, наш восточный сосед Китай заявляет на неё свои претензии, строит ледоколы. Хотя тот, кто хоть немного знает географию, представляет, где Китай, а где Арктика. Китайцы понимают: пока это ничьё, а впоследствии они смогут на что-то претендовать. Хотя, конечно, часть Мирового океана международным сообществом уже поделена. Есть места, богатые минеральными ресурсами. В частности, разлом в Тихом океане с глубинами до 5.000-5.500 метров, богатый железо-магниевыми конкрециями. Он поделён международным сообществом на различные участки. Есть свой участок там и у России. Но это не значит, что он отдан нам в вечное пользование. На этом участке наша страна ведёт активные работы, в том числе по его изучению.
     Уверен, что не за горами то время, когда человечество перенесёт активные усилия по добыче полезных ископаемых именно на морские, океанские просторы. Там и концентрация этих ископаемых на порядок выше, чем на земле. И тот, кто видел когда-нибудь горно-обогатительные комбинаты, знает, что они представляют собой своего рода зияющие раны земли...
     - Алексей Витальевич, среди ваших наград есть и Звезда Героя. Расскажите, за что она получена.
     - Большинство моих наград было получено при службе на флоте. Звезду Героя получил, командуя подводной лодкой Северного флота. Достойно решили тогда поставленную перед нами задачу. Такой была оценка командования и в целом руководства страны. Весь экипаж был награждён орденами и медалями. Само это мероприятие состоялось в 1995 году. А в 1996 году я был удостоен звания Героя России. Всё это происходило достаточно давно. Указ был секретным. Я подводник. А подводные лодки - это потаённые суда. И пока не настало время рассказывать о всём этом...
     - Несмотря на то что океанские глубины изучаются уже немало времени, всё-таки остаются ощущения, что человечество в этом направлении делает только первые шаги...
     - В том, что это сложно, нет сомнений. Но человечество уже научилось работать на глубинах если не в 6.000, то в 1.500 метров. Пример - Мексиканский залив, где произошла авария буровой установки. Там и цемент заливали, и заглушки ставили. Мы уже умеем прокладывать по дну кабельные линии связи, трубопроводы. Например, Северный поток, Южный... Там не просто нитка трубопровода проложена. На глубине есть и соответствующие задвижки, заглушки, насосные установки...
     Человечество с трудом, медленно, но всё-таки в океан идёт. Конечно, обыватель в своей повседневной жизни не сталкивается с этим. Но ведь соответствующие специальности уже есть в том же Санкт-Петербургском техническом университете. Например, океанотехника. Там обучаются те, кто готовится стать конструктором океанской техники, работать не только на поверхности океана, но и в его глубинах.
     Необходимо понимать, что в настоящее время спасти экипажи подводных лодок с глубин более 1.000 метров мы не можем. Работа на больших глубинах связана с исключительным риском. Она требует отличной подготовки, причём и физической, и психологической. Отбор специалистов для такой работы очень тщательный. Пожалуй, он жёстче, чем отбор в отряд космонавтов. Из сотен кандидатов отбираем буквально единицы. Гидронавты - своего рода золотой фонд страны. Их порой называют и элитой подводного флота.
     - А на какую максимальную глубину доводилось лично вам погружаться?
     - На глубину более 3.000 метров.
     - Какие задачи тогда решались?
     - Буквально 31 мая мы вернулись из экспедиции, проходившей в Центральной Атлантике, южнее Азорских и Канарских островов. Там испытывали новый глубоководный аппарат «Консул».
     Ещё в конце 80-х годов прошлого века было начато строительство двух аппаратов. Один - «Русь» - для Военно-морского флота. Другой - «Консул» - для Министерства геологии. Потом наступили не лучшие времена. Было не до глубоководных аппаратов. Но тем не менее флот свой аппарат достроил. В 2005 году было совершено погружение на глубину 3.600 метров, хотя рассчитан он на глубину до 6.000 метров. Но такие аппараты для обеспечения безопасности на больших глубинах должны работать в паре. Недостроенный «Консул» был передан нам. Мы его достроили. В 2010 году провели в Балтийском море государственные испытания. Поставили на нём современные средства связи, звукоподводной связи, радиоэлектронное оборудование. Сегодня по некоторым позициям он превосходит и наши славные «Миры». Во время завершившейся недавно экспедиции «Консул» погружали на глубину чуть более 3.000 метров. Мне непосредственно довелось быть руководителем этого спуска. После этого аппарат спускался уже на предельную глубину - 6.000 метров.
     На мой взгляд, психологически погружаться самому гораздо проще, чем ждать возвращения из глубины экипажа. Конечно, при подготовке к погружениям аппарат неоднократно проверялся ещё на этапах строительства, испытаний. И всё же...
     Есть целый комплекс технического оборудования для работы на глубинах. Можно, например, вести поиски предметов, теле- и фотосъёмки. Есть прожекторные установки, манипуляторные устройства. Имеется возможность поднимать различные объекты... В настоящее время ведётся разработка бурильной установки для этого аппарата.
     - А что видит человек, погружающийся на морские глубины? Какое оно - океанское дно?
     - В начале погружения - красивый бирюзовый цвет океана. Солнечный свет пробивается до глубины примерно 200 метров. Потом - чернота... Иногда какие-то рыбы, планктон...
     - Вы сказали о том, что некоторое время назад была утверждена концепция развития гидронавтики в России.
     - Это организующий, концептуальный документ, на основе которого мы разрабатываем свои программы, в том числе перевооружения, создания, развития нашей техники. В нём намечены пути, по которым нам следует идти. В частности, необходимо учитывать, что наша глубоководная техника - двойного назначения. Она должна работать не только в целях обороны, но и на экономику страны. Нас, в частности, уже привлекал Газпром. В 2007 году наши специалисты обеспечивали погружение экспедиции в Арктике. Сегодня одно из направлений нашей работы там - определение внешней границы континентального шельфа...
     Во время погружений мы получаем различную информацию. В первую очередь научную. В Министерстве обороны есть свои институты, которые, скажем так, её обрабатывают. В Управлении навигации и океанографии Министерства обороны, в частности, есть соответствующие подразделения, которые работают в комплексе с Российской академией наук...
     - На ваш взгляд, обитаемые подводные станции - перспектива какого времени?
     - Считаю, что человеку надо прежде всего твёрдо стоять на земле. В космосе сегодня летают сотни автоматических станций и лишь одна обитаемая. Так же, на мой взгляд, должно быть и на океанских глубинах. Будущее - за робототехникой, которая продолжит тщательное изучение, исследование океана, начатое людьми... И нам на этом пути негоже быть в арьергарде.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex