на главную страницу

29 Сентября 2011 года

Ливия

Четверг

Версия для печати

Последние очаги сопротивления

Виктор РУЧКИН.
  Фото агентства REUTERS.



В Ливии на ходе событий всё больше сказываются численное превосходство вооружённых формирований Переходного национального совета (ПНС) и их поддержка со стороны ВВС западного альянса. Даёт о себе знать и пассивность городского населения, которое безучастно наблюдает за продолжающимся военным противоборством. Распространяемые сторонниками Каддафи в блогосфере утверждения о поддержке народом Джамахирии своего лидера оказались сильно преувеличенными.

     Отряды ПНС подавляют последние очаги сопротивления каддафистов. Портовый город Сирт практически полностью перешёл под их контроль. Основной удар был нанесён с восточного направления. Боевики при поддержке самолётов НАТО, танков и артиллерии сумели захватить порт и восточные районы города, сейчас идёт зачистка западных кварталов. По словам одного из командиров формирований ПНС, захват порта, расположенного на востоке Сирта, стал «стратегической победой».
     Накануне решающего штурма Сирта французская газета «Монд» опубликовала беседу с полковником Абделем Саламом Джадаллой, который представлен как главнокомандующий Национальной армией освобождения Ливии на восточном фронте в Сирте. При режиме Каддафи полковник проходил службу на командных должностях в спецподразделениях ливийской армии. В феврале после начала восстания в Бенгази он перешёл на сторону противников лидера Джамахирии.
     По его словам, Сирт надёжно окружён, действия «восточной группировки» координируются с отрядами, наступающими с западного направления (подавляющее большинство из них – боевики из города Мистрата), но продвижение войск тормозила необходимость договариваться со старейшинами населённых пунктов, находящихся на автостраде из Бен-Джавада.
     «На нашем пути оказалось слишком много населённых пунктов, – сказал он. – Каждый раз как мы входим в какое-либо поселение, то устанавливаем связь с шейхом или представителем власти. Мы даём им возможность уйти. Помимо каддафа (родное племя Муаммара Каддафи) в этой зоне находятся три племени: фурджана, хамамасала и маадана, которые находятся на линии фронта. Мы предупреждаем их, что у нас есть тяжёлое оружие, что им не стоит пытаться сражаться с нами и что мы не считаем их врагами. Позднее эти люди смогут вернуться домой. Однако у многих из них нет больше ни топлива, ни еды, что затрудняет эвакуацию».
     Причины упорного сопротивления каддафистов, оказавшихся запертыми в центре города без каких-либо шансов на прорыв, полковник Джадалла объяснил спецификой состава обороняющихся. «Подавляющее большинство бойцов в Сирте являются офицерами, главами служб безопасности, сотрудниками бывших революционных комитетов, – отметил он. – Все эти люди сыграли активную роль в подавлении февральского восстания, это преступники, на руках которых немало ливийской крови. Они понимают, что если не погибнут в бою, то их будут судить за совершённые преступления, что в итоге всё равно означает смерть».
     По его информации, Сирт обороняют примерно 1.500 человек. «Сегодня центр города удерживают под контролем небольшие отряды, которые потеряли связь друг с другом, – заявил полковник. – У них больше нет центрального командования. Мы с уверенностью можем сказать, что Мутасим (один из сыновей Каддафи) находится внутри города и переходит из отряда в отряд». У обороняющихся имелось большое количество ракет, снарядов и других боеприпасов. Однако вследствие ударов авиации они лишились большинства огневых средств, на восточном фронте их оставалось перед решающим штурмом около 40 единиц.
     Французский журналист спрашивает полковника, если бои продолжаются из-за уверенности каддафистов в неизбежной смерти, почему бы не предложить им амнистию? И получает такой ответ: «Мы предложили им сдаться и гарантировали их безопасность вплоть до ворот тюрьмы. Остальное нас, военных, не касается. Далее всё зависит от Переходного национального совета, суда и ливийского народа».
     Для понимания ситуации в Ливии и причин утраты Муаммаром Каддафи власти важно и объяснение причины решения ливийского офицера «присоединиться к революции»: «В Ливии существовало два типа армии: бригады особого назначения и регулярная армия. Мы, регулярная армия, злы на Каддафи уже очень давно. За 42 года мы 25 раз пытались провести операцию по свержению и изменению режима, но безуспешно. Когда ливийцы подняли мятеж, солдаты, естественно, последовали за ними. Каддафи всегда с пренебрежением относился к регулярной армии. Зарплата полковника соответствовала жалованью простого солдата из особых бригад (катибов). Единственными хорошо организованными подразделениями в наших рядах были отряды особого назначения, поэтому они сыграли крайне активную роль перед Сиртом».
     По поступающим из Ливии сообщениям, под контроль ПНС, видимо, перешёл также оазис Себха в 650 километрах южнее Триполи. На очереди – город Бани-Валид, который пока ещё удерживается каддафистами и бойцами племенного ополчения. Шейхи племени варфалла под угрозой новых бомбардировок скорее всего сдадут свой родовой оплот, и остаткам подразделений сторонников Каддафи придётся уходить к алжирской границе.
     Новые власти постепенно пытаются восстанавливать функционирование экономики. При помощи иностранных специалистов возобновились поставки сырой нефти из восточного порта Марса-эль-Харига в Италию. Правда, пока речь идёт о небольших партиях «чёрного золота». Его добыча находится на уровне 32 тыс. баррелей в сутки, хотя до начала гражданской войны в стране добывалось 1,6 млн. баррелей (80 млн. тонн).
     Тем временем свергнутый ливийский лидер Муаммар Каддафи обнародовал своё очередное обращение, в котором подтвердил, что «по-прежнему находится на земле Ливии», заявив при этом о «готовности и стремлении принять мученическую смерть».
     В размещённом на сайте телеканала «Аль-Либия» заявлении полковник назвал «героями тех ливийцев, кто совершает подвиги и погибает» в борьбе с вооружёнными силами ПНС. Каддафи, в частности, обратился к своим сторонникам из племени варфалла, которое уже несколько недель держит оборону города Бани-Валид. «Они лгут, говоря, будто я нахожусь то в Венесуэле, то в Нигере, – заявил экс-лидер Джамахирии. – Знайте, что я на земле Ливии, как и вы, я вместе со своим народом». Каддафи также пообещал, что «банду агентов», к которым он причисляет представителей и сторонников ПНС, «в ближайшие дни ждет неожиданное потрясение».
     Однако это не более чем риторика. Для большинства экспертов сегодня становится очевидно, что полковнику уже не вернуться к власти, его семейный клан упустил момент, когда весной ещё можно было договориться о «почётных условиях» передачи власти. Сопротивление разрозненных групп каддафистов будет продолжаться, пока у их лидера не закончатся деньги, заблаговременно выведенные за рубеж.
     Когда верстался номер, стало известно, что в Сирте огонь временно прекращён на северном, западном и южном участках, на восточном продолжаются бои. Как передаёт катарский телеканал «Аль-Джазира», в Сирт переброшены бронетанковые и артиллерийские подкрепления. Полевые командиры Переходного национального совета ведут переговоры о сдаче города со старейшинами из племени каддафа. Как сообщил командир бригады «Аль-Фарук» Тухами аз-Зайяни, инициатива о перемирии исходит от одного из местных шейхов, который согласился сложить оружие в обмен на возможность беспрепятственного выхода из города.
     Один из полевых командиров Переходного национального совета Ливии, некий Хишам Бухаджар, сообщил в интервью агентству Рейтер, что новым ливийским властям стало известно местонахождение Муаммара Каддафи. По данным ПНС, полковник скрывается в районе небольшого городка Гадамес близ границы с Алжиром. По его словам, проживающие там туареги взяли Каддафи под свою защиту.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex