на главную страницу

29 Сентября 2011 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Морское наследие России

Алексей БУДАНОВ.



В новом здании Центрального военно-морского музея - отреставрированном и приспособленном под музей памятнике истории и архитектуры «Крюковские казармы» в Санкт-Петербурге - состоялось третье заседание межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ.

     Заседание прошло под руководством председателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслава Попова. Основной темой стало развитие сети морских музеев в России.
     Известно, что по числу морских музеев наша страна, к сожалению, очень сильно отстаёт от ведущих морских держав. Это же касается и материально-технического оснащения музеев. Участники заседания отмечали, что морская мощь страны должна быть ярко представлена в том числе в виде музейной сети.
     - Мы надеемся на помощь государства в развитии уже существующих крупных учреждений, хранящих морское наследие России (Центральная военно-морская библиотека, Центральный военно-морской архив, Российский государственный архив ВМФ, Центральный военно-морской музей, Музей Мирового океана, музеи Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии, Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России (Москва), Государственный Северный морской музей (Архангельск). Но также рассчитываем и на создание новых крупных музейных центров в регионах, - отметил начальник Центрального военно-морского музея Андрей Лялин.
     Другой важный вопрос - это сохранность музейного фонда. В России очень много небольших ведомственных музеев при судостроительных заводах, конструкторских бюро, институтах. Большинство из этих организаций, созданных ещё при советской власти и даже раньше, сейчас стали частными. Соответственно, и музеи, отражающие историю отечественного судостроения, оказались в распоряжении новых собственников без всяких обременений. Какова может быть судьба уникальной коллекции при очередной смене собственника? Именно так были утрачены коллекции многих ведомственных музеев, другие находятся в поле большого риска.
     На заседании межведомственной комиссии также было уделено внимание и вопросу сохранности исторического флота России. Пусть не на бескрайних океанских просторах, а у городской набережной, однако эти «ветераны» ещё способны нести вахту и приносить пользу обществу. Ярким примером тому могут служить судьбы ледоколов «Красин» и «Ленин», крейсера «Аврора», сторожевого корабля «Красный вымпел»... Перечень существующих сегодня судов-музеев, увы, невелик. Поэтому так важна работа по определению перспективных судов, внесению выявленных новых объектов в общий реестр морского наследия. Музей - это высшая степень признания заслуг корабля. Но всякий ли корабль может стать музеем?
     Сохранять для потомков надлежит уникальные, единственные в своем классе суда, корабли с богатой событиями биографией. Такие как плавмаяк «Ирбенский», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», научно-исследовательское судно «Академик Александр Несмеянов», ветеран дореволюционного флота аварийно-спасательное судно Черноморского флота России «Коммуна», первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Если Министерство обороны сегодня готово передать плавмаяк «Ирбенский» муниципальному образованию Кронштадтского района Санкт-Петербурга, то это решение при обоюдном согласии сторон спасло бы уникальное судно. Передача на баланс субъектам Российской Федерации может стать одним из возможных вариантов устройства дальнейшей судьбы любого отслужившего свой срок корабля.
     Сохранять суда возможно и не изменяя их ведомственной принадлежности. Для новороссийских мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», навечно ставший на якорь у городской набережной. Вошедший в десятку лучших боевых кораблей мира, построенный в XX веке, крейсер превратился в своеобразный символ города-героя Новороссийска, живую легенду минувшей эпохи. И это не просто плавучий музей, а корабль-воин с богатейшим послужным списком, признанный шедевр мирового судостроения XX века.
     Решением главнокомандующего ВМФ в целях развития сети культурно-досуговых учреждений Черноморского флота на российском побережье и для усиления военно-патриотического воспитания молодёжи и жителей Краснодарского края на флоте была организована работа по созданию в Новороссийске филиала музея Черноморского флота РФ на базе крейсера «Михаил Кутузов». 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов» бросил якорь у новороссийской набережной и продолжил служить Родине как корабль-музей, став настоящей базой для подготовки будущих поколений моряков.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex