5 Октября 2011 года |
Тайны земли русской |
Среда |
|
||
В XVII веке на Руси жил Андрей Иванович Лызлов. Происходил он из рода служилых дворян, его дед - Аввакум-Фёдор - был воеводой, а затем составителем переписных книг в районе нынешнего Арзамаса (Нижегородская область). Сам Андрей Лызлов известен как историк и переводчик, участник Крымских (1687 и 1689 гг.) и Азовских (1695-1696 гг.) походов. В 1692 году он закончил работу над «Скифской историей», которая и увековечила его имя. При создании труда им использовался широкий круг русских и иностранных источников и исторических сочинений (летописи, хронографы, разрядные книги, варианты «Казанской истории»). ...Скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгал, и изменили имя свое, назвавшись тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих. Иными словами, скифы происходят из страны, которую они называли «Монгал», а тартарами они стали называться от имени реки. Примечательно, что наши предки, приверженцы дохристианской веры, считали покровителями своих земель бога Тарха и богиню Тару. Кстати, возле Омска течёт река, сохранившая своё древнее имя - река Тара, а в Омской области один из райцентров называется также Тара. В древних русских летописях, заметим, упоминаются князья братья Скиф, предки которых пришли из Сибири. ...И меньшая половина Скифии, которая над морем Ассийским, называется Тартария великая. Разделяется же Тартария великая от Скифии Имаусом, горою великою и знаменитою. По одну сторону то - Тартария, а по другую сторону то - Скифия, где обретается гора каменная, Кавказ названная, близко у моря Хвалисскаго. Море Ассийское современными исследователями однозначно не идентифицировано, возможно, речь идёт о Карском море, над которым могла «возвышаться» азиатская часть Скифии - Тартария Великая. По другой версии - это Индийский океан. Что касается моря Хвалисскаго, то здесь ясность есть. Это старославянское название Каспия, происходящее от названия жителей Хорезма, торговавших на этом море, - хвалисы. С географическими названиями, использовавшимися до XVIII века, много путаницы. Так, Азовское море с подачи древних греков долгое время называли Меотийским болотом. Земля к северу от реки Коракса (ныне река Кодор в Абхазии) и главного хребта Кавказских гор до «Меотийского болота» и Танаиса (реки Дон) называлась Сарматией, а восточнее - Азиатской Сарматией. Урал в древности именовали Рипейскими или Рифейскими горами, река Волга в древности - Ра (в Средние века - Итиль или Этель), Днепр - Борисфен (во времена Киевской Руси - Славутич). Имаус (Имаос) - у древних греков и римлян название Гималайского хребта! Возможно, Лызлов ошибочно считал, что Гималаи находятся значительно севернее их реального местонахождения, ближе к Уралу, и отделяют европейскую Скифию от азиатской Тартарии. ...Никогда побеждены не бывали [скифы], но всюду они побеждали. Дария царя перскаго из Скифии изгнали и славного перскаго самодержца Кира убили; Александра Великого гетмана, именем Зопирион, с воинством победили; Бактрианское и Парфиское царство основали. Никогда же чужой народ не попускали к себе входить, а своими [жителями] довольно всю Асию [Азию] населили. Зопирион - македонский военачальник, оставленный Александром Великим в качестве наместника Фракии (историческая область на востоке Балкан) и Понта (северо-восточная часть Малой Азии), вторгся в Скифию и разгромлен ими в 331 до н. э. В соседстве и в прилеглости с ними всегда жили славяне, прародители наши - Москва, россияне и прочие, а их же древние историки указывали общие границы и всех одинако скифами и сарматами называли. Марса хвалили за бога, а за богиню - Весту. Солнце, месяц, огонь в великом почтении имели. Хана великого царя своего, иже зовется Гог и Магог, то есть государь над государями и царь над царями на свете, весьма почитали, и вместо святого имели, и чтили, и величали. В мужестве же и в воинских делах тако искусны. От сих татар, изшедших к нам, ...савроматами уже пришли, их же называем крымские, монконские, перекопские, белгородские, очаковские и все те народы, иже обитают около озера Палюсмеотис, то есть Азовскаго моря. ...Неции [некоторые] же историки сих татар мнят быть от еврейского племени, так о том Ботер [Джованни Ботеро, 1533-1617 гг., автор сочинений по истории и географии] в книгах своих знаменитых утверждающе пишет. Что по разделению царства Иудина Израилева их же цари были в Самарии, яко о том явственно в Библии обретается [говорится]. После первых пленов от царей ассирийских на евреев наступила война Салманасара, царя ассирийскаго. Тот в два прихода свои на царя Иосию всё разорил... Самария - историческая область древнего Израиля. Некоторые современные авторы выводят её русское название от словосочетания «сами арии» и предполагают, что она была землёй, где одна из ветвей предков южных славян жила рядом племенами древних евреев. И оттуда в полтораста лет, яко пишет Есдра, убегали... [древние евреи], перейдя горы персидские и медские, пришли в страну Арсатер. Где была сия страна Арсатер, различно о том писатели домышляют. Нецыи [некоторые] же утверждают, что была та страна колхидская, а ныне зовется Мингрелия, ибо Иродот пишет, что народ тот детей своих обрезал. ...По обе стороны реки Волги, ниже реки Камы, между Великой Волгой и Белой Воложкой до большой Нагайской орды живёт народ болгарский. Страна, именуемая Болгары, обретающаяся по левой стороне реки Волги, вниз идущей, а ещё иностранцы и по обе стороны Волги полагают её... Название своё восприняла от народа, живущего там ещё прежде крещения российской земли, названного от реки Волга волгары или болгары, которые имели начало своё от преславного и многонароднаго народа славенскаго... Живущие же там много лет и слышавшие о некоторых соплеменных своих народах словенских, яко вандалах, цымбрах [кимрах], готах, и имя своё прославляющих, и в делах воинских цветущих, и победы восприемлющих, пришедших первыми на Чёрное море и на Меотское [Азовское море] и переживших там немалое время в покое. Татарове же назывались Заволжская орда, живя по той же реке Волге ниже болгарских границ даже до моря Каспийскаго. И с болгарами, выше живущими, составляли единый народ, такой же дикий. Соседства ради единонравие было [одна вера]. Сии все в российских летописцах назывались нижние болгары, с ними же князь Владимир Святославич, самодержец росский, многие брани имел, покорил их и дань наложил. Но оба [верхние и нижние болгары] от подданства отступили, но и после от прочих великих князей российских побеждаемы бывали, о чём свидетельствуется в Степенной российской книге на различных местах. «Степенная книга» - попытка системного изложения русской истории, предпринятая в начале 1560-х годов по инициативе митрополита Макария духовником царя Ивана IV Андреем (будущий митрополит Афанасий). Охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV включительно. А о начале своём те ордынцы сиё повест вуют. Яко во странах тех, откуда они изошли, была некая вдова, рода между ними знаменитого. Она некогда от любодеяния породила сына, именем Цынгиса [Чингисхана], первые её сыновья хотели убить его. Она же в своё оправдание глаголила: «Аз от лучей солнечных зачала есмь сына». И так тот её сын время от времени мужественным возрастал юношей и ту Заволжскую орду распространил и умножил множеством жителей, и дел мужественных деянием, и изобилием едва не все тамошние орды превосходит. И совершенно отсеяв всех иных диких степных жителей, народ тот, превосходящий мужеством и воинскими делами, славу свою размножил. Половцы же и печенеги были народ военный и мужественный, изшедший от народа готов и цымбров [кимров], ...от них же гепиды, и литва, и прусы старые явно произошли... Народы печенегов, и половцев, и ятвижев истинная суть есть литва и имеют между собою в наречии лишь малую разность, как поляки и россияны, житие имущие в Подлесии, где ныне Дрогичин [сегодня - районный центр Брестской области в Белоруссии]... Сии половцы и печенеги, изшедшии оттуда во времена былые, селения свои от полуночи к востоку наклоняющиеся над морем Меотским и Понтом Эвксином [Азовское и Чёрное моря], и также около Волги, и около Танаиса [Дон], и в Таврике [Крым], ныне называем её Перекопскою ордою, коши свои поставили. Иные историки тех половцов называли готами, и это истина есть, ибо когда были в соседстве российским странам, греческим же, и волосским [валашским - от топонима «Валахия» - историческая область на юге Румынии между Карпатами и Дунаем, там некогда располагалась столица скифов город Томис - ныне город Констанца], и польским странам пограничили, великие им пакости наездами своими чинили. Ибо чуждыми трудами и граблением непрестанно жили... Того же 1103-го лета и прозвали их россияне половцами... то есть грабителями, яко чужим полоном и граблением жили. Язык же с российским, и с польским, и с волоским [валашским] смешанный имели. Таким образом, Андрей Лызлов считал половцев потомками готов, которых современные историки называют германским народом. Он сформировался на юге современной Швеции и острове Готланд. Во II веке они переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы, дав толчок Великому переселению народов. Под их давлением вандалы и руги начали движение на юг, в свою очередь заставляя местное население перемещаться ещё южнее. Где-то в III веке готы пришли в Приднепровье (нынешняя Украина) и создали государство Ойум. Этот воинственный народ вынудил римского императора Аврелиана (270-275 гг.) оставить Дакию. Возможно, именно ими были воздвигнуты Змиевы валы - оборонительные земляные сооружения по берегам притоков Днепра южнее Киева. Они предназначались для защиты от кочевников с юго-востока, но это в последней трети IV века не спасло их гуннов. Готы покинули Ойум и отходить в западном направлении. В наши же европские страны пришествие сих незваных гостей [татар] знаменовала и яко бы провозвещала великая и необычная комета, являшаяся лета от Сотворения Мира 6719, а от воплощения Слова божия 1211, месяца мая, и осмь-на-десять дней пребывала, на востоке Солнца к половцам и к странам российским хвост обращающи. Того ради россияне, видящие общее бедство, не приняли татарских послов [1223 г.], советующих им, дабы в ту войну не вступали и половцам, вечным своим супостатом, не помогали... И всей землёю и Чёрным морем от Ачакова, а также реками Волгою, Доном, Ворсклом и Днепром и с Богом на помощь половцам пришли с воинством [русские князья]. ...На той-то брани между бесчисленными российскими воинствами убиены были славные богатыри и знаменитые победоносцы Добрыня Золотой Пояс, и Александр Попович со слугою своим Торопом, и иных славных богатырей российских много. О существовании былинного Добрыни Никитича (Рязанца) известно из русских летописей. Добрыня Золотой Пояс родился в Старой Рязани в купеческой семье. Его отец - Никита Романович. Своё прозвище Золотой Пояс Добрыня получил, вероятно, от профессии своего отца. Богатые русские купцы в немецких хрониках именуются «золотыми поясами». Добрыня находился на службе у ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Историческим же прототипом Алёши Поповича послужил, как предполагается, ростовский боярин Александр (Алёша) Попович. В битве на реке Калке, или Калкаце, как говорится в Тверской летописи, в 1223 году погибли 72 богатыря, в том числе Добрыня Никитич и Александр (Алёша) Попович: «Убиша же на том бою: и Александра Поповича, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязанича Златаго Пояса, и седмьдесят великих и храбрых богатырей». Тогда летописец с горечью отметил: «С той поры перевелись богатыри на Руси». Краснодар. На фото: Скифский лучник. Изображение на блюде V века. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|