на главную страницу

1 Октября 2011 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

Вахты «Стерегущего»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



На имя главы администрации Курска Николая Овчарова пришла телеграмма от командования и личного состава корвета Балтийского флота «Стерегущий», в которой моряки поздравляют курян с днём города.

     Свой праздник жители Курска отметили 25 сентября. Телеграмма от военных моряков содержала пожелания оптимизма, энергии, благополучия и успеха. Также экипаж корвета выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с администрацией Курска, направленное на укрепление и приумножение флотских традиций. Первое соглашение о шефских связях, призванное способствовать активизации работы по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению духа и мощи российского ВМФ, было подписано ещё в 2006 году. В 2009 году оно было продлено.
     Эти шефские взаимоотношения появились не случайно. Командиром самого первого корабля в истории российского ВМФ с именем «Стерегущий» был уроженец Курска лейтенант Александр Сергеев. Тот корабль был построен в далёком 1901 году на «Адмиралтейской верфи» Санкт-Петербурга товариществом Невского судостроительного и механического заводов. В 1902 году по железной дороге миноносец был перевезён на главную базу русского флота на Дальнем Востоке - Порт-Артур - и в 1903-м вступил в строй 1-й Тихоокеанской эскадры. В марте 1904 года «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб во время боя. Один русский миноносец сражался против четырнадцати японских. Четыре орудия против шестидесяти четырёх. Русские моряки отстреливались как могли. Снаряды пробили борт одного из японских кораблей, разорвали паровой котёл на другом, прямым попаданием вывели из строя несколько вражеских орудий. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать экипажем. «Корабль не должен попасть в руки врага!» - такими были последние слова умирающего командира.
     Жестокий бой продолжался почти два часа. Когда замолчало последнее орудие «Стерегущего» и вся палуба корабля была покрыта телами его защитников, японцы решили взять судно на буксир и увести с собой. К миноносцу устремились шлюпки. Тяжёлый металлический трос протянулся от носа «Стерегущего» к одному из вражеских кораблей. И тут японцы почувствовали, что палуба уходит из-под ног. «Стерегущий» погружался в морскую пучину. Это задраившиеся в машинном отделении старшина Иван Бухарев и кочегар Василий Новиков, исполняя последнюю волю своего командира, открыли кингстоны - клапаны затопления. Взломать переборку японцам не удалось, и оба героя так и ушли на дно вместе со своим кораблём...
     Даже японский адмирал Того, докладывая своему императору об этом сражении, высоко оценил героизм экипажа «Стерегущего». В Александровском парке близ Каменноостровского проспекта в Санкт-Петербурге в мае 1911 года был открыт памятник экипажу миноносца. Создал этот монумент, на котором высечены все имена погибших моряков «Стерегущего», начиная с командира лейтенанта Александра Сергеева, скульптор Константин Васильевич Изенберг.
     О героической истории экипажа миноносца хорошо знают ребята, обучающиеся военно-морскому делу в курской школе № 18, которая носит имя командира первого «Стерегущего» Александра Сергеева. Гостями этого учебного заведения были моряки и современного «Стерегущего». Хотя у корвета ещё нет такой истории, но и этот корабль по-своему уникален. Он насыщен самым разнообразным вооружением.
     В создании корабля приняли участие свыше 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В конце 2009 года указом Президента РФ группа работников судостроительного предприятия «Северная верфь» была удостоена государственных наград за создание этого корвета.
     Нынешний «Стерегущий» не застаивается у причала. В телеграмме, присланной на имя курского градоначальника, говорилось и о том, что представители экипажа корвета не смогли присутствовать на праздничных мероприятиях в Курске в связи с выполнением задач по обеспечению непрерывной учебно-боевой деятельности сил флота. А о том, насколько насыщены будни военных моряков выполнением различных задач, можно судить по сообщениям группы информационного обеспечения Балтийского флота. Так, недавно в сопровождении именно этого корабля на Английской набережной Санкт-Петербурга пришвартовались королевская яхта «Даннеброг» и фрегат «Тетис» военно-морских сил Дании. Заход датских кораблей проходил во время официального государственного визита в Российскую Федерацию по приглашению Президента РФ Дмитрия Медведева королевы Дании Маргрете II и принца-консорта в сопровождении принца-наследника.
     А незадолго до этого «Стерегущий» выходил в море для отработки элементов взаимодействия между экипажем корвета и лётным составом вертолётной эскадрильи БФ. На морском полигоне корвет обеспечивал тренировки экипажей вертолётов противолодочной авиации Ка-27 при выполнении взлёта и посадки на палубу. На выходе в море экипаж «Стерегущего», в частности, отработал мероприятия по обеспечению запасной посадки вертолётов, выполнил элементы маневрирования. Было проведено и учение по борьбе за живучесть корабля. Во взаимодействии со спасательным буксиром в учебных целях отрабатывались мероприятия по оказанию помощи аварийному объекту и буксировке корабля, действия корабельных расчётов при заправке и приёме-передаче жидких грузов на ходу.
     Завершился тот выход в море выполнением зачётного тактического учения с применением всех видов оружия. А впереди у экипажа «Стерегущего» будет ещё немало морских миль, учений и беспокойных вахт...
     На снимке: «Стерегущий» в море.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex