5 Октября 2011 года |
Оружие России |
Среда |
|
||
В конце прошлого года руководством страны принято решение преобразовать десять федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и на их основе создать ОАО «Системы управления», 100 процентов акций которого будут находиться в федеральной собственности. В новую структуру войдут ещё четыре акционерных общества. На реализацию всех процедур по созданию новой структуры отведено 18 месяцев.
– Владимир Николаевич, на каком организационном этапе находится возглавляемая вами интегрированная структура? Что уже сделано, что ещё предстоит?
– Во-первых, решением Президента России в целях сохранения и развития научно-производственного и технологического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в области автоматизации управления и связи в интересах обороноспособности, безопасности и социально-экономического развития государства интегрированная структура создана недавно – в ноябре 2010 года. Во-вторых, в целях своевременной реализации мероприятий приватизации федеральных предприятий по каждому из них разработан план-график, осуществляется контроль его выполнения. При этом необходимо отметить, что по ряду из них существуют различного рода причины, которые затягивают сроки их приватизации. А это недопустимо, ведь решения руководства страны о создании ОАО «Системы управления» должны быть выполнены в установленные сроки. В целом следует подчеркнуть, что итоги деятельности уже созданных интегрированных структур в радиоэлектронной промышленности подтверждают целесообразность и эффективность их создания. Проблемы, связанные с выполнением государственной программы вооружения, а также требованиями, предъявляемыми заказчиками к системам и комплексам вооружения, военной техники, показывают необходимость дальнейшего форсированного развития интегрированных структур, в том числе путём расширения их состава за счёт предприятий, обеспечивающих полноценный технологический цикл, разработку и внедрение технологических операций. В нашей структуре пока недостаточно производственных мощностей для обеспечения всего жизненного цикла изделий, в том числе для организации серийного производства, технического обслуживания и ремонта автоматизированных систем управления, систем защиты информации, поддержания технической готовности действующих комплексов и средств автоматизированного управления на специальных объектах. В связи с этим нам представляется целесообразным изыскать возможность расширения интегрированной структуры за счёт вхождения в её состав предприятий, специализирующихся в тех же или смежных направлениях деятельности и обладающих научно-техническим и экономическим потенциалами, способствующими реализации приоритетных направлений деятельности общества. Такие предложения сформированы и направлены для рассмотрения в Минпромторг России. – Расскажите о продукции, разрабатываемой и выпускаемой ОАО «Системы управления» для силовых министерств и ведомств. – Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что на предприятиях концерна для силовых министерств и ведомств создаётся широкий диапазон автоматизированных систем управления. Предприятия разрабатывают и выпускают автоматизированные системы управления для оснащения пунктов управления государством, Генерального штаба Вооружённых Сил, а также пунктов управления ВВС, ВМФ, РВСН, ВДВ и Космических войск на стационарной и подвижной базе. Например, для обеспечения автоматизированного управления разновидовыми войсками и силами авиации и ПВО нашим концерном разработан комплекс средств автоматизации «Бастион». В настоящее время такими комплексами оснащены командные пункты и штабы ВВС, Сухопутных войск и ВМФ. «Бастионы» используются в ходе мероприятий оперативной подготовки органов военного управления. В процессе разработки этих комплексов концерн получил двенадцать патентов. Помимо этого, ФГУП «Концерн «Системпром» выполнил комплекс опытно-конструкторских работ по созданию стационарно-мобильной региональной автоматизированной системы управления (АСУ) войсками (силами) – «Акация». Созданная АСУ стала первой и пока единственной в Вооружённых Силах системой регионального масштаба в защищённом исполнении, созданной на базовых принципах открытости систем и модульности их построения. В этой автоматизированной системе управления использованы не только уже известные решения, но найдены и реализованы на современном уровне новые, а в некоторых случаях уникальные технологии, аппаратные и программные решения Кроме того, за нами создание и сервисное обслуживание систем автоматизации информационно-управляющих систем для кораблей различных рангов, базовых универсальных учебно-тренировочных комплексов подготовки специалистов Военно-морского флота. В интересах МВД, ФСБ, ФСО созданы различные средства для обмена данными, интегрированных цифровых систем конфиденциальной телефонной связи и инфокоммуникационных сетей. – Вооружённые Силы России обретают новый облик. Это означает и новый облик «оборонки». Какие проекты и программы реализует структура для повышения уровня обороноспособности, безопасности и экономического развития государства? – Вопросы, связанные с обороноспособностью, безопасностью и экономическим развитием государства, в настоящее время чрезвычайно актуальны. В условиях реформирования Вооружённых Сил предприятия реализуют проекты по совершенствованию существующей структуры автоматизированных систем управления под новую организационно-штатную структуру органов военного управления. Речь идёт о разработке и оснащении комплексами средств автоматизации пунктов управления оперативно-стратегических командований и пунктов управления создаваемого нового рода войск – войск Воздушно-космической обороны. В настоящее время государство выделяет значительные бюджетные средства для решения актуальных проблем в области повышения эффективности при планировании и выполнении государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ, реализуемых организациями оборонно-промышленного комплекса. Это предполагает всестороннюю оценку возможных финансово-технологических рисков и снижение их негативного влияния на принимаемые решения в области обороноспособности, безопасности и экономического развития государства, что в свою очередь приведёт к созданию современных высокоточных образцов вооружения и качественной военной техники, модернизации и созданию высокотехнологичных мощностей оборонно-промышленного комплекса, своевременному размещению, исполнению и финансированию государственного оборонного заказа и в целом эффективному расходованию бюджетных средств. Именно поэтому интегрированная структура проводит работы по оценке финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа. Это позволит обеспечить координацию и информационно-аналитическую поддержку деятельности федеральных органов исполнительной власти по эффективному расходованию государственных финансовых средств для решения задач управления программами в сфере оборонно-промышленного комплекса на всех этапах их формирования и выполнения на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Эти цели предусматривается достигнуть на основе разработки экономико-математических методов моделирования и оптимизации вырабатываемых управленческих решений, снижающих уровень рисков в финансово-технологической (экономической) области на основе современной концепции управления бизнес-процессами. В настоящее время мы значительное внимание уделяем созданию автоматизированной системы каталогизации продукции холдинга, как функциональной подсистемы федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и ряда других работ. – Расскажите об этом подробнее. Под каталогизацией продукции подразумеваются работы, проводимые организациями по единообразному описанию разрабатываемых, производимых и поставляемых ими для федеральных государственных нужд «финальных» изделий, их составных частей, комплектующих изделий и материалов, присвоению им федеральных номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде каталога продукции, разрабатываемой, производимой и поставляемой по государственному заказу. Ведь в настоящее время номенклатура и качество этих изделий практически не может эффективно контролироваться заказчиком и фактически «независимо» формируется каждым из разработчиков. При этом количество впервые разрабатываемых изделий – составных частей в «финальных» изделиях существенно преобладает, по некоторым группам изделий их доля может составлять от 70 до 90 процентов. В то же время даже количественные данные о примерной номенклатуре таких изделий в отрасли отсутствуют, а их обобщение по отдельным организациям разработчиков или заказчиков практически невозможно из-за несовместимости соответствующих информационных массивов, и, следовательно, оценить ущерб от несовершенства сложившейся системы информационного обеспечения процедур управления номенклатурой продукции проблематично. Подобные технологии пока не внедрены в практическую деятельность предприятий. Основной причиной такого положения дел стало отсутствие действующей инфраструктуры, регламентирующей процедуры учёта и рационального использования уже имеющихся научно-технических решений, существующих в виде апробированных на практике изделий отрасли, важнейшим условием эффективности которой является наличие достаточно полного, достоверного и сопоставимого описания однотипной продукции на основе её технических, эксплуатационных и других характеристик. Вместе с тем, как показывает изучение опыта применения таких систем в более чем 50 государствах, каталогизация – эффективное средство повышения качества и конкурентоспособности продукции. Разработка и внедрение данной системы позволит существенно повысить оперативность процессов анализа и формирования программных и плановых документов, а также внедрить современные технологии для решения задач учёта накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и обмена этой информацией между заинтересованными организациями. – В настоящее время на государственном уровне большое внимание уделяется вопросам обучения и закрепления молодых специалистов. Как с этим в вашей структуре? – Вопрос этот исключительно важный не только для интегрированной структуры, но и для большинства организаций радиоэлектронной промышленности. Читатели, я думаю, знают, что проблема подготовки, а главное закрепления молодых кадров охватывает широкий круг вопросов, прежде всего социального характера. В настоящее время средний возраст рабочих, инженерно-технического состава наших предприятий достиг 50 и более лет. Это создаёт немалые сложности в формировании трудовых коллективов, обеспечении преемственности трудовых традиций. Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы социально-кадровая политика способствовала формированию благоприятных условий труда и жизни работников, привлечению и сохранению высококвалифицированного персонала, повышению мотивации труда, снижению текучести кадров. Недавно я вернулся из поездки в Нижний Новгород. Изучали с коллегами состояние дел на научно-производственном предприятии «Полёт». Убедились в том, что на нём накоплен немалый опыт подготовки и закрепления молодёжи. Средний возраст рабочих, инженерно-технического состава предприятия составляет 46 лет. На основе кадрового заказа развёрнуто обучение специалистов на филиалах кафедр Института радиоэлектроники и информационных технологий НГТУ, которые успешно трудятся на предприятии. Кроме того, на предприятии трудятся более сотни молодых специалистов, прошедших обучение в других вузах. Средняя заработная плата сотрудников выше, чем по городу и области. Она составляет 22.600 рублей. Активно действует совет молодых специалистов, проводятся конкурсы профессионального мастерства молодых рабочих, специалистов, рационализаторов и изобретателей. Все это способствует закреплению молодых специалистов. Кстати, следует отметить, что и директору этого предприятия всего 37 лет. Согласитесь, это возраст, который объединяет в себе и молодость, и опыт. В целом такой подход руководства НПП «Полёт» к решению кадровых вопросов придаёт уверенности в том, что самое трудное в подготовке специалистов и смене их поколений уже позади. Вместе с тем на ряде предприятий концерна вопросы подготовки и закрепления молодых специалистов решаются не столь успешно. Будем выправлять положение. На каждом предприятии должна быть корпоративная программа обучения и адаптации персонала. Хотя, как вы понимаете, тут не всё зависит от руководителей предприятий. Подготовка и закрепление молодых кадров – это общегосударственная проблема. В связи с этим предложение моих коллег о подготовке государственной программы закрепления кадров через строительство для них доступного жилья и материального стимулирования их работы на предприятиях ОПК заслуживает серьёзного внимания. – Завершилось оперативно-стратегическое учение «Центр-2011». Какие образцы продукции предприятий концерна проверялись на них? – Оперативно-стратегическое учение – важное событие не только для органов военного управления, командования соединений и воинских частей, участвующих в нём, но и для организаций оборонно-промышленного комплекса. Это серьёзный экзамен и для сотрудников оборонных предприятий, создающих и производящих новые образцы техники и вооружения. В мероприятиях учения на уровне округ (оперативно-стратегическое командование) – армия ПВО и ВВС приняли участие современные комплексы систем управления «Бастион-ЗА», призванные обеспечить контроль воздушной обстановки, решение оперативных задач авиации и ПВО в режиме реального масштаба времени. Мы получили для анализа интересный и ценный материал. В заключение скажу, что ОАО «Системы управления» при выполнении своих ближайших и перспективных задач в области автоматизации процессов, связанных с обороноспособностью, безопасностью и экономическим развитием государства, и впредь будет искать самые современные и рациональные решения. Для этого мы располагаем всем необходимым. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|