на главную страницу

5 Октября 2011 года

Тайны земли русской

Среда

Версия для печати

«Скифская история» Андрея Лызлова

Сергей СЕРГЕЕВ.



В XVII веке на Руси жил Андрей Иванович Лызлов. Происходил он из рода служилых дворян, его дед - Аввакум-Фёдор - был воеводой, а затем составителем переписных книг в районе нынешнего Арзамаса (Нижегородская область). Сам Андрей Лызлов известен как историк и переводчик, участник Крымских (1687 и 1689 гг.) и Азовских (1695-1696 гг.) походов. В 1692 году он закончил работу над «Скифской историей», которая и увековечила его имя. При создании труда им использовался широкий круг русских и иностранных источников и исторических сочинений (летописи, хронографы, разрядные книги, варианты «Казанской истории»).
Лызлов был ярым приверженцем христианской веры, поэтому все исторические персонажи, придерживающиеся других вероисповеданий и мировоззренческих взглядов, описаны им, естественно, в чёрных тонах («поганые», «басурманы», «дьяволы»). Но это всё же не снижает фактологической ценности его работы, из которой следует, что далёкое прошлое Руси преподнесено нам в школьных учебниках далеко не адекватно и многие события оказались в «зоне умолчания». К примеру, выясняется, что в период, который принято называть временем татаро-монгольского ига, на просторах Отечества шла ожесточённая религиозная борьба между представителями одного и того же народа, исповедовавшими разные веры. Под «татарами» и «погаными» Лызловым понимались булгары, русские, черкасы, готы, сарматы, остяки, вятичи, которые упорно придерживались древних верований своих предков.
К сожалению, современные историки игнорируют собранные Лызловым сведения, которые не совсем укладываются в рамки концепции, сложившейся во времена Екатерины II, принявшей деятельное участие в создании истории Российской империи.
Наш многолетний читатель из Краснодара, преподаватель одного из вузов города, прислал в редакцию подобранные им выдержки из «Скифской истории» и свои комментарии (даются курсивом). Эта книга, на его взгляд, позволяет несколько иначе, чем это принято, взглянуть на ряд событий нашего далёкого прошлого.

     
О Скифии и Тартарии

     ...Скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгал, и изменили имя свое, назвавшись тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих.
     Иными словами, скифы происходят из страны, которую они называли «Монгал», а тартарами они стали называться от имени реки. Примечательно, что наши предки, приверженцы дохристианской веры, считали покровителями своих земель бога Тарха и богиню Тару. Кстати, возле Омска течёт река, сохранившая своё древнее имя - река Тара, а в Омской области один из райцентров называется также Тара. В древних русских летописях, заметим, упоминаются князья братья Скиф, предки которых пришли из Сибири.
     
* * *

     ...И меньшая половина Скифии, которая над морем Ассийским, называется Тартария великая. Разделяется же Тартария великая от Скифии Имаусом, горою великою и знаменитою. По одну сторону то - Тартария, а по другую сторону то - Скифия, где обретается гора каменная, Кавказ названная, близко у моря Хвалисскаго.
     Море Ассийское современными исследователями однозначно не идентифицировано, возможно, речь идёт о Карском море, над которым могла «возвышаться» азиатская часть Скифии - Тартария Великая. По другой версии - это Индийский океан. Что касается моря Хвалисскаго, то здесь ясность есть. Это старославянское название Каспия, происходящее от названия жителей Хорезма, торговавших на этом море, - хвалисы.
     С географическими названиями, использовавшимися до XVIII века, много путаницы. Так, Азовское море с подачи древних греков долгое время называли Меотийским болотом. Земля к северу от реки Коракса (ныне река Кодор в Абхазии) и главного хребта Кавказских гор до «Меотийского болота» и Танаиса (реки Дон) называлась Сарматией, а восточнее - Азиатской Сарматией. Урал в древности именовали Рипейскими или Рифейскими горами, река Волга в древности - Ра (в Средние века - Итиль или Этель), Днепр - Борисфен (во времена Киевской Руси - Славутич).
     Имаус (Имаос) - у древних греков и римлян название Гималайского хребта! Возможно, Лызлов ошибочно считал, что Гималаи находятся значительно севернее их реального местонахождения, ближе к Уралу, и отделяют европейскую Скифию от азиатской Тартарии.
     ...Никогда побеждены не бывали [скифы], но всюду они побеждали. Дария царя перскаго из Скифии изгнали и славного перскаго самодержца Кира убили; Александра Великого гетмана, именем Зопирион, с воинством победили; Бактрианское и Парфиское царство основали. Никогда же чужой народ не попускали к себе входить, а своими [жителями] довольно всю Асию [Азию] населили.
     Зопирион - македонский военачальник, оставленный Александром Великим в качестве наместника Фракии (историческая область на востоке Балкан) и Понта (северо-восточная часть Малой Азии), вторгся в Скифию и разгромлен ими в 331 до н. э.
     
* * *

     В соседстве и в прилеглости с ними всегда жили славяне, прародители наши - Москва, россияне и прочие, а их же древние историки указывали общие границы и всех одинако скифами и сарматами называли.
     
* * *

     Марса хвалили за бога, а за богиню - Весту. Солнце, месяц, огонь в великом почтении имели. Хана великого царя своего, иже зовется Гог и Магог, то есть государь над государями и царь над царями на свете, весьма почитали, и вместо святого имели, и чтили, и величали. В мужестве же и в воинских делах тако искусны.
     От сих татар, изшедших к нам, ...савроматами уже пришли, их же называем крымские, монконские, перекопские, белгородские, очаковские и все те народы, иже обитают около озера Палюсмеотис, то есть Азовскаго моря.
     
* * *

     ...Неции [некоторые] же историки сих татар мнят быть от еврейского племени, так о том Ботер [Джованни Ботеро, 1533-1617 гг., автор сочинений по истории и географии] в книгах своих знаменитых утверждающе пишет. Что по разделению царства Иудина Израилева их же цари были в Самарии, яко о том явственно в Библии обретается [говорится]. После первых пленов от царей ассирийских на евреев наступила война Салманасара, царя ассирийскаго. Тот в два прихода свои на царя Иосию всё разорил...
     Самария - историческая область древнего Израиля. Некоторые современные авторы выводят её русское название от словосочетания «сами арии» и предполагают, что она была землёй, где одна из ветвей предков южных славян жила рядом племенами древних евреев.
     И оттуда в полтораста лет, яко пишет Есдра, убегали... [древние евреи], перейдя горы персидские и медские, пришли в страну Арсатер. Где была сия страна Арсатер, различно о том писатели домышляют. Нецыи [некоторые] же утверждают, что была та страна колхидская, а ныне зовется Мингрелия, ибо Иродот пишет, что народ тот детей своих обрезал.
     
О болгарах верхних и нижних

     ...По обе стороны реки Волги, ниже реки Камы, между Великой Волгой и Белой Воложкой до большой Нагайской орды живёт народ болгарский. Страна, именуемая Болгары, обретающаяся по левой стороне реки Волги, вниз идущей, а ещё иностранцы и по обе стороны Волги полагают её...
     Название своё восприняла от народа, живущего там ещё прежде крещения российской земли, названного от реки Волга волгары или болгары, которые имели начало своё от преславного и многонароднаго народа славенскаго...
     Живущие же там много лет и слышавшие о некоторых соплеменных своих народах словенских, яко вандалах, цымбрах [кимрах], готах, и имя своё прославляющих, и в делах воинских цветущих, и победы восприемлющих, пришедших первыми на Чёрное море и на Меотское [Азовское море] и переживших там немалое время в покое.
     
* * *

     Татарове же назывались Заволжская орда, живя по той же реке Волге ниже болгарских границ даже до моря Каспийскаго. И с болгарами, выше живущими, составляли единый народ, такой же дикий. Соседства ради единонравие было [одна вера].
     Сии все в российских летописцах назывались нижние болгары, с ними же князь Владимир Святославич, самодержец росский, многие брани имел, покорил их и дань наложил. Но оба [верхние и нижние болгары] от подданства отступили, но и после от прочих великих князей российских побеждаемы бывали, о чём свидетельствуется в Степенной российской книге на различных местах.
     «Степенная книга» - попытка системного изложения русской истории, предпринятая в начале 1560-х годов по инициативе митрополита Макария духовником царя Ивана IV Андреем (будущий митрополит Афанасий). Охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV включительно.
     
О Чингисхане

     А о начале своём те ордынцы сиё повест
     вуют. Яко во странах тех, откуда они изошли, была некая вдова, рода между ними знаменитого. Она некогда от любодеяния породила сына, именем Цынгиса [Чингисхана], первые её сыновья хотели убить его. Она же в своё оправдание глаголила: «Аз от лучей солнечных зачала есмь сына».
     И так тот её сын время от времени мужественным возрастал юношей и ту Заволжскую орду распространил и умножил множеством жителей, и дел мужественных деянием, и изобилием едва не все тамошние орды превосходит. И совершенно отсеяв всех иных диких степных жителей, народ тот, превосходящий мужеством и воинскими делами, славу свою размножил.
     
О половцах

     Половцы же и печенеги были народ военный и мужественный, изшедший от народа готов и цымбров [кимров], ...от них же гепиды, и литва, и прусы старые явно произошли... Народы печенегов, и половцев, и ятвижев истинная суть есть литва и имеют между собою в наречии лишь малую разность, как поляки и россияны, житие имущие в Подлесии, где ныне Дрогичин [сегодня - районный центр Брестской области в Белоруссии]...
     
* * *

     Сии половцы и печенеги, изшедшии оттуда во времена былые, селения свои от полуночи к востоку наклоняющиеся над морем Меотским и Понтом Эвксином [Азовское и Чёрное моря], и также около Волги, и около Танаиса [Дон], и в Таврике [Крым], ныне называем её Перекопскою ордою, коши свои поставили.
     
* * *

     Иные историки тех половцов называли готами, и это истина есть, ибо когда были в соседстве российским странам, греческим же, и волосским [валашским - от топонима «Валахия» - историческая область на юге Румынии между Карпатами и Дунаем, там некогда располагалась столица скифов город Томис - ныне город Констанца], и польским странам пограничили, великие им пакости наездами своими чинили. Ибо чуждыми трудами и граблением непрестанно жили...
     Того же 1103-го лета и прозвали их россияне половцами... то есть грабителями, яко чужим полоном и граблением жили.
     
* * *

     Язык же с российским, и с польским, и с волоским [валашским] смешанный имели.
     Таким образом, Андрей Лызлов считал половцев потомками готов, которых современные историки называют германским народом. Он сформировался на юге современной Швеции и острове Готланд. Во II веке они переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы, дав толчок Великому переселению народов. Под их давлением вандалы и руги начали движение на юг, в свою очередь заставляя местное население перемещаться ещё южнее. Где-то в III веке готы пришли в Приднепровье (нынешняя Украина) и создали государство Ойум. Этот воинственный народ вынудил римского императора Аврелиана (270-275 гг.) оставить Дакию. Возможно, именно ими были воздвигнуты Змиевы валы - оборонительные земляные сооружения по берегам притоков Днепра южнее Киева. Они предназначались для защиты от кочевников с юго-востока, но это в последней трети IV века не спасло их гуннов. Готы покинули Ойум и отходить в западном направлении.
     
О битве на Калке

     В наши же европские страны пришествие сих незваных гостей [татар] знаменовала и яко бы провозвещала великая и необычная комета, являшаяся лета от Сотворения Мира 6719, а от воплощения Слова божия 1211, месяца мая, и осмь-на-десять дней пребывала, на востоке Солнца к половцам и к странам российским хвост обращающи.
     Того ради россияне, видящие общее бедство, не приняли татарских послов [1223 г.], советующих им, дабы в ту войну не вступали и половцам, вечным своим супостатом, не помогали...
     И всей землёю и Чёрным морем от Ачакова, а также реками Волгою, Доном, Ворсклом и Днепром и с Богом на помощь половцам пришли с воинством [русские князья].
     ...На той-то брани между бесчисленными российскими воинствами убиены были славные богатыри и знаменитые победоносцы Добрыня Золотой Пояс, и Александр Попович со слугою своим Торопом, и иных славных богатырей российских много.
     О существовании былинного Добрыни Никитича (Рязанца) известно из русских летописей. Добрыня Золотой Пояс родился в Старой Рязани в купеческой семье. Его отец - Никита Романович. Своё прозвище Золотой Пояс Добрыня получил, вероятно, от профессии своего отца. Богатые русские купцы в немецких хрониках именуются «золотыми поясами». Добрыня находился на службе у ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Историческим же прототипом Алёши Поповича послужил, как предполагается, ростовский боярин Александр (Алёша) Попович.
     В битве на реке Калке, или Калкаце, как говорится в Тверской летописи, в 1223 году погибли 72 богатыря, в том числе Добрыня Никитич и Александр (Алёша) Попович: «Убиша же на том бою: и Александра Поповича, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязанича Златаго Пояса, и седмьдесят великих и храбрых богатырей». Тогда летописец с горечью отметил: «С той поры перевелись богатыри на Руси».

     
Краснодар.

     
На фото: Скифский лучник. Изображение на блюде V века.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex